11Апр
2018
0

Чтобы раскрыть творческий потенциал, нужно первоначально дать малышу развить собственную фантазию. Через воображение происходит процесс понимания прекрасного. Не стоит думать, что без работы родителей воображение не будет развиваться, но целенаправленные действия помогут преодолеть большинство преград у маленького создателя.

Развитию детской фантазии способствуют:

  • ознакомление с новыми способами самовыражения;
  • работа на расширение кругозора;
  • наличие свободного от учебы или занятий времени;
  • относительная свобода выбора в игре;
  • пример, поданый родителем или другими взрослыми или детьми.

Маленькие дети копируют и примеряют на себе все интересующие их действия, понимая явления и варианты игр. Чем ярче и понятнее будут образы, тем легче малыш будет использовать их, больше будет развивать собственную фантазию. Некоторые из выдуманных занятий покажутся странными, но не стоит их прекращать или обучать «правильной» игре. Если занятие не несет угрозы, то дайте возможность реализовать задумку.

Важным для развития творческого потенциала является наличие места, где ребенок мог бы заниматься. Если вы знакомите его с вариантом творческого выражения, то предоставьте время для самостоятельного занятия. Покажите, где находятся нужные инструменты для творчества, чтобы он мог при необходимости их взять.

Хорошо при ознакомлении с разными видами прикладного искусства сразу знакомить с техникой безопасности и вариантами использования предложенных материалов. Чтобы избежать неприятных ситуаций, на первом этапе ознакомления и познания возможностей лучше использовать безопасные инструменты (пальчиковые краски для малышей, которые можно есть; специальные ножницы с закругленными концами и т. д.). Рассказывая о том, как правильно использовать инструменты, вы помогаете малышу в будущем не допускать ошибок. Приученный к тому, что у каждой вещи есть свое предназначение и функция, прежде, чем что-то делать, он будет пытаться понять, как правильно.

Показывать различные виды человеческого творчества лучше согласно возрасту ребенка и на уровне его развития. Например, не стоит давать пластилин раньше 2 лет. Малыш физически не сможет с ним работать и будет стремиться его попробовать на вкус. Если хочется до 2 лет показать возможности лепки, то лучше использовать самодельное тесто из муки, соли и воды. Оно будет легко поддаваться даже ручкам крохи, а его вкус будет отталкивать от желания съесть.

Не обязательно покупать самые дорогие материалы для творчества, главное, чтобы они отвечали требованиям безопасности, были яркими и позволяли решать задачу ознакомления. Уже в случае, когда будет явно заметна склонность ребенка к определенному виду деятельности, можно задуматься над приобретением дополнительных инструментов и материалов.

Важные условия для раскрытия творческого потенциала

Для раскрытия творческого потенциала необходимо соблюдать три условия:

1. Показывать варианты занятий, используя максимально возможное количество способов создавать «красивое» и «прекрасное»:

  • разные виды рисования;
  • лепка;
  • аппликации и композиции;
  • рукоделие;
  • домашний кукольный театр и чтение по ролям;
  • ознакомление с музыкальными произведениями классиков и современников, их творческими и жизненными судьбами;
  • чтение классической литературы и заучивание стихотворных форм.

2. Приучать малыша к различным видам искусства через посещение театра, музеев, экспозиций и массовых мероприятий.

3. Пример родителей. В семье, где стремятся к развитию и восхищаются искусством, дети растут с пониманием важности такой деятельности в жизни человека. Если ребенок видит, что взрослые читают, он будет стремиться освоить этот навык. Семья, посещающая театр и различные выставки, легко научит малыша любить эту деятельность.

Дети – наше отражение. Если мы хотим, чтобы они что-то любили, мы должны сами это полюбить.

Способы активации творческого потенциала

Найти то, к чему лежит душа малыша − важная задача, которая стоит перед родителями. Все дети имеют те или иные склонности, и, если кажется, что у ребенка нет любимого занятия, то вероятнее всего вы просто еще не нашли нужное.

Дети положительно реагируют на предложение заняться чем-то новым. Если провести работу по ознакомлению в легкой игровой форме, то малыш будет снова и снов возвращаться к нему и пробовать свои силы, поражая вас своими произведениями.

Занятия, не вызывающие восторг в начале, иногда становятся любимыми, если рассказать и показать разнообразие выбранного вида прикладного искусства. Форма преподнесения нового материала играет роль в освоении. Предложение создать новый понятный предмет или нарисовать героя воспринимается как игра и отвечает возрастным особенностям восприятия нового материала.

Активировать творческий потенциал можно только путем проб и ошибок.

Предлагая новые виды самовыражения, дать возможность найти свой путь. Постепенно будет проявляться больший интерес к тому или иному варианту творчества с использованием наиболее подходящих инструментов. Но это не означает, что если малыш любит рисовать кисточкой или карандашами, то не следует предлагать ему других вариантов. Выражение эмоции с применением разных форм и инструментов стимулирует мышление и фантазию, дает необходимый импульс для всестороннего развития.

Разнообразие материалов и форм, доступных в магазинах, решает вопрос о подготовке занятий по активизации творческого потенциала. Но не стоит надеяться только на приобретенные наборы для детского творчества. Хороших результатов можно добиться, позволяя ребенку не только творить, но и подготавливать материал. Собирая листья и шишки для будущих поделок, помогая готовить тесто для лепки и вырезая необходимые детали из подручных материалов, малыш учится мыслить, не пользуясь предложенными шаблонами. Он понимает, как искать новые варианты использования привычных вещей и видеть интересное в обыденном.

Активизации творческого потенциала способствует и возможность синтеза разных видов деятельности. Например, прочитав интересную сказку, можно предложить нарисовать героев или ситуацию. Хорошо сделать аппликацию по мотивам истории или разыграть понравившуюся часть по ролям. Показав малышу, как можно использовать интересный сюжет по-разному, легко найти подходящий для него вид творчества.

В 3-4 года можно начинать посещать творческие кружки и секции, чтобы дать дополнительный стимул в развитии понравившегося умения. Но стоит помнить: чрезмерная нагрузка и не интересные занятия отбивают желание заниматься. В неделю хорошо посещать не более 2 занятий одного вида. Одновременно посещать лучше не более 3 разных кружков.

Если ребенок проявляет нежелание посещать выбранный кружок или секцию, нужно у него спросить, что именно не нравится. Если сложно или скучно, то замените кружок на другой, но если не привлекает сам вид деятельности, то лучше отказаться от него на некоторое время.

Конечно, каждому взрослому хочется, чтобы ребенок одновременно рисовал, играл на музыкальных инструментах и выступал на сцене, но в жизни так не бывает. Пусть малыш попробует силы в разных видах творчества и постепенно определится с одним или двумя направлениями, которые ему по душе.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?