25Мар
2018
0
Зависимость от компьютера

Внедрение в жизнь человека компьютерной техники повлекло за собой не только обширное распространение информации, увеличение вариантов для развлечения, изменение в подходах к работе, но и вызвало неприятные последствия: игровую зависимость.

Психологи и педагоги бьют тревогу, сообщая, что возраст зависимости от компьютера значительно уменьшился, если пять лет назад преимущественно страдали подростки 14–16 лет, то на сегодняшний день уже встречаются дети 8–10 лет с явными признаками заболевания.

Как уберечь малыша от зависимости? Решению этого вопроса посвящено много исследований ученых и психологов. Они сходятся во мнении, чтобы избежать негативного влияния компьютера на ребенка важно:

  • Соблюдение правил использования компьютерной техникой.
  • Искоренить причины, по которым возможно стремление уйти от реальности.
  • Профилактика и контроль.

Простые, на первый взгляд, условия предполагают под собой работу с ребенком, которую рекомендуется проводить еще до знакомства с компьютером, в первые дни приобщения к современным технологиям. Давайте посмотрим подробно, как предупредить появление сложного заболевания — компьютерную зависимость.

Причины появления компьютерной зависимости

Чаще всего с зависимостью от компьютера сталкиваются родители младших школьников и подростков. Если начать разбираться, где начиналось заболевание, то чаще причины появляются еще в дошкольный период при недостаточном внимании родителей к важным сторонам развития ребенка.

Самыми распространенными причинами появления компьютерной зависимости являются:

  • Сложности в коммуникации со сверстниками. Не всем детям легко дается общение. Некоторым требуется помощь родителей в научении простым способам заведения друзей, разъяснении правил общения. Особенно страдают дети, имеющие особенности, не всегда им удается легко вписаться в коллектив. Отсутствие полноценного общения ведет к попытке сбежать в другой мир, где намного проще;
  • Недостаток внимания от родителей, конфликты. Если малыш не получает достаточного количества внимания или родители конфликтуют между собою, то реальный мир становится для крохи некомфортным. Малыш ищет способ восполнить недостающее, создать мир, в котором ему будет комфортно;
  • Низкая самооценка, застенчивость. Ребенок, который считает себя хуже других, имеет сложности в общении часто ищет способ реализовать потенциал при помощи характерных игр. Выбор падает на варианты, отображающие те стороны, которых, по мнению крохи, ему недостает;
  • Желание «быть как все». Если в кругу друзей малыша обсуждаются различные игры, ролики и другие компьютерные развлечения, отсутствуют реальные хобби или увлечения, то, стремясь быть подобным своим сверстникам, поддержать разговор ребенок обращается к наиболее обсуждаемому в коллективе;
  • Отсутствие хобби, увлечений. Дети, не имеющие увлечений, часто обладают большим количеством свободного времени, которое не знают, как применить, вследствие этого они находят простой выход из ситуации: компьютерные игры.

Существует еще ряд дополнительных причин, которые влияют на формирование зависимости от компьютера, но они чаще являются следствием вышеперечисленных. Стремясь предотвратить привыкание, постарайтесь создать все необходимые условия для формирования здорового ребенка, увлеченного различными реальными занятиями и использующего компьютер только в образовательных целях.

Профилактические беседы и контроль со стороны родителей

Профилактикой компьютерной зависимости является соблюдение ряда условий, при которых у малыша не будет причин стремиться уйти в виртуальный мир. Рекомендуют соблюдать следующие принципы:

  • Собственный пример;
  • Теплые, доверительные отношения между родителями и ребенком;
  • Комфортные условия для занятий и развлечений;
  • Организация активного отдыха;
  • Контроль реакции малыша на информацию. Своевременная блокировка вызывающих негативную реакцию сайтов и материалов;
  • Расширение кругозора, поиск хобби или увлечения;
  • Введение обязательных обязанностей по дому. Малыш должен принимать активное участие в жизни семьи, формировании уюта и наведении чистоты;
  • Своевременная помощь при конфликтных ситуациях со сверстниками, обучение принципам общения и дружбы;
  • Контроль за действиями ребенка на компьютере, временные ограничения, соблюдение правил использования.

Стараясь следовать этим принципам, можно избежать зависимости, предотвратить уход ребенка в виртуальную реальность с самых первых дней. Помнить об этих правилах нужно не только в дошкольный период, но и после похода ребенка в школу.

Существуют признаки, к которым стоит отнестись внимательно. Они говорят о начале привыкания.

  • Ребенок не способен контролировать время, проведенное у монитора, засиживается допоздна в социальных сетях, играет;
  • Пропадает интерес к событиям в семье, мире. Отсутствует желание развлекаться, использовать другие способы, кроме компьютера;
  • Проявляется агрессия на запрет или ограничение использования гаджетов;
  • Заметно снижение аппетита, изменения в поведении.

Если вы заметите признаки зависимости, то не стоит паниковать и полностью запрещать использовать компьютер. Чтобы не нарушить взаимоотношения и не вынудить малыша замкнуться, лучше вести постепенную работу. Хорошо вначале проконсультироваться с психологом. Понять, почему ребенок так себя ведет, что он замещает играми, каковы причины зависимости.

Убрав негативные факторы на начальном этапе, необходимо постараться победить появившегося врага. Проанализируйте поведение ребенка. Если он много времени играет, то помогите получить новые впечатления в реальной жизни, общается в соцсетях — найти реальных друзей и выстроить с ними отношения. Игры, в которых малыш чувствует себя героем говорят о неуверенности в собственных силах, невозможности противостоять обстоятельствам, работающий способ — отдать в спортивную секцию.

Не стоит кричать или винить ребенка в желании проводить свободное время в виртуальном мире. В первую очередь — это вина родителя, который познакомил с компьютером, но не научил им правильно пользоваться. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Помощь и внимательное отношение помогут малышу выбраться из паутины виртуального мира.

Компьютерные технологии стали частью нашей жизни. Сложно представить большинство профессий, повседневную жизнь без компьютера, смартфона или планшета. Обучать детей пользоваться этими предметами нужно, но стоит внимательно относиться ко времени, качеству информации и реальной жизни малыша.

Пусть жизнь ребенка будет яркой, захватывающей. Отношения будут наполнены теплотой и любовью родителей, занятиями, увлечениями.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?