29Дек
2019
0
Мимическая и артикуляционная гимнастика дома

Малыш плохо говорит? Его речь невыразительна?

Возможно, он не очень хорошо умеет владеть мышцами лица.

Чтобы научить ребенка нужным лицевым движениям и развить артикуляционный аппарат, рекомендуется заниматься мимической гимнастикой. 

Что такое мимическая гимнастика?

Как правильно выполнять упражнения дома?

На эти и другие вопросы можно найти ответ в этой статье.

 

Содержание:

 

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастикаэто вид логопедической гимнастики, при котором развиваются лицевые мышцы и мимические движения. 

Такие упражнения держат мышцы лица в тонусе и учат управлять языком, губами и нёбом. 

Занятия можно начинать с дошкольного возраста, примерно с 3-4 лет. Именно в этот период обнаруживаются первые признаки речевых нарушений. 

Для коррекции заикания, задержки речевого развития, неправильного звукопроизношения рекомендуется выполнять эти упражнения в комплексе с артикуляционной гимнастикой.

 

Польза упражнений для мимики

Вот какую пользу приносят регулярные занятия мимической гимнастикой:

  • развивается артикуляционный аппарат;
  • снижается излишнее напряжение в лицевых мышцах;
  • улучшается дикция;
  • тренируется звукопроизношение;
  • повышается выразительность речи и и мимики;
  • появляется эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства и эмоции.

 

Правила выполнения мимической гимнастики

Мимической гимнастикой для детей можно заниматься даже дома, вместе с мамой или другим взрослым. При этом нужно следовать рекомендациям.

  • Занятия проводятся ежедневно, по 5-10 минут.
  • Сначала родителям нужно самим освоить упражнение, чтобы показать его ребенку. 
  • Малышу должно быть спокойно и комфортно. Важно, чтобы он хорошо себя чувствовал.
  • Для занятий потребуется довольно большое зеркало. Надо, чтобы ребенок видел, как он выполняет упражнение. Зеркало нужно еще и затем, чтобы наблюдать за взрослым, который делает упражнение рядом с ним.
  • Важно не количество сделанных упражнений, а их качество.
  • Язык, губы или челюсть не должны дрожать от напряжения. Нужно, чтобы движения происходили спокойно, без рывков.
  • Сначала выполняют комплекс статических упражнений, затем приступают к динамическим.
  • В динамических упражнениях переходы между движениями совершаются быстро и плавно.
  • Упражнения повторяют по 3-5 раз, затем делают небольшой перерыв. После этого можно снова приступить к заданию.
  • Чтобы занятия были интересными, стоит использовать красочные картинки или куклы с четкой выразительной мимикой. 
  • Если ребенку не дается какое-то упражнение, стоит его отложить на время, но затем обязательно к нему вернуться.
  • Важно хвалить ребенка и отмечать его успехи. 
  • Нельзя ругать малыша, если у него что-то не получается.

 

Примеры упражнений

Статические

В этих упражнениях мышцы лица удерживаются в определенном положении на 5-10 секунд.

«Улыбка»

Улыбнуться, чтобы уголки губ оттянулись наверх, а около глаз получились морщинки.

 

«Удивление»

Нужно широко раскрыть глаза и рот.

 

«Обида»

Опустить уголки рта вниз.

 

«Огорчение»

Выпятить нижнюю губу.

 

«Злость»

Брови сдвинуть, оттопырить губы, при этом нижнюю губу выставить вперед, а кулаки стиснуть.

 

«Дразнилка»

Максимально далеко высунуть язык.

 

«Хомячок»

Широко раскрыть глаза и надуть щеки.

 

«Капризка»

Капризуля Наша Люба,

Как карась надула губы,

Говорит карась большой:

-Дуться так не хорошо!

Надуть губы с капризным выражением лица.

 

«Спокойствие»

Закрыть глаза и расслабить мышцы лица.

 

Упражнения для развития мимики у детей

Упражнения для развития мимики

Динамические

В этих упражнениях позу из первой части удерживают 3-5 секунд, затем переходят к следующей. Задания выполняются неспешно и размеренно.

 

«Нахмурились — улыбнулись»

Нахмурить лоб и брови, чтобы на лбу получились вертикальные морщины. Затем радостно вскинуть брови, чтобы на лбу получились горизонтальные морщины.

 

«Улыбнулись — обиделись»

Сомкнуть губы и зубы. затем растянуть губы в улыбке. При этом поочередно поднимать и опускать уголки губ.

 

«Улыбка — трубочка — лошадка»

Сомкнуть губы и зубы. Растянуть губы в улыбке. Вытянуть губы трубочкой и “пофыркивать” вибрацией губ.

 

«Толстячок — худышка»

Сильно надувать щеки, а потом втягивать их в себя. Другой вариант — попеременно надувать одну из щек.

 

«Облака»

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас (наблюдать за воображаемыми облаками с выражением внимания интереса на лице).

Вот облачко веселое

Смеётся надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

— Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку 

Махал я вслед рукой (мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка).

А вот другое облачко –

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно (выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты).

И вдруг по небу грозное 

Страшилище летит

И кулаком громадным 

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек (выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено).

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко 

Приоткрывает рот:

«Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой? 

Такой мохнатый, мягонький,

Летим, летим со мной!» (выражение удивления: глаза и рот широко открыты)

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать, 

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

 

«Ночные звуки»

Лес ночной был полон звуков:

Кто-то выл, а кто — мяукал,

Кто-то хрюкал, кто-то топал,

Кто-то крыльями захлопал,

Кто-то ухал и кричал.

И глазищами вращал (изображать “страшных” ночных зверей — угрожающе хмурить брови, насупить лоб, оскалиться, вращать глазами и т.д.)

 

«Разное настроение»

Капризуля мальчик Марк,

Не унять его никак (опустить и сдвинуть брови, кончики губ опустить, голову и плечи опустить).

Улыбнётся он на миг –

Засияет солнца лик (брови приподнять, улыбнуться, плечи  развернуть, откинуть голову назад).

 

«Насос и мяч»

Один из игроков изображает надувной мяч, другой- “надувает” его. “Мяч” стоит на полусогнутых ногах, расслабив тело и обмякнув. По мере “надувания”, “мяч” выпрямляет голову, туловище, надувает щеки. Когда “мяч” будет “надут”, можно его “сдуть” — и тело “мяча” возвращается в исходное положение..

 

«Возьми и передай»

Передавать друг другу воображаемый предмет. Например, телевизор — ух, какой большой и тяжелый! Можно в удивлении выпучить глаза и раскрыть рот.

 

«Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Во время рассказа нужно делать выразительные движения: объятия, улыбки и т.д.

 

«Соленый чай»

Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая, не глядя положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Во время рассказа  надо делать такие выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен. 

 

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастикаэто комплекс логопедических упражнений, которые укрепляют мышцы артикуляционного аппарата (язык, губы, нёбо) и развивают их силу и подвижность. 

Выполняя задания, ребенок научится определенным положениям языка, губ и нёба. Этот вид гимнастики помогает развить четкую и плавную речь с правильным произношением.

 

Правильно подбираем гимнастику

Обычно для коррекции речи нужно применять различные виды логопедической гимнастики. Это позволит максимально быстро и эффективно справиться с речевыми нарушениями.

Сочетая артикуляционную и мимическую гимнастики, можно научить малыша держать в тонусе лицевые и артикуляционные мышцы, развить их плавность, подвижность и силу. Это улучшит звукопроизношение, беглость речи и дикцию.

 

Стоит проконсультироваться с логопедом, чтобы он подобрал ребенку подходящий комплекс гимнастики.

 

Занятия мимической гимнастикой подойдут тем ребятам, которые плохо владеют лицевыми мышцами и артикуляционным аппаратом. Упражнения помогут развить мимику и улучшить речь. Для достижения наилучшего эффекта рекомендуется применять мимическую гимнастику в комплексе с артикуляционной.   

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}