2019
Что такое суперсила? Это такое умение или способность в какой-то области. Талант, который присущ человеку от рождения или развит специальными упражнениями до высокого уровня.
Но, кроме этого, талант — это то, что человек любит делать, умеет именно потому, что любит, уделяет этому делу свое время и внимание, возвращается к нему снова и снова. Взрослый человек или ребенок не обязательно одарены в какой-то очевидной области — математике, живописи, музыке или литературе. Бывают талантливые руководители, талантливые домохозяйки, талантливые мамы и папы и многие другие.
Главная задача педагогики — помочь каждому найти свой путь. Задача родителя — поддержать ребенка на этом пути.
Приведу небольшую цитату из романа Бориса Акунина “Азазель:
Читали ли вы эту книгу? Может быть смотрели фильм? Мне очень нравится этот отрывок или эпизод. Мне кажется, здесь очень точно описывается, что такое талант.
“— О да, — оживилась леди Эстер, видимо, садясь на любимого конька. — Найти свой путь — самое главное в жизни любого человека. Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар. Трагедия человечества в том, что мы не умеем, да и не стремимся этот дар в ребенке обнаружить и выпестовать. Гений у нас — редкость и даже чудо, а ведь кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули человека к правильному выбору пути. Классический пример — Моцарт. Он родился в семье музыканта и с раннего детства попал в среду, идеально питавшую заложенный в нем от природы талант. А теперь представьте себе, дорогой сэр, что Вольфганг Амадей родился бы в семье крестьянина. Из него получился бы скверный пастух, развлекающий коров волшебной игрой на дудочке. Родись он в семье солдафона — вырос бы бездарным офицериком, обожающим военные марши. О, поверьте мне, молодой человек, каждый, каждый без исключения ребенок таит в себе сокровище, только до этого сокровища надобно уметь докопаться!”
Несмотря на развитие информационных технологий, большое количество исследований, разработанных тестов, появление все новых способов психологической диагностики, наблюдение — был и остается одним из главных методов работы психолога, педагога, учителя. Ни один тест не скажет вам о ребенке столько, сколько его наблюдательная мама или воспитатель.
Самый простой тест, позволяющий примерно понять, в какой сфере находятся интересы ребенка — это обратить внимание как он будет взаимодействовать с предметом. Например, малыш скорее расскажет вам, что это, какое оно. Или же попытается нарисовать. Будет долго рассматривать или возьмет в руки, ощупает, понюхает. Будет ли пытаться разобрать, оторвать, каким-то образом трансформировать или тщательно рассмотрит?
Результаты вашего наблюдения будут точнее, вы лучше поймете, что нравится ребенку, что у него хорошо получается и многое другое, если будете наблюдать его во время разных игр, дел, занятий, разных видов активности.
Метод наблюдения в психологии — один из самых древних, но он и сейчас не потерял своей актуальности. Наблюдение — это целенаправленная активность. Восприятие и фиксация поведения того, на кого направлено наблюдение. Как правило, метод наблюдения используется, когда тот за кем мы наблюдаем находится в привычных условиях. Вы не вмешиваетесь в этот процесс, не пытаетесь повлиять на происходящее, только фиксируете — записываете или запоминаете какие-то важные аспекты поведения.
Существует несколько видов наблюдения, но мы не будем сейчас останавливаться на них подробно. Наша задача — наблюдать в обычных условиях, в процессе делания чего-либо ребенком.
Важные особенности наблюдения: его невозможно повторить в тех же условиях, каждый раз абсолютно уникален.
Объектом наблюдения, то есть тем, на чем мы концентрируемся, может быть:
- то, как ребенок говорит — содержание, продолжительность, интенсивность речи, активность ребенка в общении.
- невербальное поведение — поза, выражение лица, глаз, активность движений.
- активность или пассивность в игре занятии. Заинтересован ли ребенок в продолжении? Пытается ли он сам продолжить занятие, например: мама, у нас уже есть дерево и небо, давай нарисуем теперь еще птицу и кошку. Или я нашел уже все игрушки, которые ты прятала, спрячь еще.
Результаты будут более точными, если наблюдение проводится много раз и вы фиксируете результаты. Ведете, например, небольшой дневник, записываете или наговариваете голосом впечатления и идеи.
Главное — вы не влияете не процесс и фиксируете именно то, что наблюдаете. Психологи пользуются, конечно, и фото видео аппаратурой, но в нашем случае это будет излишне.
Пример: как долго ребенок занимается предложенным делом или игрой. Нравится ли ему это занятие — он увлечен, у него довольное и сосредоточенное выражение лица, он с удовольствием демонстрирует вам и другим членам семьи результаты — рисунки, поделки, рассказывает, что наблюдал на прогулке, например.
Во что он будет играть, если останется один и вы не предлагаете ничего, он выбирает самостоятельно?
Во что предложит поиграть другим детям? (братьям, сестрам, папе и бабушке).