03Фев
2020
1
причины нарушения речи у детей

Иногда случается так, что в речи ребенка появляются отклонения. Такому малышу трудно или даже невозможно общаться с окружающими.

Какие бывают нарушения речи?

Почему возникают речевые нарушения?

Как действовать, если у ребенка появились признаки нарушений?

Ответы на эти вопросы можно найти здесь.

 

Содержание:

 

Что указывает на речевые нарушения у детей

Существуют признаки, по которым можно распознать нарушение речи у малышей.

 

Если родители заметили подобные симптомы у своего ребенка, нужно обязательно обратиться к педиатру или логопеду за консультацией. В отдельных случаях может потребоваться помощь отоларинголога, дефектолога или невролога.

 

Итак, вот на что следует обратить внимание родителям.

  • В 1 месяц новорожденный не кричит, когда недоволен или голоден. 
  • После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.
  • После 5 месяцев он не произносит звуки или слоги, не ищет взглядом родителей или знакомые предметы.
  • Начиная с 7 месяцев кроха не обращает на себя внимание звуками.
  • К концу 9 месяца в его речи нет простейших слов из одинаковых слогов (например, “мама”).
  • В 10 месяцев малыш не машет в ответ, не качает головой. 
  • В 1 годик он не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простейших требований.
  • В 19 месяцев у малыша нет нескольких осмысленных слов, он не показывает на себе или на кукле части тела.
  • В 3 года речь отсутствует или он говорит только простые фразы. Малыш неправильно произносит многие звуки. Он неверно согласовывает слова в предложении, ему трудно составить рассказ по картинке. 

 

Причины нарушения речи у детей

Существует несколько причин, почему возникают подобные нарушения.

 

Внутриутробные патологии

Внутриутробные патологии и родовые травмы

 

На развитие ребенка, в том числе и речевое, оказывают негативное влияние следующие факторы:

  • гипоксия, 
  • инфекционные заболевания, 
  • травмы живота, 
  • алкоголь, 
  • курение, 
  • употребление наркотических веществ,
  • бесконтрольный прием лекарств,
  • несовместимость резус-факторов мамы и малыша.

 

Наследственность

К этим причинам относятся наследственные нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая уздечка). 

Также это могут быть особенности нервной системы, которые ведут к заиканию.

 

Родовые травмы

К этим факторам относятся:

  • недоношенность,
  • малый вес ребенка,
  • асфиксия (удушье),
  • акушерские травмы.

 

Послеродовые патологии

Сюда включают:

  • перенесенные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка,
  • травмы артикуляционного аппарата.

 

Неблагоприятные социально-бытовые условия

К таким причинам относятся:

  • недостаток эмоционального, близкого общения в семье,
  • неверный пример речи от взрослых,
  • сильный испуг, стресс, психические травмы.

 

Виды речевых нарушений

Нарушения речи можно рассмотреть через психолого-педагогическую и клинико-педагогическую классфикации.

 

Психолого-педагогическая классификация

Она основывается на особенностях развития речи и возможности общения.

ФНР (фонетическое нарушение речи) — нарушение произношения некоторых звуков из-за слабо развитого фонетического слуха. 

ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи) — нарушение процессов звукопроизношения и восприятия звуков. Ребенок не слышит и не понимает разницы между звуками.

ОНР (общее недоразвитие речи) — нарушение звуковосприятия, звукопроизношения, понимания речи, а также ее грамматической и лексической стороны.

Заикание − нарушение коммуникации с окружающими из-за судорог в артикуляционном аппарате у ребенка. При этом он правильно воспринимает звуки и понимает окружающих, а его речь нормально развита.

 

Клинико-педагогическая классификация

Такая классификация распределяет нарушения речи по медицинским критериям.

 

По нарушению образования голоса:

  • дисфония — нарушение речи, при котором есть сипение, гнусавость, слабость голоса;
  • ринофония — носовое звучание голоса;
  • фонастения — нарушение силы голоса;
  • афония — шепотная речь или полное отсутствие голоса.

 

По ритму и темпу речи:

  • брадилалия — слишком медленная речь;
  • тахилалия — чрезмерно быстрая речь.

 

По звукопроизношению:

  • дислалия — неправильное звукопроизношение, недостаточная сформированность речи;
  • ринолалия — аномальные органы артикуляции;
  • алалия — полное отсутствие речи;
  • афазия — распад уже сформированной речи из-за повреждения участков мозга.

 

По функциям письма и чтения:

  • дисграфия — нарушение письма, не связанное с орфографией;
  • аграфия — невозможность освоения письма;
  • дислексия — нарушение чтения.

 

Нарушение речи дошкольников

Нарушение речи детей дошкольного возраста

 

Речь активно формируется в дошкольном возрасте. Но при этом многие неблагоприятные факторы могут сильно повлиять на ее развитие. 

Одни из самых распространенных нарушений речи у дошкольников — это мутизм (когда ребенок перестает говорить из-за перенесенного сильного стресса), алалия и заикание.

 

Если у ребенка имеются нарушения речи, нельзя закрывать на них глаза. Необходимо обратиться к специалисту для их исправления!

 

Исправление и коррекция речи ребенка

Чтобы занятия по коррекции речевых нарушений принесли максимальный эффект, необходимо регулярно заниматься с дефектологом или логопедом.

  • Это может быть специалист в медицинском учреждении или в логопедическом пункте при детском образовательном учреждении.
  • Успех зависит не только от квалификации и опыта специалиста, но и от регулярности и частоты занятий.
  • Упражняться нужно не меньше 3 раз в неделю.
  • Специалист будет внимательно следить за речью ребенка и исправлять все ошибки.
  • К новому материалу на занятиях подходят только тогда, когда ребенок безошибочно выполняет все изученные задания.
  • На занятиях логопед четко, громко и медленно говорит и требует того же от ученика. 
  • Упражнения обязательно проводятся эмоционально, с яркими картинками, чтобы заинтересовать малыша и вызвать на общение.

 

Рекомендации для родителей

  • С первых месяцев жизни необходимо как можно чаще общаться с малышом. Делать это нужно с выразительной интонацией и при этом поощрять попытки ребенка к взаимодействию.
  • Например, на прогулке можно обсуждать, что находится вокруг, что происходит и т.д.
  • Прекрасно, если ребенок будет делиться со взрослыми своими впечатлениями.
  • Родителям нужно стремится к тому, чтобы их речь была эмоционально окрашена и выразительна.
  • Нужно четко произносить звуки. Так, чтобы малыш видел правильную артикуляцию и слышал правильный пример.
  • Очень важно следить за своей речью, не коверкать слова, не сюсюкать и не копировать ребенка.
  • Развитию речи помогает мелкая моторика. Для этого хорошо подходят шнуровка, лепка, конструкторы, игры с песком, пальчиковые игры и т.д.
  • Полезно заниматься дома логопедической гимнастикой, чтобы развивать артикуляцию и речевое дыхание.
  • Занятия по коррекции речи должны нравится ребенку.Так он легче усвоит нужные упражнения.

 

Нарушение речи у дошкольника — серьезная проблема, которой необходимо уделить особое внимание.

Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи.

 

Для достижения максимального коррекционного эффекта нужно регулярно заниматься с ребенком и дома.

 

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев (1)

  • Анстасия

    Здравствуйте. Очень актуально и понятно.

    reply

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}