18Янв
    2020
    0
    Когда обратиться с ребенком к логопеду

    Родителям хочется, чтобы их дети красиво и правильно говорили. Но иногда случается так, что в речи возникают дефекты.

      • Как понять, в каких случаях нужно обратиться к логопеду?
      • В каком возрасте стоит вести ребенка к нему на консультацию?
      • Как проходят логопедические занятия?

    В этой статье найдутся ответы на эти и другие вопросы.

     

    Содержание:

     

    Когда стоит обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

    Нужно проконсультироваться со специалистом, если у малыша присутствуют такие нарушения речи:

    • он не выговаривает простые звуки;
    • ребенок “проглатывает” слова;
    • звуки заменяются один на другой;
    • он неверно произносит звуки;
    • малыш говорит мало слов по сравнению с ровесниками;
    • он понимает чужую речь, но не говорит сам;
    • в речи появились запинки или заикание;
    • ребенок плохо запоминает сказанное, ему сложно пересказать несколько фраз;
    • у него слишком быстрая или слишком медленная речь.

     

    Откуда берутся речевые нарушения

    Причин возникновения речевых нарушений несколько. К ним относятся:

    • кислородное голодание (гипоксия) во время беременности и родов у ребенка;
    • поражение головного мозга, нервов при рождении;
    • заболевания и травмы головы до 3 лет;
    • перенесенный сильный стресс;
    • неверный пример речи со стороны взрослых;
    • длительное пребывание перед телевизором или компьютером;
    • дефицит общения с окружающими.

     

    Почему надо обращаться к логопеду

    Логопедэто специалист, который исправляет речевые нарушения

    Он поможет понять, соответствует ли речь ребенка его возрастной норме, и при необходимости назначит коррекционный курс.

    На консультации логопед проводит диагностику речевого развития малыша и составляет программу коррекции нарушений. Эта программа может включать в себя логопедическую гимнастику, упражнения для развития моторики, внимания, памяти, слуха, дыхания или словарного запаса.

     

    Родителям важно понимать, что некоторые дефекты (например, заикание) без помощи специалиста с возрастом могут лишь усугубиться.

     

    Чем может помочь логопед

    • Логопед помогает справиться с неправильным произношением (например, с картавостью или шепелявостью). Часто дети неверно выговаривают такие звуки, как Ш, Ж, С, З, Л, Р. Иногда они отсутствуют в речи ребенка вообще. 
      • Одна из причин такого нарушения — незрелость артикуляционного аппарата. В этом случае на занятиях с логопедом разучивают особые положения губ, щек, нёба. Это позволяет ребенку научиться правильно располагать их во время произнесения звуков. 
      • Другая причина — ребенок не умеет различать звук в слове и поэтому неверно его произносит. В том случае логопед учит выделять звук в слове, определять его место и отличать от других.
    • Если ребенок заикается, логопед научит ребенка правильному речевому дыханию, размеренной и плавной речи.
    • В школьном возрасте этот специалист поможет ребенку не путать буквы, правильно их писать и читать.
    • На занятиях с логопедом можно обогатить словарный запас, мимику, научиться выразительной и правильной речи.

     

    Рекомендуемый возраст для профилактической консультации специалиста

    Любому ребенку рекомендуется посетить логопеда в 2 года. 

    Но родителям стоит обратиться за консультацией, если они заметили такие признаки в речевом развитии малыша:

    • Грудничок не гулит, не улыбается маме и папе.
    • В 7-8 месяцев карапуз не понимает обращенную к нему речь. Например, на вопрос: “Где мама?” не ищет ее глазами, не реагирует на свое имя.
    • В 1 год малыш не говорит 8-10 простейших слов, типа “дай” или “ням”.
    • В 2 года ребенок не разговаривает.
    • В 2,5 года он не умеет объединять несколько слов в фразу.
    • До 3 лет ребенок молчал, а после этого начал активно разговаривать.
    • В 3 года малыш не может воспроизвести простейший ритм (например, “тук-тук, тук-тук”).
    • В 3 года ребенок не может выполнить простейшие артикуляционные движения. Например, высунуть язык и удержать его в таком положении 5 секунд.
    • После 3 лет он до сих пор упрощает слова. Например, вместо “молоко” — “мако”.
    • Ребенок не задает вопросов “Куда?”, “Почему?”, “Зачем?” и т.д.
    • В 3-4 года малыш искажает слова, сокращает их или не договаривает. Одно и то же слово он может произнести по-разному. 
    • Ребенок говорит так неразборчиво, что его понимают только родители. 
    • Многие звуки он произносит мягко (“кися” вместо “киса”) или, наоборот, твердо (“свэт”, а не “свет”). 
      • Звуки З, С и Ц малыш произносит “как англичанин” — держа язык между зубов.
      • Звук Р у него получается как у француза, с грассированием.
      • Малыш не может договорить фразу — ему не хватает дыхания.
      • Он торопится, “захлебывается” словами.
      • Малыш не стремится к общению, не интересуется окружающими.
      • Ребенок говорит безэмоционально и монотонно.
    • В 5 лет ребенок не умеет составить предложение по картинке, использует очень короткие предложения.
    • В 5-6 лет ребенок путает предлоги, числа и падежи в предложения.

     

    Диагностика проблем звукопроизношения

    Перед началом коррекционной работы логопед обязательно проводит диагностику. 

    Ему нужно выяснить такие вопросы:

    • хорошо ли ребенок понимает обращенную к нему речь;
    • выполняет ли он простейшие инструкции;
    • богатый ли у него словарный запас;  
    • умеет ли он изменять слова по числам и т.д.;
    • умеет ли ребенок слышать звуки и различать их;
    • есть ли врожденные патологии артикуляционного аппарата (языка, уздечки, нёба);
    • каково состояние общей и мелкой моторик у малыша;
    • каковы дикция, темп и выразительность речи.

    В результате осмотра логопед составляет коррекционную программу для решения проблемы. 

     

    Родителям важно понимать, что исправление речи — не очень быстрый процесс. Например, на постановку одного звука может уйти как несколько недель, так и несколько месяцев.

     

    Как проходят занятия и какие инструменты используются

    Как проходят занятия у логопеда

    Как проходят занятия у логопеда

    Логопедическое занятие решает речевую проблему в комплексе. Для этого используются различные методики и игры.

    Вот примерные упражнения для логопедического занятия.

    • Пальчиковые игры. Они развивают мелкую моторику, а значит, и речь ребенка. А также эти игры отлично тренируют внимание, память и пространственное мышление.
    • Артикуляционная гимнастика. Обычно она проводится перед зеркалом, чтобы ребенок видел свои движения. Такая гимнастика отлично подходит для укрепления мышц щек, языка и нёба, и улучшает произношение.
    • Стихотворения, скороговорки. Они пополняют словарный запас и тренируют правильное произношение.
    • Игры на звукоподражание, развитие слуха. Ведь чем лучше ребенок слышит, тем лучше он воспроизводит звук.
    • Использование логопедического зонда. Он влияет на положение органов артикуляции, что тоже помогает скорректировать произношение.

     

    Когда нужна консультация невролога

    Иногда для коррекции речи малыша нужно показать неврологу. Это делают в таких случаях:

    • при сложном течении беременности и осложненных родах;
    • при травмах головы до 3 лет;
    • в случае, если до 1 года ребенок не начал издавать простейших звуков.

     

    Рекомендации для родителей для предотвращения проблем с речью

    В большинстве случаев проблемы с речью можно предотвратить. Для этого родителям стоит выполнять такие рекомендации:

    • показать малыша логопеду для профилактического осмотра в 2 года;
    • при необходимости — выполнять тот комплекс упражнений, который порекомендует и покажет специалист;
    • профилактические или развивающие занятия проводить ежедневно, около 10 минут в игровой форме;
    • развивать речь ребенка с помощью дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.
    • вместе с ребенком читать вслух, рассказывать стихи;
    • чаще беседовать с ребенком, обсуждать что-либо, побуждать его говорить;
    • малыш должен как можно меньше находиться перед телевизором и компьютером;
    • родителям нужно следить за чистотой и правильностью своей речи. Не надо сюсюкать и подражать детскому лепету;
    • нельзя ругать или высмеивать ребенка за его дефекты речи!

     

    Речью ребенка необходимо заниматься. Если у малыша все же появились речевые нарушения, необходимо отвести его к логопеду. С помощью логопедических занятий можно исправить даже сложные дефекты. Чтобы получить максимальный эффект от занятий, родителям также необходимо заниматься с ребенком и дома.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}