2020
Родителям хочется, чтобы их дети красиво и правильно говорили. Но иногда случается так, что в речи возникают дефекты.
- Как понять, в каких случаях нужно обратиться к логопеду?
- В каком возрасте стоит вести ребенка к нему на консультацию?
- Как проходят логопедические занятия?
В этой статье найдутся ответы на эти и другие вопросы.
Содержание:
- Признаки нарушения речи
- Рекомендуемый возраст для консультации
- Диагностика проблем
- Как проходят занятия
- Когда нужна консультация невролога
- Рекомендации для родителей
Когда стоит обращаться к логопеду: признаки нарушения речи
Нужно проконсультироваться со специалистом, если у малыша присутствуют такие нарушения речи:
- он не выговаривает простые звуки;
- ребенок “проглатывает” слова;
- звуки заменяются один на другой;
- он неверно произносит звуки;
- малыш говорит мало слов по сравнению с ровесниками;
- он понимает чужую речь, но не говорит сам;
- в речи появились запинки или заикание;
- ребенок плохо запоминает сказанное, ему сложно пересказать несколько фраз;
- у него слишком быстрая или слишком медленная речь.
Откуда берутся речевые нарушения
Причин возникновения речевых нарушений несколько. К ним относятся:
- кислородное голодание (гипоксия) во время беременности и родов у ребенка;
- поражение головного мозга, нервов при рождении;
- заболевания и травмы головы до 3 лет;
- перенесенный сильный стресс;
- неверный пример речи со стороны взрослых;
- длительное пребывание перед телевизором или компьютером;
- дефицит общения с окружающими.
Почему надо обращаться к логопеду
Логопед — это специалист, который исправляет речевые нарушения.
Он поможет понять, соответствует ли речь ребенка его возрастной норме, и при необходимости назначит коррекционный курс.
На консультации логопед проводит диагностику речевого развития малыша и составляет программу коррекции нарушений. Эта программа может включать в себя логопедическую гимнастику, упражнения для развития моторики, внимания, памяти, слуха, дыхания или словарного запаса.
Родителям важно понимать, что некоторые дефекты (например, заикание) без помощи специалиста с возрастом могут лишь усугубиться.
Чем может помочь логопед
- Логопед помогает справиться с неправильным произношением (например, с картавостью или шепелявостью). Часто дети неверно выговаривают такие звуки, как Ш, Ж, С, З, Л, Р. Иногда они отсутствуют в речи ребенка вообще.
- Одна из причин такого нарушения — незрелость артикуляционного аппарата. В этом случае на занятиях с логопедом разучивают особые положения губ, щек, нёба. Это позволяет ребенку научиться правильно располагать их во время произнесения звуков.
- Другая причина — ребенок не умеет различать звук в слове и поэтому неверно его произносит. В том случае логопед учит выделять звук в слове, определять его место и отличать от других.
- Если ребенок заикается, логопед научит ребенка правильному речевому дыханию, размеренной и плавной речи.
- В школьном возрасте этот специалист поможет ребенку не путать буквы, правильно их писать и читать.
- На занятиях с логопедом можно обогатить словарный запас, мимику, научиться выразительной и правильной речи.
Рекомендуемый возраст для профилактической консультации специалиста
Любому ребенку рекомендуется посетить логопеда в 2 года.
Но родителям стоит обратиться за консультацией, если они заметили такие признаки в речевом развитии малыша:
- Грудничок не гулит, не улыбается маме и папе.
- В 7-8 месяцев карапуз не понимает обращенную к нему речь. Например, на вопрос: “Где мама?” не ищет ее глазами, не реагирует на свое имя.
- В 1 год малыш не говорит 8-10 простейших слов, типа “дай” или “ням”.
- В 2 года ребенок не разговаривает.
- В 2,5 года он не умеет объединять несколько слов в фразу.
- До 3 лет ребенок молчал, а после этого начал активно разговаривать.
- В 3 года малыш не может воспроизвести простейший ритм (например, “тук-тук, тук-тук”).
- В 3 года ребенок не может выполнить простейшие артикуляционные движения. Например, высунуть язык и удержать его в таком положении 5 секунд.
- После 3 лет он до сих пор упрощает слова. Например, вместо “молоко” — “мако”.
- Ребенок не задает вопросов “Куда?”, “Почему?”, “Зачем?” и т.д.
- В 3-4 года малыш искажает слова, сокращает их или не договаривает. Одно и то же слово он может произнести по-разному.
- Ребенок говорит так неразборчиво, что его понимают только родители.
- Многие звуки он произносит мягко (“кися” вместо “киса”) или, наоборот, твердо (“свэт”, а не “свет”).
- Звуки З, С и Ц малыш произносит “как англичанин” — держа язык между зубов.
- Звук Р у него получается как у француза, с грассированием.
- Малыш не может договорить фразу — ему не хватает дыхания.
- Он торопится, “захлебывается” словами.
- Малыш не стремится к общению, не интересуется окружающими.
- Ребенок говорит безэмоционально и монотонно.
- В 5 лет ребенок не умеет составить предложение по картинке, использует очень короткие предложения.
- В 5-6 лет ребенок путает предлоги, числа и падежи в предложения.
Диагностика проблем звукопроизношения
Перед началом коррекционной работы логопед обязательно проводит диагностику.
Ему нужно выяснить такие вопросы:
- хорошо ли ребенок понимает обращенную к нему речь;
- выполняет ли он простейшие инструкции;
- богатый ли у него словарный запас;
- умеет ли он изменять слова по числам и т.д.;
- умеет ли ребенок слышать звуки и различать их;
- есть ли врожденные патологии артикуляционного аппарата (языка, уздечки, нёба);
- каково состояние общей и мелкой моторик у малыша;
- каковы дикция, темп и выразительность речи.
В результате осмотра логопед составляет коррекционную программу для решения проблемы.
Родителям важно понимать, что исправление речи — не очень быстрый процесс. Например, на постановку одного звука может уйти как несколько недель, так и несколько месяцев.
Как проходят занятия и какие инструменты используются

Как проходят занятия у логопеда
Логопедическое занятие решает речевую проблему в комплексе. Для этого используются различные методики и игры.
Вот примерные упражнения для логопедического занятия.
- Пальчиковые игры. Они развивают мелкую моторику, а значит, и речь ребенка. А также эти игры отлично тренируют внимание, память и пространственное мышление.
- Артикуляционная гимнастика. Обычно она проводится перед зеркалом, чтобы ребенок видел свои движения. Такая гимнастика отлично подходит для укрепления мышц щек, языка и нёба, и улучшает произношение.
- Стихотворения, скороговорки. Они пополняют словарный запас и тренируют правильное произношение.
- Игры на звукоподражание, развитие слуха. Ведь чем лучше ребенок слышит, тем лучше он воспроизводит звук.
- Использование логопедического зонда. Он влияет на положение органов артикуляции, что тоже помогает скорректировать произношение.
Когда нужна консультация невролога
Иногда для коррекции речи малыша нужно показать неврологу. Это делают в таких случаях:
- при сложном течении беременности и осложненных родах;
- при травмах головы до 3 лет;
- в случае, если до 1 года ребенок не начал издавать простейших звуков.
Рекомендации для родителей для предотвращения проблем с речью
В большинстве случаев проблемы с речью можно предотвратить. Для этого родителям стоит выполнять такие рекомендации:
- показать малыша логопеду для профилактического осмотра в 2 года;
- при необходимости — выполнять тот комплекс упражнений, который порекомендует и покажет специалист;
- профилактические или развивающие занятия проводить ежедневно, около 10 минут в игровой форме;
- развивать речь ребенка с помощью дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.
- вместе с ребенком читать вслух, рассказывать стихи;
- чаще беседовать с ребенком, обсуждать что-либо, побуждать его говорить;
- малыш должен как можно меньше находиться перед телевизором и компьютером;
- родителям нужно следить за чистотой и правильностью своей речи. Не надо сюсюкать и подражать детскому лепету;
- нельзя ругать или высмеивать ребенка за его дефекты речи!
Речью ребенка необходимо заниматься. Если у малыша все же появились речевые нарушения, необходимо отвести его к логопеду. С помощью логопедических занятий можно исправить даже сложные дефекты. Чтобы получить максимальный эффект от занятий, родителям также необходимо заниматься с ребенком и дома.