2020
Иногда случается так, что в речи ребенка появляются отклонения. Такому малышу трудно или даже невозможно общаться с окружающими.
Какие бывают нарушения речи?
Почему возникают речевые нарушения?
Как действовать, если у ребенка появились признаки нарушений?
Ответы на эти вопросы можно найти здесь.
Содержание:
- Что указывает на речевые нарушения
- Причины нарушения речи у детей
- Виды речевых нарушений
- Нарушение речи дошкольников
- Исправление и коррекция речи
- Рекомендации для родителей
Что указывает на речевые нарушения у детей
Существуют признаки, по которым можно распознать нарушение речи у малышей.
Если родители заметили подобные симптомы у своего ребенка, нужно обязательно обратиться к педиатру или логопеду за консультацией. В отдельных случаях может потребоваться помощь отоларинголога, дефектолога или невролога.
Итак, вот на что следует обратить внимание родителям.
- В 1 месяц новорожденный не кричит, когда недоволен или голоден.
- После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.
- После 5 месяцев он не произносит звуки или слоги, не ищет взглядом родителей или знакомые предметы.
- Начиная с 7 месяцев кроха не обращает на себя внимание звуками.
- К концу 9 месяца в его речи нет простейших слов из одинаковых слогов (например, “мама”).
- В 10 месяцев малыш не машет в ответ, не качает головой.
- В 1 годик он не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простейших требований.
- В 19 месяцев у малыша нет нескольких осмысленных слов, он не показывает на себе или на кукле части тела.
- В 3 года речь отсутствует или он говорит только простые фразы. Малыш неправильно произносит многие звуки. Он неверно согласовывает слова в предложении, ему трудно составить рассказ по картинке.
Причины нарушения речи у детей
Существует несколько причин, почему возникают подобные нарушения.
Внутриутробные патологии
На развитие ребенка, в том числе и речевое, оказывают негативное влияние следующие факторы:
- гипоксия,
- инфекционные заболевания,
- травмы живота,
- алкоголь,
- курение,
- употребление наркотических веществ,
- бесконтрольный прием лекарств,
- несовместимость резус-факторов мамы и малыша.
Наследственность
К этим причинам относятся наследственные нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая уздечка).
Также это могут быть особенности нервной системы, которые ведут к заиканию.
Родовые травмы
К этим факторам относятся:
- недоношенность,
- малый вес ребенка,
- асфиксия (удушье),
- акушерские травмы.
Послеродовые патологии
Сюда включают:
- перенесенные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка,
- травмы артикуляционного аппарата.
Неблагоприятные социально-бытовые условия
К таким причинам относятся:
- недостаток эмоционального, близкого общения в семье,
- неверный пример речи от взрослых,
- сильный испуг, стресс, психические травмы.
Виды речевых нарушений
Нарушения речи можно рассмотреть через психолого-педагогическую и клинико-педагогическую классфикации.
Психолого-педагогическая классификация
Она основывается на особенностях развития речи и возможности общения.
ФНР (фонетическое нарушение речи) — нарушение произношения некоторых звуков из-за слабо развитого фонетического слуха.
ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи) — нарушение процессов звукопроизношения и восприятия звуков. Ребенок не слышит и не понимает разницы между звуками.
ОНР (общее недоразвитие речи) — нарушение звуковосприятия, звукопроизношения, понимания речи, а также ее грамматической и лексической стороны.
Заикание − нарушение коммуникации с окружающими из-за судорог в артикуляционном аппарате у ребенка. При этом он правильно воспринимает звуки и понимает окружающих, а его речь нормально развита.
Клинико-педагогическая классификация
Такая классификация распределяет нарушения речи по медицинским критериям.
По нарушению образования голоса:
- дисфония — нарушение речи, при котором есть сипение, гнусавость, слабость голоса;
- ринофония — носовое звучание голоса;
- фонастения — нарушение силы голоса;
- афония — шепотная речь или полное отсутствие голоса.
По ритму и темпу речи:
- брадилалия — слишком медленная речь;
- тахилалия — чрезмерно быстрая речь.
По звукопроизношению:
- дислалия — неправильное звукопроизношение, недостаточная сформированность речи;
- ринолалия — аномальные органы артикуляции;
- алалия — полное отсутствие речи;
- афазия — распад уже сформированной речи из-за повреждения участков мозга.
По функциям письма и чтения:
- дисграфия — нарушение письма, не связанное с орфографией;
- аграфия — невозможность освоения письма;
- дислексия — нарушение чтения.
Нарушение речи дошкольников
Речь активно формируется в дошкольном возрасте. Но при этом многие неблагоприятные факторы могут сильно повлиять на ее развитие.
Одни из самых распространенных нарушений речи у дошкольников — это мутизм (когда ребенок перестает говорить из-за перенесенного сильного стресса), алалия и заикание.
Если у ребенка имеются нарушения речи, нельзя закрывать на них глаза. Необходимо обратиться к специалисту для их исправления!
Исправление и коррекция речи ребенка
Чтобы занятия по коррекции речевых нарушений принесли максимальный эффект, необходимо регулярно заниматься с дефектологом или логопедом.
- Это может быть специалист в медицинском учреждении или в логопедическом пункте при детском образовательном учреждении.
- Успех зависит не только от квалификации и опыта специалиста, но и от регулярности и частоты занятий.
- Упражняться нужно не меньше 3 раз в неделю.
- Специалист будет внимательно следить за речью ребенка и исправлять все ошибки.
- К новому материалу на занятиях подходят только тогда, когда ребенок безошибочно выполняет все изученные задания.
- На занятиях логопед четко, громко и медленно говорит и требует того же от ученика.
- Упражнения обязательно проводятся эмоционально, с яркими картинками, чтобы заинтересовать малыша и вызвать на общение.
Рекомендации для родителей
- С первых месяцев жизни необходимо как можно чаще общаться с малышом. Делать это нужно с выразительной интонацией и при этом поощрять попытки ребенка к взаимодействию.
- Например, на прогулке можно обсуждать, что находится вокруг, что происходит и т.д.
- Прекрасно, если ребенок будет делиться со взрослыми своими впечатлениями.
- Родителям нужно стремится к тому, чтобы их речь была эмоционально окрашена и выразительна.
- Нужно четко произносить звуки. Так, чтобы малыш видел правильную артикуляцию и слышал правильный пример.
- Очень важно следить за своей речью, не коверкать слова, не сюсюкать и не копировать ребенка.
- Развитию речи помогает мелкая моторика. Для этого хорошо подходят шнуровка, лепка, конструкторы, игры с песком, пальчиковые игры и т.д.
- Полезно заниматься дома логопедической гимнастикой, чтобы развивать артикуляцию и речевое дыхание.
- Занятия по коррекции речи должны нравится ребенку.Так он легче усвоит нужные упражнения.
Нарушение речи у дошкольника — серьезная проблема, которой необходимо уделить особое внимание.
Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи.
Для достижения максимального коррекционного эффекта нужно регулярно заниматься с ребенком и дома.
АнстасияВт Мар 03, 2020 at 00:35
Здравствуйте. Очень актуально и понятно.