09Дек
    2019
    0
    Как смотреть картины с детьми

    Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

     

    Советы для маленьких и взрослых, которым мир живописи внушает робость.

    Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи, которым интересен разговор о роли искусства в жизни ребёнка, и о его влиянии на него.

    В слове «влияние» есть некоторый оттенок подавления, а моей целью педагогической и человеческой всегда была нежная дружба с искусством. Дружба, в которой можно было бы найти радость общения, утешение в печали, вдохновение и желание творить – петь, плясать, лепить, декламировать стихи и многое другое. Сегодняшний разговор  я посвящаю нежным отношениям с живописью.

    В отличие от музыки, живопись не являлась областью моих профессиональных знаний и навыков. С детства, как и многие из нас, я с интересом и не без удовольствия, разглядывала иллюстрации в настенных календарях и альбомах живописи, но глубже не погружалась.

    Став учителем музыки, я остро ощутила необходимость дружбу с живописью возобновить. Действовала наугад, просто подбирая к произведению музыки для слушания симпатичный мне и детям визуальный ряд.  Далеко не всегда это были полотна великих, главный критерий – совпадение образов. От урока к уроку я пыталась усовершенствовать систему сопоставлений и, конечно, много читала  — о художниках, истории  шедевров, стилях, мазках, оттенках. Всё это охотно несла детям, уверенная, что чем больше я расскажу, тем полнее и красочнее предстанет перед ними та или иная репродукция.

    Однако такой взаимосвязи почти никогда не наблюдалось, одни, прославленные и многохвалимые мною картины оставались без внимания, другие,  напротив, вызывали бурный отклик. Я стала отходить от традиционных лекций об эпохе, художнике, истории создания, и предлагала ребятам сразу взглянуть на само произведение. Убеждала себя, что это разумный шаг:  ведь для ребенка, как, впрочем, и для взрослого, если он не специалист, главное — сама картина!?

    Подтверждения правильности такого подхода я нашла гораздо позже, когда  об этом стали писать искусствоведы, педагоги и сами художники, а на заре своего педагогического опыта шла только на голос интуиции, после каждого урока обещая себе, что вот в следующий раз всё же начну с лекции. Сомнения по этому поводу накрывали меня с головою каждый раз, когда встречалась с учителями-художниками, готовилась к открытым урокам, попадала на педагогические конференции, где научный подход преобладал над практикой.

    Остро чувствовала я нехватку аргументов в пользу любования картинами без предварительной лекции, пока однажды не открыла книгу, автор которой раз и навсегда поставил точку в моих метаниях и научил простому и доступному способу общения с  живописью. Эта книга французского автора Франсуазы Барб- Галль «Как говорить с детьми об искусстве». Книга чрезвычайно популярная в мире, неоднократно переизданная во Франции, переведенная на английский язык, имеющая большой успех в Англии и Америке. Главное её отличие в универсальности и демократичности. Именно она  помогла мне преодолеть неуверенность и окончательно утвердиться в понимании, что мир живописи открыт абсолютно всем. Автор делает читателя, будь то ребенок или взрослый, не просто слушателем, а заинтересованным собеседником, побуждает задавать вопросы и самому искать ответы. Собственно, книга и построена в форме вопросов и ответов. Но это не экзамен: читателю предлагается всего лишь ключ, даются варианты, которые ты сам можешь менять, дополнять или отбрасывать, руководствуясь собственным опытом. Вдохновленная прочтением этой книги я выработала универсальную систему для творческой работы с детьми над картинами.

    Девочке понравилась картина

    Остановитесь у картины, которая понравилась

    Как и прежде, поделюсь с вами практическими советами.

    Как и прежде, я напишу только о том, что реально даёт результаты и испытано на большом количестве маленького народу. Отмечу заранее, что при испытаниях не пострадал ни один школьник, но позитивные результаты порою демонстрировали и  взрослые (родители и учителя): случайно оказываясь слушателями наших с детьми разговоров и споров о картинах, они не раз признавались, что, только со слов детей наконец-то поняли смысл той или иной картины.

    Итак, перед тем, как вы решили посмотреть вместе с ребёнком картины, сидя дома на диване с альбомом репродукций, либо решившись на поход в музей, помните, что

    Интерес к искусству, в частности к живописи (так же как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью и начинать с суперпозитивного настроения, которым вы будете сопровождать свои приготовления. У ребёнка должно появиться представление (со временем, что-то похожее на  рефлекс) о том, что общение с живописью – это радость, праздник, а поход на вставку —  сознательно выбранное развлечение, после которого остается  ощущение тепла и счастья, а не просто способ убить время, когда совсем уже нечем заняться. Главным отправным моментом должен стать интерес, который вы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребенку.

    Глядя на картину, постарайтесь передать ребенку, возникшие у вас чувства — без ученых рассуждений, только своими словами. Расскажите ему, какая картина вам нравится, а какая нет, какая забавляет вас или представляется загадочной. Дети очень любопытны и скорее всего, вашему ребёнку тоже захочется проникнуть в эту тайну. Более того: если вы сами не можете определить, почему картина вызывает у вас ту или иную реакцию, смело признайтесь в этом. Поинтересуйтесь мнением ребенка, не исключено, что он сам подскажет вам ответ. Неважно, за что ценят картину искушенные зрители: для вас ценно то, что привлекает в ней ваших детей.

    Остановившись у картины, которая понравилась,

    • узнайте, кто её автор и как она называется, пусть и ребёнок прочтет надпись на табличке.
    • попробуйте определить жанр картины, что это — портрет, пейзаж, мифологическая или библейская история, натюрморт или другое.
    • договоритесь с ребёнком, что будете по очереди называть по одному предмету (персонажу, событию) на картине.
    • установите причинно-следственные связи: кто (или что) главный, кто второстепенный герой на картине, можно пользоваться выражениями «первый план», «дальний план».
    • обратите внимание на цвет — что и как подчеркнул художник цветом, как это связано с идеей картины. Можно пользоваться выражениями: «колорит», «теплые — холодные тона», «яркий — блеклый», «лёгкий — тяжелый».
    • опишите происходящее на картине действие.
    • придумайте вместе с ребёнком воображаемый диалог действующих лиц, можно представить себя в качестве одного из героев, даже если это неодушевленный предмет.
    • одно из самых интересных занятий, это представление героев картины в рамках всего времени их существования (до момента появления на картине и после).

    Так, из ваших ответов может получиться очень забавная история, сказка или рассказ, который по-настоящему запомнится ребёнку, увлечёт его поисками смыслов и значений в других картинах.

    Как показал мой опыт, с возрастом, дети с удовольствием начинают вести собственные исследования, делятся своими изысканиями и обнаруженными фактами, могут с азартом спорить о многозначности смысла той или иной картины. Конечно, важно помнить, что в  каждом возрасте у ребёнка свой уровень восприятия и понимания, и свои предпочтения. Вопросы, которые он вам задаст, могут поставить в тупик даже самого продвинутого знатока живописи. Но об этом моя следующая статья. А в приложении «Послушай-посмотри, малыш» вновь короткая встреча с прекрасным для вашего ребёнка.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}