18Янв
2020
0
Когда обратиться с ребенком к логопеду

Родителям хочется, чтобы их дети красиво и правильно говорили. Но иногда случается так, что в речи возникают дефекты.

    • Как понять, в каких случаях нужно обратиться к логопеду?
    • В каком возрасте стоит вести ребенка к нему на консультацию?
    • Как проходят логопедические занятия?

В этой статье найдутся ответы на эти и другие вопросы.

 

Содержание:

 

Когда стоит обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Нужно проконсультироваться со специалистом, если у малыша присутствуют такие нарушения речи:

  • он не выговаривает простые звуки;
  • ребенок “проглатывает” слова;
  • звуки заменяются один на другой;
  • он неверно произносит звуки;
  • малыш говорит мало слов по сравнению с ровесниками;
  • он понимает чужую речь, но не говорит сам;
  • в речи появились запинки или заикание;
  • ребенок плохо запоминает сказанное, ему сложно пересказать несколько фраз;
  • у него слишком быстрая или слишком медленная речь.

 

Откуда берутся речевые нарушения

Причин возникновения речевых нарушений несколько. К ним относятся:

  • кислородное голодание (гипоксия) во время беременности и родов у ребенка;
  • поражение головного мозга, нервов при рождении;
  • заболевания и травмы головы до 3 лет;
  • перенесенный сильный стресс;
  • неверный пример речи со стороны взрослых;
  • длительное пребывание перед телевизором или компьютером;
  • дефицит общения с окружающими.

 

Почему надо обращаться к логопеду

Логопедэто специалист, который исправляет речевые нарушения

Он поможет понять, соответствует ли речь ребенка его возрастной норме, и при необходимости назначит коррекционный курс.

На консультации логопед проводит диагностику речевого развития малыша и составляет программу коррекции нарушений. Эта программа может включать в себя логопедическую гимнастику, упражнения для развития моторики, внимания, памяти, слуха, дыхания или словарного запаса.

 

Родителям важно понимать, что некоторые дефекты (например, заикание) без помощи специалиста с возрастом могут лишь усугубиться.

 

Чем может помочь логопед

  • Логопед помогает справиться с неправильным произношением (например, с картавостью или шепелявостью). Часто дети неверно выговаривают такие звуки, как Ш, Ж, С, З, Л, Р. Иногда они отсутствуют в речи ребенка вообще. 
    • Одна из причин такого нарушения — незрелость артикуляционного аппарата. В этом случае на занятиях с логопедом разучивают особые положения губ, щек, нёба. Это позволяет ребенку научиться правильно располагать их во время произнесения звуков. 
    • Другая причина — ребенок не умеет различать звук в слове и поэтому неверно его произносит. В том случае логопед учит выделять звук в слове, определять его место и отличать от других.
  • Если ребенок заикается, логопед научит ребенка правильному речевому дыханию, размеренной и плавной речи.
  • В школьном возрасте этот специалист поможет ребенку не путать буквы, правильно их писать и читать.
  • На занятиях с логопедом можно обогатить словарный запас, мимику, научиться выразительной и правильной речи.

 

Рекомендуемый возраст для профилактической консультации специалиста

Любому ребенку рекомендуется посетить логопеда в 2 года. 

Но родителям стоит обратиться за консультацией, если они заметили такие признаки в речевом развитии малыша:

  • Грудничок не гулит, не улыбается маме и папе.
  • В 7-8 месяцев карапуз не понимает обращенную к нему речь. Например, на вопрос: “Где мама?” не ищет ее глазами, не реагирует на свое имя.
  • В 1 год малыш не говорит 8-10 простейших слов, типа “дай” или “ням”.
  • В 2 года ребенок не разговаривает.
  • В 2,5 года он не умеет объединять несколько слов в фразу.
  • До 3 лет ребенок молчал, а после этого начал активно разговаривать.
  • В 3 года малыш не может воспроизвести простейший ритм (например, “тук-тук, тук-тук”).
  • В 3 года ребенок не может выполнить простейшие артикуляционные движения. Например, высунуть язык и удержать его в таком положении 5 секунд.
  • После 3 лет он до сих пор упрощает слова. Например, вместо “молоко” — “мако”.
  • Ребенок не задает вопросов “Куда?”, “Почему?”, “Зачем?” и т.д.
  • В 3-4 года малыш искажает слова, сокращает их или не договаривает. Одно и то же слово он может произнести по-разному. 
  • Ребенок говорит так неразборчиво, что его понимают только родители. 
  • Многие звуки он произносит мягко (“кися” вместо “киса”) или, наоборот, твердо (“свэт”, а не “свет”). 
    • Звуки З, С и Ц малыш произносит “как англичанин” — держа язык между зубов.
    • Звук Р у него получается как у француза, с грассированием.
    • Малыш не может договорить фразу — ему не хватает дыхания.
    • Он торопится, “захлебывается” словами.
    • Малыш не стремится к общению, не интересуется окружающими.
    • Ребенок говорит безэмоционально и монотонно.
  • В 5 лет ребенок не умеет составить предложение по картинке, использует очень короткие предложения.
  • В 5-6 лет ребенок путает предлоги, числа и падежи в предложения.

 

Диагностика проблем звукопроизношения

Перед началом коррекционной работы логопед обязательно проводит диагностику. 

Ему нужно выяснить такие вопросы:

  • хорошо ли ребенок понимает обращенную к нему речь;
  • выполняет ли он простейшие инструкции;
  • богатый ли у него словарный запас;  
  • умеет ли он изменять слова по числам и т.д.;
  • умеет ли ребенок слышать звуки и различать их;
  • есть ли врожденные патологии артикуляционного аппарата (языка, уздечки, нёба);
  • каково состояние общей и мелкой моторик у малыша;
  • каковы дикция, темп и выразительность речи.

В результате осмотра логопед составляет коррекционную программу для решения проблемы. 

 

Родителям важно понимать, что исправление речи — не очень быстрый процесс. Например, на постановку одного звука может уйти как несколько недель, так и несколько месяцев.

 

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Как проходят занятия у логопеда

Как проходят занятия у логопеда

Логопедическое занятие решает речевую проблему в комплексе. Для этого используются различные методики и игры.

Вот примерные упражнения для логопедического занятия.

  • Пальчиковые игры. Они развивают мелкую моторику, а значит, и речь ребенка. А также эти игры отлично тренируют внимание, память и пространственное мышление.
  • Артикуляционная гимнастика. Обычно она проводится перед зеркалом, чтобы ребенок видел свои движения. Такая гимнастика отлично подходит для укрепления мышц щек, языка и нёба, и улучшает произношение.
  • Стихотворения, скороговорки. Они пополняют словарный запас и тренируют правильное произношение.
  • Игры на звукоподражание, развитие слуха. Ведь чем лучше ребенок слышит, тем лучше он воспроизводит звук.
  • Использование логопедического зонда. Он влияет на положение органов артикуляции, что тоже помогает скорректировать произношение.

 

Когда нужна консультация невролога

Иногда для коррекции речи малыша нужно показать неврологу. Это делают в таких случаях:

  • при сложном течении беременности и осложненных родах;
  • при травмах головы до 3 лет;
  • в случае, если до 1 года ребенок не начал издавать простейших звуков.

 

Рекомендации для родителей для предотвращения проблем с речью

В большинстве случаев проблемы с речью можно предотвратить. Для этого родителям стоит выполнять такие рекомендации:

  • показать малыша логопеду для профилактического осмотра в 2 года;
  • при необходимости — выполнять тот комплекс упражнений, который порекомендует и покажет специалист;
  • профилактические или развивающие занятия проводить ежедневно, около 10 минут в игровой форме;
  • развивать речь ребенка с помощью дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.
  • вместе с ребенком читать вслух, рассказывать стихи;
  • чаще беседовать с ребенком, обсуждать что-либо, побуждать его говорить;
  • малыш должен как можно меньше находиться перед телевизором и компьютером;
  • родителям нужно следить за чистотой и правильностью своей речи. Не надо сюсюкать и подражать детскому лепету;
  • нельзя ругать или высмеивать ребенка за его дефекты речи!

 

Речью ребенка необходимо заниматься. Если у малыша все же появились речевые нарушения, необходимо отвести его к логопеду. С помощью логопедических занятий можно исправить даже сложные дефекты. Чтобы получить максимальный эффект от занятий, родителям также необходимо заниматься с ребенком и дома.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?