Что такое художественно-эстетическое развитие в раннем возрасте?
Что влияет на формирование чувства вкуса и стремление к творчеству?
Рассмотрим эти и другие вопросы в нашей статье. Содержание:
- Цели и задачи художественно-эстетического развития
- Приемы и методы
- Виды художественно-эстетической деятельности
- Функции
- Окружение ребенка как средство эстетического воспитания
Цели и задачи художественно-эстетического развития
Если родители хотят воспитать в малыше гармоничную личность, то необходимо уделять время его всестороннему обучению.Одна из его важнейших составляющих — это художественно-эстетическое развитие. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка видеть красоту окружающего мира и искусства, а также создавать эту красоту самому. Для достижения этой цели используются такие задачи:
- показать ребенку ценность красивого, изящного, прекрасного;
- учить воспринимать эстетику в повседневной жизни и в искусстве;
- прививать эмоциональную отзывчивость и чувство вкуса;
- поощрять стремление к творчеству.
Приемы и методы художественно-эстетического развития
Эти приемы и методы зависят от возраста дошкольника и его личностных особенностей. В раннем возрасте это могут быть:- рассматривание картин, репродукций;
- наблюдение за природой и объектами искусства;
- музыкальные пальчиковые игры;
- песенки, потешки;
- литературные тексты;
- привлечение к обсуждению игрушек или сказочных героев;
- обучение рисованию — пассивные движения ребенка карандашом или кистью, а также прямой показ того предмета, который нужно изобразить;
- самостоятельная творческая деятельность;
- тематические праздники.
- сравнение картин, предметов;
- анализ и самоанализ творческих работ;
- вовлечение в познавательную беседу;
- обследование того предмета, который нужно изобразить;
- рисование по памяти сказочных героев, сюжетов из книги.
Виды художественно-эстетической деятельности
Прививать ребенку чувство прекрасного и стремление к созидательной деятельности можно с помощью 4 направлений работы.Изобразительная деятельность
Занятия изо формируют чувство цвета, формы, размеров. Кроме этого они прививают эстетическое отношение к окружающему миру и знакомят малыша с различными видами искусства. К изобразительной деятельности можно отнести:- рисунки;
- лепку;
- аппликацию.
Музыкальная деятельность
Эти упражнения развивают эмоциональность ребенка, а также учат его видеть образы в музыке. И, конечно, формируют слух и чувство ритма. Этому способствуют:- слушание мелодий и звуков природы;
- самостоятельное “музицирование” на музыкальном инструменте;
- игра в “оркестр”, сопровождение мелодии.
Конструктивно-модельная деятельность
Такие занятия учат ребенка замечать особенности предметов и материалов, планировать, моделировать, строить и украшать. Это может быть:- игровая деятельность с различными видами конструкторов;
- создание построек для игры;
- воспроизведение моделей-изображений из конструкторов;
- поделки из природных материалов, ткани, ниток, бумаги или картона.
Театральная деятельность
Театр позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, познакомить его с миром человеческих чувств, а также научить сопереживанию. Кроме этого, красивые декорации и костюмы, движения и жесты формируют у ребенка эстетические ценности. А литературный текст развивает у детей художественную речь.- игры-забавы;
- хороводы;
- кукольные театры;
- инсценирование сказок.
Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников
Считается, что художественно-эстетическая деятельность выполняет такие функции в детском развитии:- обучение — она расширяет представления об окружающем мире;
- воспитание — с ее помощью дети приобщаются к культуре, учатся видеть прекрасное;
- коммуникация — ребята учатся общаться в процессе обсуждения или выполнения задания;
- творчество — они тренируются создавать образы, близкие к эталону красоты;
- развлечение — игровая форма занятий увлекает и дарит хорошее настроение;
- релаксация — эта деятельность успокаивает, умиротворяет, раскрывает, дарит эмоциональное благополучие.