03Фев
    2020
    1
    причины нарушения речи у детей

    Иногда случается так, что в речи ребенка появляются отклонения. Такому малышу трудно или даже невозможно общаться с окружающими.

    Какие бывают нарушения речи?

    Почему возникают речевые нарушения?

    Как действовать, если у ребенка появились признаки нарушений?

    Ответы на эти вопросы можно найти здесь.

     

    Содержание:

     

    Что указывает на речевые нарушения у детей

    Существуют признаки, по которым можно распознать нарушение речи у малышей.

     

    Если родители заметили подобные симптомы у своего ребенка, нужно обязательно обратиться к педиатру или логопеду за консультацией. В отдельных случаях может потребоваться помощь отоларинголога, дефектолога или невролога.

     

    Итак, вот на что следует обратить внимание родителям.

    • В 1 месяц новорожденный не кричит, когда недоволен или голоден. 
    • После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.
    • После 5 месяцев он не произносит звуки или слоги, не ищет взглядом родителей или знакомые предметы.
    • Начиная с 7 месяцев кроха не обращает на себя внимание звуками.
    • К концу 9 месяца в его речи нет простейших слов из одинаковых слогов (например, “мама”).
    • В 10 месяцев малыш не машет в ответ, не качает головой. 
    • В 1 годик он не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простейших требований.
    • В 19 месяцев у малыша нет нескольких осмысленных слов, он не показывает на себе или на кукле части тела.
    • В 3 года речь отсутствует или он говорит только простые фразы. Малыш неправильно произносит многие звуки. Он неверно согласовывает слова в предложении, ему трудно составить рассказ по картинке. 

     

    Причины нарушения речи у детей

    Существует несколько причин, почему возникают подобные нарушения.

     

    Внутриутробные патологии

    Внутриутробные патологии и родовые травмы

     

    На развитие ребенка, в том числе и речевое, оказывают негативное влияние следующие факторы:

    • гипоксия, 
    • инфекционные заболевания, 
    • травмы живота, 
    • алкоголь, 
    • курение, 
    • употребление наркотических веществ,
    • бесконтрольный прием лекарств,
    • несовместимость резус-факторов мамы и малыша.

     

    Наследственность

    К этим причинам относятся наследственные нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая уздечка). 

    Также это могут быть особенности нервной системы, которые ведут к заиканию.

     

    Родовые травмы

    К этим факторам относятся:

    • недоношенность,
    • малый вес ребенка,
    • асфиксия (удушье),
    • акушерские травмы.

     

    Послеродовые патологии

    Сюда включают:

    • перенесенные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка,
    • травмы артикуляционного аппарата.

     

    Неблагоприятные социально-бытовые условия

    К таким причинам относятся:

    • недостаток эмоционального, близкого общения в семье,
    • неверный пример речи от взрослых,
    • сильный испуг, стресс, психические травмы.

     

    Виды речевых нарушений

    Нарушения речи можно рассмотреть через психолого-педагогическую и клинико-педагогическую классфикации.

     

    Психолого-педагогическая классификация

    Она основывается на особенностях развития речи и возможности общения.

    ФНР (фонетическое нарушение речи) — нарушение произношения некоторых звуков из-за слабо развитого фонетического слуха. 

    ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи) — нарушение процессов звукопроизношения и восприятия звуков. Ребенок не слышит и не понимает разницы между звуками.

    ОНР (общее недоразвитие речи) — нарушение звуковосприятия, звукопроизношения, понимания речи, а также ее грамматической и лексической стороны.

    Заикание − нарушение коммуникации с окружающими из-за судорог в артикуляционном аппарате у ребенка. При этом он правильно воспринимает звуки и понимает окружающих, а его речь нормально развита.

     

    Клинико-педагогическая классификация

    Такая классификация распределяет нарушения речи по медицинским критериям.

     

    По нарушению образования голоса:

    • дисфония — нарушение речи, при котором есть сипение, гнусавость, слабость голоса;
    • ринофония — носовое звучание голоса;
    • фонастения — нарушение силы голоса;
    • афония — шепотная речь или полное отсутствие голоса.

     

    По ритму и темпу речи:

    • брадилалия — слишком медленная речь;
    • тахилалия — чрезмерно быстрая речь.

     

    По звукопроизношению:

    • дислалия — неправильное звукопроизношение, недостаточная сформированность речи;
    • ринолалия — аномальные органы артикуляции;
    • алалия — полное отсутствие речи;
    • афазия — распад уже сформированной речи из-за повреждения участков мозга.

     

    По функциям письма и чтения:

    • дисграфия — нарушение письма, не связанное с орфографией;
    • аграфия — невозможность освоения письма;
    • дислексия — нарушение чтения.

     

    Нарушение речи дошкольников

    Нарушение речи детей дошкольного возраста

     

    Речь активно формируется в дошкольном возрасте. Но при этом многие неблагоприятные факторы могут сильно повлиять на ее развитие. 

    Одни из самых распространенных нарушений речи у дошкольников — это мутизм (когда ребенок перестает говорить из-за перенесенного сильного стресса), алалия и заикание.

     

    Если у ребенка имеются нарушения речи, нельзя закрывать на них глаза. Необходимо обратиться к специалисту для их исправления!

     

    Исправление и коррекция речи ребенка

    Чтобы занятия по коррекции речевых нарушений принесли максимальный эффект, необходимо регулярно заниматься с дефектологом или логопедом.

    • Это может быть специалист в медицинском учреждении или в логопедическом пункте при детском образовательном учреждении.
    • Успех зависит не только от квалификации и опыта специалиста, но и от регулярности и частоты занятий.
    • Упражняться нужно не меньше 3 раз в неделю.
    • Специалист будет внимательно следить за речью ребенка и исправлять все ошибки.
    • К новому материалу на занятиях подходят только тогда, когда ребенок безошибочно выполняет все изученные задания.
    • На занятиях логопед четко, громко и медленно говорит и требует того же от ученика. 
    • Упражнения обязательно проводятся эмоционально, с яркими картинками, чтобы заинтересовать малыша и вызвать на общение.

     

    Рекомендации для родителей

    • С первых месяцев жизни необходимо как можно чаще общаться с малышом. Делать это нужно с выразительной интонацией и при этом поощрять попытки ребенка к взаимодействию.
    • Например, на прогулке можно обсуждать, что находится вокруг, что происходит и т.д.
    • Прекрасно, если ребенок будет делиться со взрослыми своими впечатлениями.
    • Родителям нужно стремится к тому, чтобы их речь была эмоционально окрашена и выразительна.
    • Нужно четко произносить звуки. Так, чтобы малыш видел правильную артикуляцию и слышал правильный пример.
    • Очень важно следить за своей речью, не коверкать слова, не сюсюкать и не копировать ребенка.
    • Развитию речи помогает мелкая моторика. Для этого хорошо подходят шнуровка, лепка, конструкторы, игры с песком, пальчиковые игры и т.д.
    • Полезно заниматься дома логопедической гимнастикой, чтобы развивать артикуляцию и речевое дыхание.
    • Занятия по коррекции речи должны нравится ребенку.Так он легче усвоит нужные упражнения.

     

    Нарушение речи у дошкольника — серьезная проблема, которой необходимо уделить особое внимание.

    Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи.

     

    Для достижения максимального коррекционного эффекта нужно регулярно заниматься с ребенком и дома.

     

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев (1)

    • Анстасия

      Здравствуйте. Очень актуально и понятно.

      reply

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}