22Фев
    2018
    0
    Как воспитать доброго ребёнка

    Воспитание ребенка – сложный, многогранный процесс, начинающийся, по мнению психологов, еще в утробе матери и не прекращающийся на протяжении всей жизни. Роль родителей или взрослых, занимающихся воспитанием ребенка сложно переоценить, ведь от того, какими методами, способами, примерами малыш будет познавать основы поведения, морали, норм закона, во многом зависит результат.

    Одним из самых распространенных вопросов среди молодых родителей является способ воспитания доброй личности. Как вырастить малыша добрым, отзывчивым, милосердным? Что сделать, чтобы на протяжении жизни он хотел нести светлое в этот мир, мог найти свое место, обзавестись хорошими друзьями, стать счастливым?

    Что такое хорошо, а что такое плохо…

    Начиная разговор о воспитании доброго ребенка, необходимо в первую очередь определить, а что для вас есть доброта. Для каждого отдельного человека, определение слова «добро» может иметь свой оттенок, содержать в себя чувства, эмоции, действия, направленные на абсолютно разные сферы жизни. Одни считают добрым человека, готового прийти на помощь любому живому существу, другие – воспитанного и вежливого мужчину или женщину, всегда соответствующего принятым нормам закона и морали. Для третьих, добрый человек должен быть щедрым и понимающим. Многие не могут четко ответить на этот вопрос, считая, что каждое из указанных качеств должно присутствовать у ребенка, а в дополнение умение быть благодарным.

    На самом деле, добрый человек – не набор качеств и моделей поведения. Это внутреннее состояние человека, потребность помогать близким, поддерживать справедливость, быть сильным, смелым, щедрым и т. д. Первым шагом к пониманию основ воспитания доброго человека становится четкое понимание со стороны родителей того идеала, к которому они будут стремиться.

    Составив список необходимых качеств, может показаться, что воспитать малыша добрым – непосильная задача, но на самом деле, все гораздо проще. Воспитание – процесс, происходящий не только благодаря методикам, но и сам по себе. Дети учатся каждый день, впитывая в себя разнообразную информацию, связанную с моделями поведения, копируя своих родителей. В силах каждого взрослого помочь своему ребенку понять полученную информацию правильно, развить добрые качества.

    Хорошо, в дополнение к желаемым качествам, иметь под рукой список нежелательных проявлений, чтобы вовремя корректировать их проявления. Так, благодаря простым размышлениям вы сможете понять, каким путем нужно идти, на что обратить внимание.

    Воспитание доброго человека: правила и особенности

    Чтобы процесс воспитания ребенка не казался непосильной ношей, нужно понять, что кроха учится новому постоянно: каждый день, час, минуту. Изо дня в день, карапуз сталкивается с различными ситуациями, лучше понимает ваши действия, копирует поведение.

    Большое влияние на развитие основных внутренних качеств ребенка имеют:

    • Познавательная деятельность, сюжетные и ролевые игры. Через изучение предметов, игру, фантазию малыш изучает мир, выстраивает логические связи между событиями, воспринимает разные уровни информации. Через игру очень легко наглядно объяснить малышу правила поведения, сложные для объяснения понятия. Просто возьмите в руки кукол или мягких зверей и проиграйте нужную ситуацию. Наблюдая со стороны, непосредственно руководя действиями игрушек, малыш быстро поймет многие сложные понятия;
    • Книги и мультфильмы. Наглядность – легкий способ объяснить. Через книгу и мультипликацию можно обучать малыша, обсуждать с ним поведение героев, их порывы и мысли;
    • Доверительная беседа. Мама и папа – самые близкие люди для ребенка, которым в раннем возрасте он безоговорочно доверяет. Старайтесь не потерять этого доверия. От вас требуется честность, уважение к ребенку, безоговорочная любовь. Когда между малышом и взрослым существуют теплые отношения, словом можно влиять на восприятие ребенком жизни, правил поведения, формировать в нем добрые качества.
    • Наблюдение и восприятие. Еще одним фактором, влияющим на зарождение в ребенке добрых или негативных качеств – его окружение. Дети смотрят на мир, широко раскрыв глаза. То, что взрослые не замечают, карапуз запоминает и может принять за норму. Невозможно пройти путь от рождения до взрослой жизни рядом со своим карапузом и не столкнуться с влиянием окружения. Хорошо, если вы сможете вовремя заметить нежелательные изменения, постараетесь изменить их. Своевременная коррекция поведения – результат внимательного отношения родителей к своему чаду, шаг к воспитанию доброго человека.

    Через указанные способы получения информации малыш выстраивает свое мироощущение, понимает важность доброты, постигает основы общения с другими людьми.

    Но не стоит полагаться только на обозначенные способы. Одним из важных условий формирования целостного понимания добра, как необходимого элемента для жизни является соблюдение нескольких условий:

    • Однозначность со стороны родителей. Если взрослый учит ребенка, что быть милосердным хорошо, то он сам, в первую очередь, должен обладать этим качеством. Любое качество, которое вы хотите вырастить в своем карапузе должно присутствовать в вас. Поступки родителей, их слова, мысли, произносимые в присутствии ребенка, должны соответствовать той моральной позиции, которую вы транслируете;
    • Мультики, книги, передачи, доступные для просмотра ребенку, должны содержать правильный посыл: иметь мораль, не содержать сцен агрессии, насилия, «неправильного» поведения. Старайтесь контролировать контент, доступный вашему ребенку, предварительно просматривать его, подбирать исходя из возраста вашего крохи;
    • Малыш должен получать информацию об интересующих его вопросах морали своевременно. Если ребенок спрашивает вас о каком-либо событии, действии, фразе не стоит откладывать разговор на потом. Вопрос, заданный малышом, требует ответа в соответствии с его возрастом, должен быть дан сразу. Не используйте фраз «ты еще маленький», «ты не поймешь», «подрастешь – узнаешь». Лучше подобать простые примеры, приблизительные образы, чем оставлять вопрос без ответа. Малыш не будет ждать обещанной беседы, он заполнит пробел собственными размышлениями и наблюдениями и не факт, что они будут верными.

    Основы воспитания доброго человека

    Каким бы маленьким не был ваш ребенок, он уже многогранный человек, обладающий индивидуальностью. Воспитывая ребенка, следует учитывать особенности вашего крохи, следить за его реакцией на педагогические приемы, подбирать технологии, подходящие вашему крохе.

    Но несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, существуют принципы, следуя которым вы создадите платформу для воспитания доброго человека. Чтобы кроха воспринял общепринятые моральные качества не только как должное, а и как необходимое, нужно воспитывать в нем:

    • Самостоятельность. Обладание умением обслужить собственные потребности, возможность делать выбор, нести ответственность за свои поступки позволяют ребенку принять собственное «Я», не бояться идти вперед, стремиться к успеху в любом начинании. Через осознание собственных возможностей, малыш сможет воспринять разнообразие мира как должное, ровно относиться ко всем людям, живым существам. Чувствуя свой успех и возможности, карапуз будет учиться радоваться не только своим победам, но и достижениям других людей;
    • Понимание запретов и их постоянства. Когда малыш познакомится и станет четко выполнять поставленные запреты, он поймет, что в жизни не все дозволено, станет опираться на мнение других, стремиться соответствовать некоторым стандартам;
    • Чувство справедливости. Через неотвратимость наказания, понятного и соразмерного поступку, благодаря четким нормам семейного устава, кроха будет чувствовать разницу между справедливым и нет. Сталкиваясь с моральным выбором, стараться оценивать происходящее, принимать честные решения;
    • Понимание того, что хорошо себя вести, быть добрым не обязанность, а норма. Старайтесь хвалить не поступок ребенка, а его порыв. Хорошо научить малыша радоваться не собственному действию, а его результату. Ведь важно, чтобы малыш почувствовал удовольствие от доброго дела, а не гордился собой;
    • Умение быть спокойным, уравновешенным, рассудительным. Научите своего карапуза смотреть на любую ситуацию с разных сторон, пытаться поставить себя на место другого человека, живого существа. Спрашивайте, как бы малыш чувствовал себя, если бы к нему относились так или иначе, как он считает нужно правильно себя вести. Умение воспринять чужую боль, осознать неправильность действий – путь к формированию доброй, милосердной, нежной личности;
    • Ценить себя, но не гордиться. Малыша нельзя сравнивать с другими детьми, чтобы он не чувствовал себя нелюбимым, но не стоит и преувеличивать незначительные заслуги. Восхищение должно вызывать действительно сложный для ребенка поступок. Обычные дела, соблюдение рамок действий – норма. Хорошо подчеркнуть в конце дня, что малыш сегодня молодец, хорошо себя вел, но не нужно после каждого нормального поступка восхвалять.

    Эти простые элементы воспитания – базис, на котором легко выстроить мироощущение малыша, привить ему необходимость совершать добрые поступки. Чтобы стать добрым, милосердным, щедрым и т. д., у карапуза не должно быть собственных комплексов, жадности, зависти, злости.

    Как объяснить, что добрым быть лучше

    Не всегда легко донести до ребенка необходимость творить добрые поступки. Обычно в среднем или старшем дошкольном возрасте, карапуз озвучивает вопрос «А зачем быть добрым?». Малыш может апеллировать возможностями общения с точки зрения силы, дружбы – основанной на обмене и т. д. Не все родители знают, как объяснить необходимость вырабатывать добрые привычки.

    Чтобы малышу был понятен смысл морально правильного поведения, следует рассказать ему несколько простых вещей:

    • Мир многогранен и каждый человек на планете следует общепринятым законам. Если бы все люди на планете стали бы жить, реализуя только свои желания, не стремились бы к добру и отрицали такие качества как милосердие, справедливость, искренность, вежливость, то в мире бы начался хаос, война;
    • Добро всегда остается добром, если сделано от чистого сердца. Чтобы поступок был действительно добрым, человек его совершающий должен взвесить все, оценить со всех сторон и сделать, если знает точно, что это правильно;
    • Любая правда лучше самой сладкой лжи. Честность, умение рассказать о своих ошибках – черта доброго человека. Ложь всегда открывается и малыш должен знать об этом с самых ранних лет;
    • Слабых нужно защищать не с позиции силы, а с позиции справедливости. Расскажите, что ребенок должен оценить ситуацию, поставить себя на место «слабого» и понять, хотел бы он, чтобы его защитили, позаботились о нем, помогли в сложной ситуации;
    • Делиться нужно не потому, что так просит мама, а чтобы постараться установить справедливость. Если у тебя есть 2 кофты, то отдай одну тому, у кого нет ни одной, не потому, что так нужно, а чтобы другой не замерз.

    Простые, наглядные примеры доступны ребенку в среднем и старшем дошкольном возрасте, он примет ваши слова как данность. Для закрепления эффекта стоит рассказать, что добрый поступок всегда возвращается и если сегодня ты помог другому, то в другой раз кто-то поможет малышу.

    Если ребенку сложно даются добрые дела, старайтесь обращаться к его внутренним ощущениям. В ситуации, когда малыш сам решит поделиться игрушкой, помочь животному спросите его об испытываемых чувствах. Ведь так приятно делать добро.

    Какие мультики и передачи можно смотреть

    Подбор мультфильмов и передач для ребенка должен осуществляться взрослыми, особенно для детей дошкольного возраста. С рождения и до 7-ми лет формируется основа для будущего поведения ребенка и предлагаемые ему для просмотра видео- и аудиоматериалы должны соответствовать некоторым правилам:

    • Возраст. Мультфильм или видео должны быть предназначены для возраста вашего ребенка. Если предложить старшему ребенку мультик для карапузов, то предложение посмотреть взрослый мультфильм раньше обозначенного возраста может вызвать негативные последствия. В разном возрасте свои потребности в информации, способы ее обработки. Сцены, которые не вызовут у 6-7 летнего ребенка сильной реакции, могут перевозбудить, испугать ребенка 3-4 лет;
    • Простой сюжет, заканчивающийся в конце серии. Современная мультиндустрия выпускает большое количество разнообразных мультипликационных сериалов, которые из серии в серию обрываются на самом интересном месте. Психологи не рекомендуют такие мультики для просмотра. Увлекаясь просмотром быстроразвивающегося сюжета, карапуз погружается в нереальный мир и остро реагирует на ваши попытки прервать просмотр. Головной мозг требует узнать, чем закончилась история, а такие сериалы не дают возможности получить эту информацию на протяжении долгого времени;
    • Мораль. В каждом мультике или видеосюжете должна быть заложена мораль, которую нужно обсудить с ребенком после просмотра. Роль мультфильма в дошкольном и школьном возрасте – наглядное объяснение различных ситуации, правильного поведения, возможных результатов деятельности. Не рекомендуется давать малышу смотреть видео продукцию, пусть и веселую, и интересную, но не несущую морали.

    Предлагая ребенку знакомиться с мультиками, старайтесь подбирать видео, соответствующее вашим моральным принципам. Видео не должно содержать сцен насилия, неоправданной злобы, нетерпимое поведение, отрицательный герой не должен вызывать умиления или теплых чувств со стороны ребенка.

    Какие сказки читать

    Правильный подбор литературы для чтения имеет свои правила. Чтобы прочитанная сказка понравилась ребенку, была им воспринята правильно, книги должны быть подобраны:

    • По-возрасту. Для ясельного возраста хорошо предложить народные сказки, для дошкольного – первые рассказы и истории, школьникам – рассказы о сверстниках, школе, путешествиях;
    • По сложности сюжетной линии. Для детей ясельного и дошкольного возраста желательно подбирать истории с простым, постепенно развивающимся сюжетом. Школьники начинают знакомиться с более сложными произведениями постепенно, количество сюжетных линий в одном произведении для младшей школы не должно превышать 3;
    • С точки зрения морали. Добро и зло в книге должны быть доступны к пониманию ребенка. Не рекомендуется предлагать малышу знакомиться с отрицательными героями, которые вызывают умиление. На протяжении сюжета должно четко прослеживаться стремление героя исправить ошибки, стать лучше;
    • По реалистичности и понятности иллюстраций. Чтобы легче донести сюжет и мораль произведения, необходимо выбирать книги, в которых хорошо проработаны иллюстрации. Животные должны быть похожи на реальных, изображения соответствовать написанному.

    Домашняя библиотека – кладезь знаний. Отнеситесь к подбору книг с вниманием и выбранные экземпляры станут хорошими помощниками в воспитании доброго человека.

    Отношения в семье

    Беседы, мультики, книги – великолепные помощники в воспитании доброго человека, но главную роль играют сами родители и их пример поведения. Мама и папа – авторитет для ребенка, пример для подражания, чтобы ваши стремления реализовались, постарайтесь следовать некоторым советам:

    • Следите за собственной речью. Все, что вы говорите в присутствии ребенка, он понимает и воспринимает как правду. Сказанное в сердцах грубое слово, высказанное мнение могут нарушить целостность картины у малыша, вызвать сомнения в правильности сказанного ранее;
    • Старайтесь поддерживать добрые, любящие отношения между взрослыми в семье. Даже, если случился разлад, не показывайте этого при карапузе. Малыш нуждается в постоянном лицезрении счастливых родителей. С вас он черпает пример, по которому будет выстраивать взаимоотношения с другими людьми, в своей семье;
    • Будьте внимательны к пожилым, слабым, немощным. Чтобы ребенок рос милосердным, добрым, отзывчивым, его родители должны научить его этому своим примером;
    • Следите за собой в общественных местах, выполняйте принятые нормы поведения и малыш, повторяя за вами, начнет вести себя правильно;
    • Всегда делайте то, о чем говорите. Не говорите того, что не планируете делать. Если взрослые в окружении ребенка честные, то и малыш будет стремиться следовать этому примеру;
    • Держите себя в руках в любой ситуации, не допускайте негативных всплесков. Если сдержать не получилось, извинитесь перед ребенком, расскажите, что вы боретесь со своими недостатками и глубоко сожалеете, что не смогли сдержать своего гнева. Не бойтесь показать малышу, что вы не идеальны. Старайтесь показать, что вы тоже стремитесь к идеалу.

    Воспитание доброго человека – не дело одного дня или недели. Взращивание необходимости делать хорошие поступки длится на протяжении всей жизни. В ваших силах помочь понять, зачем нужно быть добрым, показать основы добра, научить отличать его от зла. Добрый человек легко идет по жизни, находит верных друзей, любовь, умеет радоваться чужим победам и сопереживать неудачам. Пусть будущая жизнь карапуза будет наполнена светом любви к миру. Для этого просто учите ребенка добру словом, делом, примером.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}