27Фев
    2018
    0

    Развитие детей после первого года идет разными темпами, что напрямую связано с заложенными данными и усердием родителей. Для каждого ребенка характерен свой темп познавательной активности и скорость постижения нового материала. Однако существуют показатели, определяющие усредненные навыки, характерные для возраста 2-3 лет.

    Что должен знать и уметь ребенок в 2 года

    Для двухлетнего малыша нормой является обладание следующими навыками:

    • Рисование прямых и вертикальных линий;
    • Умение собирать и нанизывать мелкие части по типу бусины, колечки, сбор разных по форме предметов в одно место (короб, бак);
    • Навыки работы с пластилином и детскими ножницами.

    Все эти занятия должны проходить под присмотром родителя или воспитателя, т.к. в этом возрасте еще не сформировано понимание возможной опасности от действий.

    Речевое развитие

    • Словарный запас составляет около 200 слов, из которых можно выделить 50 основных слов присутствующих в употреблении;
    • Также к словам словарного запаса относятся заменители и звукоподражатели. Отдельной группой считаются слова, которые ребенок употребляет вслед за взрослым, но не понимает значения;
    • К двухлетнему периоду ребенок усиленно употребляет вопросы об окружающем его мире, говорит о себе в третьем лице и составляет предложения из 3 и более слов.

    Стоит отметить, что данный показатель не является обязательным и различается у мальчиков и девочек. Так в большинстве случаев мальчики начинают говорить позже девочек, но это не указывает на их отставание, а вызвано биологическими особенностями.

    Окружающий мир

    Ребенок в 2 года:

    • Различает предметы по предложенным характеристикам. Может отличить большой от маленького, верх от низа и т.д.;
    • Показывает знакомые вещи на предложенных картинках или карточках (ребенок может показывать пальчиком на известный предмет или озвучивать его наименование);
    • Собирает пирамидку из 6 колец по размеру;
    • Различает до 8 цветов;
    • Сопоставляет и противопоставляет игрушки. Группирует по форме, цвету и размеру;
    • Знает основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат и может указать на заданную фигуру пальчиком;
    • Складывает матрешку или другие подобные игрушки по размеру один в другой;
    • Собирает простые пазлы или разрезанные картинки из 2-4 элементов.

    Ребенок 2-х лет выполняет простые задания родителя или воспитателя, понимает разницу между мальчиком и девочкой. Умеет показывать свой возраст на пальчиках.

    Происходит закрепление навыка распознавания вещей по весу, температуре и фактуре. Так без труда определяются и распределяются предметы легкие и тяжелые, холодные и теплые, мягкие и твердые.

    Выполнение 2-3 последовательных действий. Это может выполняться по требованию взрослого или при самостоятельной игре, через повторение ранее увиденного (покачать и уложить куклу спать, нагрузить и перевезти машину).

    Обратите внимание! Для возраста двух лет характерна большая разбежка в данных знаниях и умениях, которая обусловлена разным темпом развития речи детей одного возраста. При медленном темпе развития речи взрослому необходимо чаще предлагать ребенку игры на развитие моторики.

    • Происходит формирование первичного понимания коротких рассказов;
    • Малыш может отвечать на вопросы о событиях прошедших в небольшой отрезок времени;
    • Знает некоторые части тела (руки, ноги, голова, живот), лица (глаза, нос, губы, уши), показывает их по просьбе взрослого;
    • В лексике появляются первые навыки этикета: «спасибо», «пока», «до свидания», «здравствуйте».

    Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

    К трем годам дети начинают активно разговаривать и пополнять свой словарный запас новыми понятиями и терминами.

    Даже те дети, которые до этого показывали малые успехи в общении, начинают активно использовать полученные ранее знания. В течение полугода при систематических занятиях догоняют более разговорчивых сверстников, осваивая все необходимые знания.

    К усредненным навыкам, которые должны быть получены ребенком к трем годам, относятся:

    • Умение рисовать и объяснять, что он рисует. При рисовании в этом возрасте характерно использование простых линий и фигур, возможно имитационное письмо по образу взрослого;
    • Изображение предметов и сюжетов из жизни. Лепка из пластилина фигурок знакомых предметов и людей;
    • Запоминать стихи и песни. Это умение формируется благодаря неоднократному повторению одного материала взрослым в игровой форме.

    Заучивание нового материала проводится постепенно: можно предлагать ребенку сначала закончить строку известного стихотворения или песни, после чего количество слов, называемых ребенком, должно увеличиваться.

    Развитие речи

    Словарный запас составляет от 250 до 700 слов, некоторые дети показывают результат до 1500 слов, которые выстраиваются в предложения из 5-8 слов. Ребенок выражает свои чувства при помощи слов.

    Слова начинают изменяться по числам и падежам, а вопросы, связанные с познанием окружающего мира, трансформируются из формы «что это?» в «где?», «куда?», «почему?», «когда?» в соответствии с ситуацией.

    • При разговоре появляются попытки словотворчества и рифмовки, при общении с удовольствием разговаривает с взрослыми и детьми;
    • Может рассказать о прочитанной сказке по картинке, восстановить порядок действий в известной сказке, показать на изображении знакомые предметы и события;
    • Знает свое имя и фамилию. Знает свой возраст и показывает его на пальчиках;
    • Различает людей по половому и возрастному признаку;
    • Знает части тела и их назначение;
    • В речи появляются предлоги.

    Проявление любознательности

    • Трехлетка свободно проводит параллель в частях тела человека и животных;
    • При игре активно использует ассоциацию собственного «Я» с любимым персонажем, отвечает на вопрос «кто ты?» в игре;
    • Применяет ролевые разговоры в игре, имитируя различных персонажей. Может озвучивать и себя, и куклу.
    • Появляется умение по детали узнавать знакомый предмет или животное (хобот – слон, юбка – девочка).
    • Умеет считать до трех, знает значение слов много и мало.
    • Начинает различать лево и право, но еще возможны ошибки.
    • Правильно называет четыре основных цвета и ряд оттенков, при этом уже ориентируется в семи цветах спектра, знает черный и белый цвет. Апеллирует этим знанием, показывая на картинке по просьбе взрослого.
    • Складывает предметы один в другой (матрешка, мисочки, колпачки) по просьбе взрослого или при самостоятельной игре.
    • Может узнавать на ощупь предмет, различает фактуру.
    • Складывает простые мозаики из 2-4 частей без помощи взрослого.
    • Из кубиков выстраивает башенки, домики и другие знакомые простые объекты по просьбе взрослого или при самостоятельно игре.
    • Может достаточно долго заниматься одним занятием.

    В возрасте трех лет многие дети начинают посещать ДОУ, но это не является причиной прекращать домашнее обучение с ребенком. В такой ситуации взрослый должен подкорректировать время проведения занятия и объемы предложенной информации.

    Если родители отдают ребенка в детский сад, стоит скорректировать материал для домашнего изучения, исходя из программы садика, и предлагать ребенку занятия по тем направлениям, которые отсутствуют в саду.

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?