10Дек
    2021
    0
    Что такое логоритмика и зачем она нужна

    Для того чтобы речь правильно развивалась, а также для ее исправления, педагоги применяют логоритмику. В чем суть метода? Как проходят занятия? Как их подобрать по возрасту ребенка и решить поставленные задачи? Попробуем разобраться.

     

    Что такое логоритмика

    Логоритмика коррекционный метод работы с детьми, основанный на наборе двигательных упражнений в форме игры. В нем музыка, физическая активность и слова стихотворений и песен используются в совокупности. В логоритмике специально подобранные движения сопровождаются произношением в такт музыке подготовленного речевого материала. Перечисленные ниже занятия часто встречаются в логоритмике.

    • ходьба или марширование под музыку;
    • упражнения на внимание и память;
    • упражнения на тренировку дыхания;
    • работа над артикуляцией;
    • ритмика;
    • упражнения на нормализацию мышечного тонуса;
    • речевые разминки;
    • пальчиковые игры;
    • обучение счету в форме игры и другие.

    Больше занятий о развитии речи на https://slovocentr.ru/

    Цели и задачи логоритмики

    Главная цель логоритмики — правильное развитие речи и устранение связанных с ней проблем у ребенка. Поэтому эти занятия предполагают выполнение следующих ключевых задач:

    • формирование правильного дыхания во время речи;
    • развитие чувства ритма и музыки;
    • научить ребенка говорить плавно;
    • улучшение общей и мелкой моторики;
    • развитие фонематического слуха;
    • развитие слухового внимания и памяти;
    • развитие артикуляции;
    • формирование правильной осанки, походки, плавности движений.

    Специалисты особенно рекомендуют проводить подобные занятия с детками, у которых присутствует задержка в развитии речи, трудности при произношении конкретных звуков, заикание и другие проблемы.

     

    Связь моторного и речевого ритмов

    Моторный ритм (движение) и речевой (речь), несомненно, имеют некую связь. Звуковая и музыкальная формы речи в виде повторения звуков усваиваются ребенком еще до понимания их смыслового значения. Поэтому стихотворения, считалочки, повторение дней недели, месяцев, букв алфавита в стихотворной форме быстро запоминаются детьми дошкольного возраста путем их регулярного воспроизведения.

    Ритмичные движения также нетрудно запомнить и повторить. Иными словами, если показать ребенку ритмичные движения и говорить при этом им в такт в необходимом ему темпе, он сможет разговаривать плавно и спокойно вне занятий.

    Сочетание речи, музыки, ритма и движений в процессе логоритмики положительно влияет на центральную нервную систему и регулирует эмоциональное состояние.

    Что такое логоритмика и зачем она нужна

    Каким деткам не обойтись без логоритмики

    Если у ребенка наблюдаются упомянутые далее проблемы становления речи, им просто необходима логоритмика.

    • задержка развития речи;
    • проблемы звукопроизношения;
    • заикание;
    • моторная алалия;
    • дизартрия;
    • развитость моторики или координации движений в незначительной степени;
    • ослабление тонуса мышц из-за частых болезней.
    • речевой негативизм.

    Особую пользу занятия логоритмикой принесут детям возраста от 2 до 4 лет, поскольку в это время речь формируется наиболее активно.

     

    Виды логоритмических упражнений

    Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

    Формирование диафрагмального дыхания, силы, длительность выдоха и его правильное распределение — ключевые задачи данного вида упражнений. Постоянные занятия делают голос более выразительным, а тренировка артикуляции позволяет научиться правильному звукопроизношению, сделать язык, губы и челюсти подвижными. А также такие упражнения являются отличной профилактикой. Рассмотрим их подробнее.

    • «Кораблик». Для занятия нужно подготовить бумажный кораблик и попросить малыша дуть на него так, чтобы он добрался до другого края стола.
    • «Буря в стакане». Можно показать малышу, что можно не только втягивать в себя напитки во время питья из трубочки, но и выдувать через нее воздух. Затем пусть ребенок попробует сам создать такую бурю. Упражнение будет еще эффективнее, если переходить от толстых соломинок к более тонким.
    • «Три медведя» (с 3 лет). Нужно рассказать ребенку сказку Л. Толстого «Три медведя», а затем вместе разыграть голоса всех трех мишек — низкий, обычный и высокий. Далее предложить произнести сначала звук «Э!», а затем некоторые реплики из сказки (к примеру, «Кто сидел на моем стуле и сломал его?») голосами разной высоты.
    • «Рыжик»:

    Раз-два-три-четыре-пять,

    Будем с Рыжиком гулять (маршируют)!

    Раз-два-три-четыре,

    Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот).

    Пожевали (жевательные движения), постучали (стучат зубами)

    И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).

    Кот снежинки ртом ловил (ловят ртом воображаемые снежинки),

    Влево, вправо он ходил (двигают языком вправо-влево).

    Скучно Рыжику, ребятки,

    Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).

    По мере успешного преодоления речевых проблем количество таких занятий в середине и конце лоритмического курса снижается, но не исключается, так как необходимо придерживаться преемственности в использовании материалов.

    Что такое логоритмика и зачем она нужна

    Упражнения на активизацию внимания и памяти

    Дети, взрослея, учатся рассредотачивать внимание между несколькими занятиями, при этом происходит развитие моторной памяти, зрительной и слуховой. Игры могут быть следующими.

    • можно попросить ребенка назвать как можно больше животных, которые живут в указанных вами местах (лес, деревня, город и пр.);
    • по мере произношения вами ряда слов, ребенок хлопает в ладоши над головой, если будет названо, например, живое и маленькое;
    • «Солнце или дождик». Здесь можно предложить ребенку представить, что сейчас он гуляет на улице. Если погода хорошая — нужно звенеть бубном, и ребенок может «гулять». Если начинается дождь — ударить в бубен и позвать малыша спрятаться под зонт.

     

    Речевые упражнения без музыкального сопровождения

    Они заключаются в размеренном проговаривании текста стихотворений и синхронном выполнении действий. Это и будет ритмической основой для физических упражнений. Для этого вида подойдут следующие занятия.

    1. Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:

    Едем, едем, долго едем.

    Очень длинен этот путь.

    Скоро до Москвы доедем,

    Там и сможем отдохнуть.

    Вот поезд наш едет,

    Колеса стучат,

    А в поезде нашем

    Ребята сидят.

     

    Переходят на нормальный шаг:

     

    Чу-чу, чу-чу, чу-чу,

    Бежит паровоз,

    Далеко, далеко

    Ребят он повез.

     

    Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:

    Плыли гусята — красные лапки,

    Озером, озером — все по порядку.

    Серые плыли, белые плыли,

    Красными лапками воду мутили.

    Ходьба по кругу на носках:

    Маме надо отдыхать.

    Маме хочется поспать,

    Я на цыпочках хожу,

    Я ее не разбужу.

    1. «Листья»

    Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся, расставив руки в стороны).

    Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают).

    И под ногами шуршат, шелестят (движения руками влево-вправо),

    Будто опять закружиться хотят (снова кружатся на носочках).

     

    Ритмические упражнения

    Поскольку наша речь строится не без помощи ритма, ребенку стоит объяснить, как обращать внимание на ритмическую составляющую слогов, слов и фраз. Для заикающихся детей это особенно актуально. Задача занятий — формирование у ребенка во время движений чувства музыкального ритма. Для начала можно воспользоваться стихотворение «Бум»:

    С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум!

    (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).

    Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

    С барабаном за плечами. Бум-бум-бум!

    Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

    Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

    Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

    Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

    И удары раздавались: Бум-бум-бум!

    Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

    Глаз до зорьки не сомкнули!  Бум-бум-бум! 

    Развитие чувства темпа

    Эти занятия нужны, чтобы работать над речевым темпом при помощи темпа музыкального, что наравне с ритмикой необходимо детям, страдающим заиканием и имеющим проблемы с ритмом речи.

    • «Лягушки и цапли». Под небыструю музыку дети ходят по кругу вприсядку, под музыку быстрее — переходят на легкий бег и поднимают и опускают руки вверх-вниз.
    • «Большие ноги шли по дороге». Взрослый произносит слова: «Большие ноги шли по дороге…», малыши, медленно шагая на месте, высоко поднимают ножки и произносят «топ-топ». Под слова «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте маленькими шагами и быстро говорят «топ-топ-топ». Упражнение выполняется как с музыкой, так и без нее.

     

    Пальчиковые игры

    В развитии речи одну из важных ролей играет развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры в сопровождении стихотворений с четким проговариваем текста или под музыку. Будет уместно использовать мелкие предметы и игрушки — карандаши, шарики, счетный материал.

    • Пять и пять пошли гулять. Весело играть! (сжимание — разжимание пальцев рук).

    Повернулись, улыбнулись, (вращение кистей рук)

    В кулачок опять свернулись. Какие молодцы! (стучать кулачками)

    • «Загибание пальчиков»

    Во двор пришли гулять (указательный и средний пальцы «идут»).

    Снежную бабу лепили (лепят комочки),

    Крошками кормили (крошат крошки).

    С горки мы потом катались (указательным пальцем ведут по ладони другой руки),

    Еще в снегу валялись (поворачивают ладони).

    В снегу домой пришли (отряхивают),

    Суп, и спать легли (воображаемой ложкой едят, руки под щеку).

     

    Упражнения на развитие мимики

    Речевые нарушения у детей могут повлечь не слишком яркую мимику — лицевые мышцы вялые и малоподвижные. Следующие упражнения ориентированы на активность губ и щек:

    «Плакса» — ребенок зажмуривает глаза;
    «Надуем шарик» — надувает щеки с сопротивлением и без;
    «Мы удивились» — приподнимает и опускает брови;
    «Тигренок» — оскаливает зубки;
    «Упрямые бараны» — хмурит лоб и т.д.

    Можно предложить ребенку разыграть мимикой несколько этюдов. Например, «Подарок», «Раздумье», «Кукла заболела».

     

    Артикуляционные упражнения

    Для правильного развития артикуляции существуют упражнения для губ, языка, нижней челюсти как с музыкой, так и без:

    • «Прятки» — плотное смыкание губ чередуется с широкой улыбкой и обнажением зубов;
    • «Вкусное варенье» — язык скользит по губам, как будто слизывает варенье;
    • «Футбол» — язык двигается то в одну, то в другую сторону во рту с выпячиванием щеки;
    • «Чистка зубов» — язык обводит зубы круговыми движениями.

     

    Упражнения на развитие фонематического восприятия

    Правильное звукопроизношение не будет возможным без тренировки фонематического слуха, поскольку, чтобы произнести звук, необходимо уметь различать его на слух.

    Предложите ребенку угадать, далеко или близко находится колокольчик, а затем воспроизвести звуки громко или тихо. Например, корова мычит «му-му-му» громко и «му-му-му» тихо, часы тикают громко и тихо. Собака лает, гогочет гусь, мычит корова и так далее.

    Далее в каждом слове нужно назвать только первый звук (А, О, И, или У): акула, улитка, ослик, облако, утка, укроп, азбука, алфавит, апельсин, игла, успех, игра, охать, Африка, инжир, утро, икра, индюк, утюг, аттракцион, Айболит, артист, антилопа, улица, овца.

     

    Коррекция звукопроизношения

    Можно начать с тренировки слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики. После звук автоматизируется и дифференцируется.

    «Ложки». Одновременно произносим слоги и стучим ложками. Первые два слога — тихо, а третий — громко.  Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит? Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм! Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.

     

    Занятия по возрастам

    С какого возраста рекомендуется начинать занятия?

    Начиная с периода раннего младенчества родители могут самостоятельно заниматься с малышом логоритмикой, правда, пока такие занятия будут пассивными в силу его возраста. Очень полезно читать ему стишки, потешки — обязательно артистично и с выражением, петь песни, похлопывая в такт в ладоши.

    Начиная с 2 лет и 6 месяцев стоит продолжать групповые занятия логоритмикой. Но если у ребенка присутствуют задержки в развитии, не будет лишним заниматься с педагогом индивидуально.

    Что такое логоритмика и зачем она нужна

    От 0 до 2 с половиной лет

    Выше упоминалось, что таким деткам могут понравиться стишки, прибаутки, потешки, веселые песенки. Можно начать читать младенцу, размеренно хлопая в ладоши. Ближе к году — помочь ему двигаться, например, таким образом: поднять или опустить ручки, попробовать прохлопать ритм стишка или песенки.

     

    От 2,5 до 4 лет

    В этот период дети довольно активны, начинают общаться со сверстниками, а взрослые все больше начинают понимать их речь. Об этом следует помнить и на занятиях.

    Например, игра «Вьюга». Спросите: «Как дует зимний ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер?» Малыш после глубокого вдоха через нос на выдохе протягивает звук «У-у-у…»

    «Большие и маленькие капельки». Родитель или педагог сообщает ребенку, что начался дождик. Можно включить аудиозапись дождя и послушать ее с закрытыми глазами. «Как стучат большие капли? Правильно, они стучат медленно — кап, кап, кап, кап. А маленькие капельки как? Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…» Задание для ребенка — произнести текст, хлопая ладошками по коленкам в заданном вами ритме.

     

    От 4 до 6 лет

    В перечень предыдущих занятий стоит включить логопедическую гимнастику и чистоговорки для тренировки произношения звуков:

    • «Черепаха» (самомассаж)

    Шла купаться черепаха (ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)

    И кусала всех со страха:

    Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

    Никого я не боюсь!

    • Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)

    Цы-цы-цы — в огороде огурцы (хлопаем в ладоши).

    Ица-ица-ица — прилетела к нам синица (делаем легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья).

    Рец-рец-рец — поклевала огурец (стучим указательным пальцем по коленям).

    Цу-цу-цу — всем я дам по огурцу (ритмично вытягиваем руки вперед и затем прижимать к груди).

     

    От 6 до 8 лет

    Дети уже способны выполнить почти любые движения, они силен и энергичен.

    • «Замри» (развитие реакции, творческих способностей). Под энергичную музыку малыш бегает, изображая какого-либо животного. Когда музыка останавливается, карапуз замирает в образе этого животного. Взрослый угадывает, кого же ребенок изобразил.
    • Пение (тренировка плавности речи, постановка дыхания и голоса). Подойдет любая песня, которую любит ребенок.

     

    Правила проведения логоритмических занятий

     

    Как часто необходимо заниматься?

    Проводить занятия рекомендуется как минимум дважды в неделю. Заикающимся детям стоит заниматься от 3 раз в неделю, желательно больше. Моментального эффекта ожидать не стоит. Увидеть результаты можно как минимум спустя шесть месяцев, а может и год.

     

    Результаты занятий

    Результаты курса логоритмики обуславливаются поставленными целями и возрастом ребенка. Но к ключевым результатам следует отнести:

    • Правильное речевое и физиологическое дыхание;
    • Правильная артикуляция отельных звуков и в составе слогов, различие парных согласных звуков;
    • Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти;
    • Улучшение результатов мониторинга речевого развития;
    • Движения выполняются ритмично, в соответствии со словами, выразительно передаются характеры, образы;
    • Голос способен к модуляции, плавность и интонационная выразительность речи сформирована, ребенок умеет правильно брать дыхание во время пения;
    • Улучшение координации движений пальцев рук и кистей, моментальная реакция на смену движений.

     

    Как заниматься дома

    Сначала стоит ознакомиться с упражнениями, которыми педагоги детских дошкольных учреждений, а может, и начальной школы, проводят с детьми. Далее выбрать подходящие вашему ребенку по возрасту, а также отвечающие вашим потребностям.

    Необходимо обратить внимание на настроение ребенка, выбрать удобное время для вас обоих. Начинать занятия можно с самых простых заданий: покажите, как дует ветерок, как едет поезд, как тикают часы и так далее.

    Если заниматься логоритмикой системно, шаг за шагом усложняя задания, не перегружая при этом малыша, можно добиться прогресса в развитии правильного звукопроизношения и культуры речи. Логоритмические упражнения могут стать одними из ваших любимых совместных занятий.

     

    Мультики с логоритмическими песенками

    Просмотр мультфильмов — не самое лучшее времяпрепровождение для маленького человека. Однако мультики и видеоклипы с логоритмическими песенками могут принести заметную пользу. На просторах Интернета немало коротких мультиков по данной теме, стоит только ввести соответсвующий запрос в поисковую строку. Это неплохой способ с пользой занять малыша.

    В качестве заключения можно подчеркнуть, что физические упражнения в комбинации с музыкой положительно влияет на здоровье и развитие детей. Логоритмика помогает предотвратить многие проблемы с речью ребенка и решить уже имеющиеся.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}