05Дек
    2019
    0
    Как увидеть и развить таланты?

    Что такое суперсила? Это такое умение или способность в какой-то области. Талант, который присущ человеку от рождения или развит специальными упражнениями до высокого уровня.  

    Но, кроме этого, талантэто то, что человек любит делать, умеет именно потому, что любит, уделяет этому делу свое время и внимание, возвращается к нему снова и снова. Взрослый человек или ребенок не обязательно одарены в какой-то очевидной области — математике, живописи, музыке или литературе. Бывают талантливые руководители, талантливые домохозяйки, талантливые мамы и папы и многие другие. 

    Главная задача педагогики — помочь каждому найти свой путь. Задача родителя — поддержать ребенка на этом пути.  

    Приведу небольшую цитату из романа Бориса Акунина “Азазель:

    Читали ли вы эту книгу? Может быть смотрели фильм? Мне очень нравится этот отрывок или эпизод. Мне кажется, здесь очень точно описывается, что такое талант. 

    “— О да, — оживилась леди Эстер, видимо, садясь на любимого конька. — Найти свой путь — самое главное в жизни любого человека. Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар. Трагедия человечества в том, что мы не умеем, да и не стремимся этот дар в ребенке обнаружить и выпестовать. Гений у нас — редкость и даже чудо, а ведь кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули человека к правильному выбору пути. Классический пример — Моцарт. Он родился в семье музыканта и с раннего детства попал в среду, идеально питавшую заложенный в нем от природы талант. А теперь представьте себе, дорогой сэр, что Вольфганг Амадей родился бы в семье крестьянина. Из него получился бы скверный пастух, развлекающий коров волшебной игрой на дудочке. Родись он в семье солдафона — вырос бы бездарным офицериком, обожающим военные марши. О, поверьте мне, молодой человек, каждый, каждый без исключения ребенок таит в себе сокровище, только до этого сокровища надобно уметь докопаться!”

    Несмотря на развитие информационных технологий, большое количество исследований, разработанных тестов, появление все новых способов психологической диагностики, наблюдение — был и остается одним из главных методов работы психолога, педагога, учителя. Ни один тест не скажет вам о ребенке столько, сколько его наблюдательная мама или воспитатель. 

    Самый простой тест, позволяющий примерно понять, в какой сфере находятся интересы ребенка — это обратить внимание как он будет взаимодействовать с предметом. Например, малыш скорее расскажет вам, что это, какое оно. Или же попытается нарисовать. Будет долго рассматривать или возьмет в руки, ощупает, понюхает. Будет ли пытаться разобрать, оторвать, каким-то образом трансформировать или тщательно рассмотрит? 

    Результаты вашего наблюдения будут точнее, вы лучше поймете, что нравится ребенку, что у него хорошо получается и многое другое, если будете наблюдать его во время разных игр, дел, занятий, разных видов активности. 

    Наблюдение за детьми

    Наблюдение во время игры

    Метод наблюдения в психологии — один из самых древних, но он и сейчас не потерял своей актуальности. Наблюдениеэто целенаправленная активность. Восприятие и фиксация поведения того, на кого направлено наблюдение. Как правило, метод наблюдения используется, когда тот за кем мы наблюдаем находится в привычных условиях. Вы не вмешиваетесь в этот процесс, не пытаетесь повлиять на происходящее, только фиксируете — записываете или запоминаете какие-то важные аспекты поведения. 

    Существует несколько видов наблюдения, но мы не будем сейчас останавливаться на них подробно. Наша задача — наблюдать в обычных условиях, в процессе делания чего-либо ребенком.

    Важные особенности наблюдения: его невозможно повторить в тех же условиях, каждый раз абсолютно уникален. 

    Объектом наблюдения, то есть тем, на чем мы концентрируемся, может быть: 

    • то, как ребенок говорит — содержание, продолжительность, интенсивность речи, активность ребенка в общении. 
    • невербальное поведение — поза, выражение лица, глаз, активность движений.
    • активность или пассивность в игре занятии. Заинтересован ли ребенок в продолжении? Пытается ли он сам продолжить занятие, например: мама, у нас уже есть дерево и небо, давай нарисуем теперь еще птицу и кошку. Или я нашел уже все игрушки, которые ты прятала, спрячь еще. 

    Результаты будут более точными, если наблюдение проводится много раз и вы фиксируете результаты. Ведете, например, небольшой дневник, записываете или наговариваете голосом впечатления и идеи. 

    Главное — вы не влияете не процесс и фиксируете именно то, что наблюдаете. Психологи пользуются, конечно, и фото видео аппаратурой, но в нашем случае это будет излишне. 

    Пример: как долго ребенок занимается предложенным делом или игрой. Нравится ли ему это занятие — он увлечен, у него довольное и сосредоточенное выражение лица, он с удовольствием демонстрирует вам и другим членам семьи результаты — рисунки, поделки, рассказывает, что наблюдал на прогулке, например. 

    Во что он будет играть, если останется один и вы не предлагаете ничего, он выбирает самостоятельно?

    Во что предложит поиграть другим детям? (братьям, сестрам, папе и бабушке).

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}