09Дек
2019
0
Как смотреть картины вторая часть

Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

 

Продолжение. О возрасте, сюжетах и сложных вопросах

Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи. Продолжаю начатый ранее разговор о том, какой интересной и незабываемой может стать для ребёнка (да и взрослого не исключаем) встреча с искусством, а именно – живописью.

Напоминаю, что мы с вами мы договорились:

  • готовить и обставлять любую встречу с живописью, как праздник, приятное занятие;
  • быть с детьми предельно искренними и делиться своими чувствами от увиденного полотна без ученостей и заумствований, простыми словами;
  • читать вслух название и имя автора картины, которая привлечет внимание ребёнка;
  • спокойно и последовательно разбирать, что (кто) и где и как изображено на картине;
  • придумывать истории о героях картины, сочинять их предполагаемые диалоги.

Понятно, что ребёнка в тринадцать лет заинтересуют, скорее всего, иные сюжеты, чем четырехлетнего, но простые вопросы, на которые сложно ответить нередко задают и малыши.

Поэтому сегодня чуть подробнее о возрасте, сюжетах и сложных вопросах.

Вновь я обращаюсь к потрясающей книге Франсуазы Барб- Галль «Как говорить с детьми об искусстве» в которой даны любопытные примеры того, какие диалоги могут возникнуть у ребёнка и взрослого возле конкретных картин. Автор проводит их как у великих полотен мастеров прошлого (Леонардо, Босх, Боттичелли), так и у работ художников ХХ века (Пикассо, Шагал, Бэкон), чьи творения крайне редко предлагаются к просмотру и пониманию детьми.

Опираясь на глубокие обобщения, сделанные автором этой книги, а также личные наблюдения, обращаю ваше внимание на возрастные предпочтения детей в сюжетах и вопросах.

ДОШКОЛЬНИКИ (3-7 лет)

Выделяют картины теплых, ярких цветов, отдавая предпочтение красному.

Дети этого возраста любят картины, на которых изображены сцены, предметы, действия и жесты, знакомые им из повседневной жизни. Один ребенок заметит женщину, которая причесывается и наклоняется в точности как мама, или мужчину, который работает за столом, уткнувшись носом в бумаги, совсем как его отец. А внимание другого малыша привлечет красное одеяло на полотне Ван Гога, потому что оно похоже на то, которое есть у него дома.

Предпочтение красным тонам

Некоторые дети начинают мимикой и жестами изображать то же, что видят на картине. Не одёргивайте их, это нормальная двигательная реакция, поскольку слов, чтобы описать свои чувства, еще пока может не хватать.

Бывает так, что ребёнок задает вопросы, на которые сам же и отвечает: «Она, наверно, плачет, потому что…», «Может, раньше он сделал то-то и то-то, и поэтому…». Не забывайте и вы задать вопрос ребенку: «О чем ты сейчас думаешь?», «Ты вспоминаешь что-нибудь похожее?», «А тебе не кажется?». На примере понравившихся картин учите малыша различать такие понятия, как светлое — темное, прозрачное – непрозрачное, чёткое — расплывчатое.

Дошкольникам обычно нравятся:

  • картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы — дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому многим детям нравятся импрессионисты);
  • картины, показывающие людей в движении или в определенных позах — спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.;
  • открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т. п.);
  • простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов;
  • точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется не только увидеть, но и потрогать.

Если первое знакомство с живописью оказалось не очень удачным с вашей точки зрения – ребёнок ничем особо не заинтересовался, скучал или баловался, не отчаивайтесь и наберитесь терпения. Вы только приоткрываете перед ним отдельную, собственную дверь в мир прекрасного. Ваши слова, минуты задушевного общения и взаимного доверия важнее любых поучений.

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ (8-12 лет)

Любят яркую и контрастную живопись так же, как и малыши, но уже могут подолгу простаивать перед картиной, как бы «входя» в нее. Пейзаж часто воспринимается как приглашение к путешествию. Они мысленно включаются в действие — идут по горам и долинам, попадают в бурю, плывут на кораблях, сражаются с чудовищами. Пейзаж стимулирует любовь к приключениям.  

Пусть вас не смущает то, что мир детских зрительных образов современных детей не всегда отличается высоким эстетическим уровнем. Героев мифологии и Библии они будут сравнивать с любимыми персонажами  современности из фильмов, видеоигр, мультиков и комиксов, а разобраться с идеей противостояния добра и зла вам помогут «Звездные войны» и «Человек-паук».

Детям этого возраста очень нравятся:

  • узнаваемые типажи: хорошие — плохие, сильные – слабые, персонажи, широко распространенные в фильмах, мультфильмах, комиксах, видеоиграх;
  • сражения и прочие виды противостояния, когда добро одерживает победу над злом, и что важно, более слабый герой над более сильным;
  • картины, которые смешат и веселят (или что-то высмеивают);
  • картины, от которых становится страшно или фигуры странного вида, похожие на чудовищ;
  • картины, показывающие повседневную жизнь в разные исторические эпохи, другие цивилизации, потому, что приключения в экзотической обстановке всегда кажутся детям особенно привлекательными, для этого в фильмах и видеоиграх для детей действие часто переносится в страны, как Древний Китай, Египет, страна инков и т. д.

Самый распространенный вопрос в этом возрасте: как это сделано?

Дети этой возрастной группы живо интересуются материалами и техникой искусства и этот интерес необходимо поощрять, приучая рассматривать в картине не только сюжет, но и сам процесс работы, технику живописи, как старинной, так и современной. В этом возрасте детей очень привлекают картины, скульптуры или инсталляции, в которых можно различить мазки кисти, следы от работы ножниц, отпечатки пальцев, потеки, пятна и т. д. Тут им помогает собственный опыт — уроки рисования в начальных классах или в детском саду. Здорово, если у вас будет возможность заглянуть с ребёнком в мастерские художников, гобеленщиков, или понаблюдать за работой реставратора, впрочем, сегодня это можно сделать и с помощью интернета.

ПОДРОСТКИ (13-16 лет)

Дети в этом возрасте утрачивают непосредственность, они уже многое знают и без колебаний дают оценку тому, что видят: «Это глупо!», «Это некрасиво!», «В чем тут смысл?». Сказать ребенку: «Ты неправ» нельзя — это тупик. Лучше занять открытую позицию — поинтересоваться его мнением, поделиться собственными знаниями, задать вопросы самому себе и сравнить ваши взгляды. Тогда ребенок поймет, что он не разглядел чего-то важного, и в другой раз будет смотреть внимательнее.

В этом возрасте утрачивают непосредственность

В этом возрасте детей начинает смущать изображение человеческой наготы. Поскольку обнаженная натура — неотъемлемая принадлежность искусства на протяжении всей его истории, избегать этой темы было бы глупо и бессмысленно. Лучше сосредоточить внимание на смысле картины, а заодно поговорить о мастерстве в передаче обнаженного тела, о символической связи наготы с истиной, об эволюции человеческих представлений о красоте телосложения. Можно вспомнить о роли досконального знания анатомии, остановиться на том, как художник передает фактуру кожи, и т. д.

Дети этого возраста отлично знают распространенные рекламные образы и охотно к ним обращаются. Реклама часто бывает связана с историей искусства — объясните ребенку, что это не случайно, и помогите ему «опознать» обыгранные в рекламе произведения. Если в рекламе использована картина или деталь картины, сходите с ребенком в музей и покажите ему оригинал или, по крайней мере, хорошую репродукцию.

В этом возрасте их детей уже интересует личность автора и главные этапы его биографии, а также:

  • история картины: почему она была создана в определенный момент жизни художника;
  • как строится картина — например, как с помощью перспективы достигается иллюзия глубины;
  • каким образом художник или скульптор выражает свои чувства и мысли, как достигается впечатление движения, хотя фигуры неподвижны;
  • как передается сила личности в портрете и отчего возникает ощущение гармонии;
  • символы, значение которых нужно понять, прежде чем удастся постичь скрытый смысл произведения;
  • сравнение работ одного и того же автора, сравнение картин разных художников, изображавших одинаковые или близкие сюжеты;
  • связь картины и художника с историческими событиями;
  • сколько времени ушло на создание картины;
  • сколько стоит картина.

Самые непростые вопросы и предполагаемый вектор ответа:

  • Зачем нужна такая картина?

Вектор ответа: Помогите ребенку обнаружить в картине что-то ускользнувшее от его внимания: тем самым в его глазах существование этой картины будет оправдано.

  • За что художника называют великим?

Вектор ответа: Великий художник открывает новый взгляд на мир — не только другим живописцам, но и широкой публике. После него уже нельзя писать как прежде. Он входит в историю искусства как первооткрыватель и новатор, чье творчество смогло повлиять на целые поколения.

Великий художник сам меняет мир, он становится примером для подражания и в то же время остается неподражаемым.

  • Правда ли, что художник может стать знаменитым только после смерти?

Вектор ответа: Такая мысль действительно возникает: ведь в музеях шире всего представлено творчество именно старых мастеров. Создается впечатление, будто слава приходит к художнику только после его кончины. К счастью, это не так — мы убеждаемся в этом, попадая в галереи современного искусства. К тому же многие художники, чье творчество восхищает нас сегодня, были признаны и прославились еще при жизни. Однако верно и то, что с течением времени творчество того или иного художника предстает перед нами во всей полноте, и мы можем правильнее оценить его роль в развитии мировой живописи.

  • Как художник выбирает, что изображать?

Вектор ответа: До конца XVIII века художники работали на заказ. Заказчик заключал с приглашенным художником письменный контракт, выбирал тему картины и оговаривал свои требования. Из дошедших до нас документов XV века явствует, что заранее определялось все до мелочей: количество фигур, декоративные детали, выбор и даже соотношение цветов. Назначался срок окончания работы. Система работы на заказ просуществовала очень долго, прежде всего в сфере официальной живописи (религиозные сюжеты, портреты государственных деятелей и коронованных особ), но мало-помалу стала отходить на второй план. Уже в XVII веке и в особенности с наступлением эпохи романтизма в начале XIX-го художники предпочитали выбирать сюжеты по собственному усмотрению. И тут они снова столкнулись с необходимостью искать кого-то, кто смог бы не только оценить, но и купить готовое произведение.

  • Как понять, есть ли смысл в картине, на которую я смотрю?

Вектор ответа: Перед картинами старых мастеров такой вопрос не возникает. Ясность сюжета и мастерство живописца говорят сами за себя: одного полотна Вермеера достаточно, чтобы по достоинству оценить его творчество. Другое дело живопись наших дней. Современную картину почти никогда нельзя рассматривать как итог. Это скорее некий этап, мгновение, как отдельное слово в книге или как кирпичик в целой стене. Чтобы понять все ее значение, картину нужно рассматривать в широком контексте, а для этого знать биографию художника, эволюцию его творчества, его место в истории искусства. Для зрителя это непросто, но выставки и книги помогают. В любом случае важно помнить: то, что вы видите здесь и сейчас — не более чем эпизод в долгом процессе

Это, конечно, только начало того длинного списка вопросов, что будут возникать у детей на выставках, в музеях, и при любой встрече с живописью. Смысл её будет открываться им постепенно и ваши объяснения, сопровождающие новую картину, должны содержать ту информацию, что на данном этапе может удовлетворить любопытство ребёнка. Помните: интерес и любознательность углубляются с возрастом, но всегда зависят от индивидуального уровня развития ребенка.

К разговору о живописи и детях мы, надеюсь, ещё не раз вернёмся. А сейчас, позвольте, предложить вам новую серию из приложения «Послушай-посмотри, малыш» и речь в ней пойдет о том, как удается изобразить движение в музыке и живописи.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}