Своевременное речевое развитие – это гарантия того, что интеллект ребенка будет развиваться в соответствии с возрастом. Гораздо сложнее, если речь появилась очень поздно или к 3-5 годам не появилась совсем. В этом случае мы говорим  о задержке развития речи (ЗРР) у ребенка – сложной патологии, требующей длительной коррекционной работы специалистов нескольких направлений.

    В этой статье вы узнаете, как и почему проявляется ЗРР, какие разновидности диагностируют у детей, как лечат задержку речевого развития различными методами и приемами, и какие специалисты занимаются диагностикой и лечением патологии.

    задержка речевого развития

    Содержание:

    Что такое «задержка развития речи» (ЗРР)

    Задержка речевого развития (ЗРР)это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков.

    Различают три степени задержки речевого развития:

    1. Первая степень — это самая легкая степень задержки речи у ребенка, так как у таких детей отсутствует поражение нервной системы. При внимательном наблюдении можно заметить небольшие эмоциональные и волевые нарушения. Хотя отставание развития речи здесь проявляется в легкой степени, такие дети без помощи специалистов не могут самостоятельно догнать своих сверстников.
    2. Ко второй степени ЗРР относят отставание речевого развития, сочетающееся с нарушениями психики и патологиями нервной системы. У ребенка могут быть эмоциональная неустойчивость, нарушения памяти и внимания, мелкой моторики. Органы артикуляции (особенно язык) тоже страдают из-за легких параличей, тремора (дрожания) и насильственных движений. Такие дети медлительны, или, наоборот, расторможены. Они нуждаются в специальном обучении.
    3. При третьей степени задержка речевого развития вызвана поражением речевой зоны головного мозга. Нарушения речи обширны: ребенок затрудняется в произношении многих слов, не формируется фраза, нарушена грамматика речи, у него отсутствует чувство языка. Кроме явно выраженных речевых нарушений у таких детей страдает память, внимание, мышление, волевые и эмоциональные качества.

    Задержка речи у ребенка, относящаяся к третьей степени, наиболее сложна для коррекции. Такие дети нуждаются в длительном лечении и сопровождении специалистов. Но даже тщательно проведенная коррекционная работа не гарантирует, что ребенок избавится от речевой патологии.

    Как идет нормальное развитие детей, каковы его условия

    норма речевого развитияВ норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

    1. Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
    2. Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
    3. Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

    Чтобы этапы речевого развития детей соответствовали возрасту, нужно, чтобы ребенок не имел нарушений нервной системы и неблагоприятной наследственности. Малышу нужно уделять достаточно  внимания, целенаправленно заниматься развитием речи. Родители должны много разговаривать с ребенком, обращая его внимание на предметы и явления. Вокруг детей должна звучать чистая правильная речь.

    Признаки явной задержки развития речи у детей

    Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо хуже сверстников. Его речь малопонятна, поздно появляется. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. Как понять, что у ребенка задержка развития речи?

    Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

    • Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
    • Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
    • Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
    • Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
    • Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
    • Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

    Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.

    Какие бывают причины задержки развития речи

    Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причиной этого могут быть нарушения внутриутробного развития и процесса родов, неблагоприятные воздействия, возникшие в первые несколько лет жизни ребенка.

    Первичные причины – влияние хода беременности и родов. Как проявляются?

    влияние беременностиНаиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга.

    Причины задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов:

    • нейроинфекция, перенесенная беременной женщиной;
    • интоксикация химическими веществами, алкоголем, никотином, лекарствами;
    • ранний и поздний токсикоз беременности;
    • несовместимость матери и ребенка по группе крови и резус-фактору;
    • глубокая недоношенность;
    • асфиксия в родах;
    • родовая травма.

    На отставание в речевом развитии может повлиять генетический фактор, неблагоприятная наследственность.

    Вторичные причины – влияние внешних факторов. Как проявляются?

    Не всегда причины общего недоразвития связаны с патологией беременности и родов. Иногда нарушения обусловлены факторами, влияющими извне на здоровье и воспитание ребенка. Это причины биологического и социального порядка.

    Провоцирующие факторы ухудшения речевого развития

    Приблизительно треть причин, приводящих к ЗРР, остаются невыясненными. Речь – это наиболее уязвимая структура человеческой психики, так как она появляется позже других психических функций.

    Критические периоды повышенной ранимости центральной нервной системы:

    • 1-2 года, когда интенсивно развиваются речевые зоны;
    • 3 года, когда интенсивно развивается связная речь;
    • 6-7 лет, когда высока вероятность появления заикания или детской афазии (распада сформировавшейся речи).

    Как проявляются внешние факторы речевого развития:

    • Биологический фактор.  К биологическим факторам относят осложнения после вакцинации, генетически заложенный медленный темп созревания нервной системы, а также длительно текущие заболевания, ослабляющие в раннем возрасте иммунитет ребенка.
    • Тугоухость. Очень опасно, когда у ребенка снижен слух или он совершенно ничего не слышит. При потере большей части слуха речь не сможет полноценно развиваться. Даже минимальное отклонение от нормы может стать причиной задержки речевого развития. Очень важно, в каком возрасте малыш потерял слух. Если это произошло в 5-6 лет, ребенок может сохранить речевые навыки. При рождении глухого ребенка или при потере слуха в 2-3 года шансы заговорить у такого малыша равны нулю.
    • Социальные факторы. К ним относится низкая культура речевого общения в семье, когда на ребенка практически не обращают никакого внимания, частые и сильные стрессы, билингвизм, когда в семье говорят на двух языках.

    Разновидности задержки речевого развития

    разновидности задержкиСреди специалистов, занимающихся изучением и коррекцией речевых нарушений, иногда возникают разногласия по поводу диагностирования задержки развития речи. Часть детей преодолевают свой дефект и могут обучаться в общеобразовательной школе.

    Отдельные дети с речевыми расстройствами даже после систематических занятий не в состоянии преодолеть патологию.  Именно поэтому важно своевременно определить, к какой разновидности относится ЗРР, чтобы точнее планировать коррекционную работу.

    Темповая задержка речевого развития

    Дети с темповой задержкой развития речи осваивают родной язык точно так же, как дети, не имеющие проблем, но в более поздние сроки. Это может быть связано с легким недоразвитием структур головного мозга, ответственных за речь. Со временем они «дозревают», и такие дети догоняют своих сверстников.

    Еще одна причина – передаваемый по наследству от одного из родителей замедленный темп развития речи. То есть, папа или мама из-за особенностей мозговой деятельности в свое время так же запаздывали по темпам развития речи и передали эту характерную черту своему ребенку.

    Симптомы темповой задержки речевого развития:

    • ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь;
    • дети с темповой задержкой развития хорошо различают слова, имеющие сходное звучание;
    • они могут изменять слова в соответствии с нормами грамматики.

    Все этапы речевого развития при этой патологии соответствуют норме, но при этом ребенок овладевает ими гораздо позднее сверстников.

    Алалия

    алалияЭта патология выражается в полном или частичном отсутствии речи у нормально слышащих детей в возрасте 3-5 лет.

    Различают следующие формы алалии:

    • Моторная алалия – ребенок понимает устную речь, но он сам ею не владеет.
    • Сенсорная алалия – ребенок не понимает устную речь, вследствие чего не способен научиться говорить.

    Признаки моторной алалии:

    • Дети не могут повторить артикуляционные движения губ, языка, потому что не понимают, как это сделать.
    • Они не запоминают порядок действий, не могут воспроизвести их последовательность.
    • Невозможно переключить одно движение губ или языка на другое без помощи рук, например, сменить улыбку на «трубочку».
    • Активный словарь пополняется очень медленно.
    • Дети строят фразы неправильно, с большим трудом («Девочка санка катается горка).
    • Звуки и слоги в словах переставляются, пропускаются, заменяются.
    • Нарушена одновременно лексика, фонетика, синтаксис, морфология, фонетика.

    Признаки сенсорной алалии:

    • Позднее развитие речи, она искажена.
    • Дети не изменяют слова по родам, падежам, числам.
    • Слова в предложениях не связаны между собой.

    У детей с сенсорной алалией нарушена мелкая и крупная моторика, они неуклюжи и медлительны, не могут выполнить точные движения пальцев рук.

    Задержка из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

    Специалисты различают полную глухоту и тугоухость. Эти дефекты слуха возникают во внутриутробном периоде, во время или после рождения. Степень речевой задержки зависит от того, в каком возрасте произошло снижение слуха. Возможные причины этого:

    • Инфекции, перенесенные женщиной во время первого триместра беременности (грипп, краснуха, герпес, корь).
    • Алкоголизм матери.
    • Несовместимость матери и плода по группе крови и резус-фактору.
    • Хромосомные и наследственные заболевания.
    • Родственники или родители с нарушениями слуха.
    • Осложнения после лечения антибиотиками в первые месяцы жизни.
    • Частые заболевания среднего уха в раннем возрасте.

    При незначительном снижении слуха страдает произношение отдельных слов. Даже минимальное снижение слуха на 15-20 децибел приводит к тому, что ребенок нечетко слышит речь окружающих и неполноценно ее воспроизводит.

    Признаки того, что у маленьких детей первого года жизни снижен или отсутствует слух:

    • 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
    • 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
    • 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
    • 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
    • 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
    • 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
    • 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
    • 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
    • 9 месяцев – не откликается на свое имя:
    • 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
    • 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

    Без полноценной коррекции дети, родившиеся глухими или потерявшие слух на первом году жизни, никогда не смогут преодолеть недоразвитие речи.

    Задержка психоречевого развития

    Примерно 5-10% старших дошкольников страдают от задержки психоречевого развития.

    Основные признаки:

    • низкий уровень знаний об окружающей действительности;
    • нет стремления к получению новой информации;
    • ребенок не способен в полном объеме перерабатывать информацию;
    • нарушено внимание, память, имеется эмоционально-волевая недостаточность.

    У детей с этой патологией фраза появляется очень поздно, словарный запас беден, в речи часты грамматические ошибки, нарушено звукопроизношение. Ребенок не способен делать звуковой анализ слова, так как не способен к аналитической деятельности. Ему сложно программировать собственные высказывания, то есть ребенок не может мысленно построить фразу, создать план сообщения.

    Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

    осмотр у специалистовЕсли родители заметили отставание речи ребенка от речи его сверстников, нужно не ждать самостоятельного улучшения, а обращаться за специализированной помощью.

    Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. При необходимости может понадобиться помощь врачей смежных специальностей: сурдолога, лицевого хирурга, ортодонта.

    Осмотр у специалистов – что должны проверить

    При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят следующие исследования:

    • Проверка слуха. Используют аудиометр или звучащие за спиной у ребенка игрушки. Начало тестирования проводят с расстояния 6 метров, его постепенно сокращают.
    • Обследование понимания речи. Ребенку предлагают показать части тела куклы, игрушки, предметы быта, выполнить элементарную просьбу, узнать предметы на картинках, послушать короткую сказку или рассказ.
    • Обследование мелкой и крупной моторики. Детям предлагают постоять на одной ноге, выполнить тесты на переключаемость (завести правую руку к плечу, а левую за спину), застегнуть пуговицы, выполнить упражнения с мячом.
    • Обследование органов артикуляции. Осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий. Детям предлагают надуть щеки, пощелкать языком, положить язык на губу и убрать его, открыть и закрыть рот.
    • Исследование словарного запаса. Используя картинки, детям предлагают найти нужные предметы и действия, объединить предметы в группу обобщающим словом, выполнить названные действия, объяснить значение слов.
    • Обследование грамматического строя речи. Детям предлагают образовать множественное число (стул – стулья), согласовать существительное с числительным (1, 2, 3, 4, 5 помидоров, игрушек), с прилагательным (белый кот, черная кошка), образовать уменьшительно-ласкательные формы (стол – столик).
    • Обследование фразовой речи. Ребенок должен закончить начатое взрослым предложение (мальчик рисует…) с использованием сюжетных картинок.
    • Обследование слоговой структуры слова. Детям предлагается назвать по картинкам предметы, название которых состоит из 1-2-3-4 открытых и закрытых слогов, отстучать ритм слова.

    По итогам обследования определяется форма и степень задержки речевого развития, планируется коррекционная работа.

    Как лечат задержку речевого развития

    Комбинированный подход, включающий в себя разные методы воздействия на центральную нервную систему и органы артикуляции, считается наиболее эффективным.

    Лекарственная терапия

    Цель лекарственной терапии при ЗРР – улучшение обмена веществ и кровообращения в мозговых структурах, а так же улучшение питания клеток головного мозга. С этой целью ребенку назначаются ноотропы следующих групп:

    • Производные амино-масляной кислоты (Аминалон, Пантогам, Пикамилон) для стимуляции кислородного обмена и торможения нервных импульсов;
    • Производные пиритинола (Церебол, Энербол, Энцефабол) для улучшения утилизации глюкозы;
    • Психостимуляторы (Цераксон) для повышения энергетического обмена, устранения застойных явлений, улучшения памяти и внимания;
    • Поливитамины (Мильгамма, Мультивит) для питания и стимуляции нервной системы:
    • Экстракты нервных клеток животных (Кортексин, Церебролизин) для регенерации поврежденной нервной ткани.

    Одновременно с медикаментозной терапией проводится коррекционная работа с логопедом и дефектологом.

    Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

    дельфинотерапияЭти методы физиотерапии стимулируют речевые зоны головного мозга и центры, отвечающие за интеллект. Подбор методов следует проводить очень осторожно, в индивидуальном порядке, так как они могут вызвать эпилептический припадок, расстройство психики, судороги

    . Общение детей с дельфинами, катание на лошадях помогает снять гипертонус, спазмы мелкой мускулатуры, стимулирует речевые центры мозга.

    Работа с педагогом-корректологом

    Очень сложно добиться нужного результата только при помощи медикаментов, не подключая усилия корректолога. С ним можно заниматься, начиная с 4-4,5 лет. Педагог, стремясь к цели, старается повысить, помимо речевых возможностей, и интеллект, и эмоции, и социальное развитие малыша. Он применяет разнообразные методы, проводит профилактику осложнений, предупреждает возможные трудности в коррекции речи.

    Какими методами пользуются педагоги-корректологи:

    • Предметно-сенсорная терапия. Для получения сенсорного опыта, питающего клетки мозга информацией, используют игры с красками, водой, мыльными пузырями, льдинками, мукой, крупой, песком, тканью, бумагой, бытовыми предметами типа пластиковых стаканчиков.
    • Разработка крупной и мелкой моторики рук. Поскольку речевые зоны головного мозга и зоны, отвечающие за точные движения пальцев, находятся рядом, развитие моторики поможет преодолеть отставание. Для этого применяются пальчиковые игры, использование шнуровок, пазлов, застегивание пуговиц, вышивание, нанизывание бусин на веревочку, лепка из пластилина.
    • Массаж. Логопедический массаж проводится для снятия повышенного тонуса мышц органов артикуляции, улучшения кровообращения и координации движений нервной системы, стимуляции речевых зон головного мозга. Это может быть точечный, аппаратный, сегментарный или зондовый массаж.
    • Музыкальная и арттерапия. Эти методы – синтез физкультурных упражнений, чтения сказок, психоэмоциональных этюдов, занятий рисованием, лепкой, ритмикой и играми различного содержания. Метод позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, снять чрезмерное напряжение нервной системы.

    Прогноз и профилактика задержки речевого развития

    При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.

    Меры профилактики задержки развития речи:

    • создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
    • формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
    • обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
    • оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.

    Основные выводы

    Чтобы максимально быстро компенсировать задержку развития речи, нужно своевременно обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Существует несколько степеней и разновидностей ЗРР, продиагностировать которые сможет только специалист. Он же выяснит возможную причину развития дефекта речи, затрагивающего центральную нервную систему, головной мозг.

    Важно дополнять работу педагога-корректолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. Сочетание разнообразных методов и своевременная диагностика поможет ребенку, страдающему от задержки речевого развития, в полной мере использовать собственные возможности.