Видео поздравление Деда Мороза
Методики, приемы, средства развития речи у детей Kukuriku.ru

Для развития всех сторон речи детей родителям нужно ориентироваться в ее основных формах. В этой статье мы расскажем о том, какие виды речи ребенка существуют, какими средствами их нужно развивать, когда следует обращаться к логопеду за специализированной помощью.

Виды речи

В современном языке существует всего два вида: это устная и письменная речь. Они имеют между собой очень важное сходство, являясь звуковыми видами. Устная речь, в свою очередь, делится на следующие подвиды:

  • диалогическая;
  • монологическая.

Оба эти вида могут быть активными или пассивными. В первом случае (активная речь) ребенок говорит, во втором (пассивная речь) он слушает говорящего взрослого или сверстника. Специалисты выделяют еще одну, самую древнюю форму речи – кинетическую, когда общение происходит при помощи жестов. Некоторые дети в раннем дошкольном возрасте мастерски владеют жестовой речью, не имея пока других возможностей для общения с близкими людьми.

Монологическая речь

У монологической речи имеются несколько особенностей:

  • развернутая, то есть говорящий почти всегда описывает предмет или ситуацию;
  • чаще всего активна и произвольна, то есть говорящий должен хорошо понимать, о чем он говорит, последовательно выражать свои мысли;
  • организованная, то есть высказывание в монологической речи создается по определенному плану, который должен сохраняться «в уме» говорящего на протяжении всего монолога.

Эти особенности требуют специально организованного развития связной монологической речи. Даже детям старшего дошкольного возраста очень сложно без подготовки выразить свои мысли в виде развернутого высказывания. Чтобы они могли связно и последовательно сформировать монолог, детей учат составлять план высказывания, подбирать нужные слова, пользоваться интонацией.

Диалогическая речь

Диалог почти всегда связан с обстановкой, в которой он происходит. Высказывания людей, ведущих разговор, связаны между собой. Каждое следующее высказывание вытекает из предыдущего.

В противоположность монологу, у диалогической речи имеются следующие особенности:

  • она свернута, так как оба собеседника обычно знают, о чем они разговаривают;
  • она мало организована, течет сама по себе, часто включает привычные реплики или сочетания слов.

С 2-3 лет диалогическая речь становится основным средством общения малыша со сверстниками и взрослыми.

Внутренняя речь

Эта форма речи не выражается звуками, она проговаривается внутри при помощи языковых средств. Она не может применяться для общения, так как служит для обслуживания мышления. Во внутренней речи может опускаться то, что само собой разумеется для человека, использующего ее. Она сокращена, в ней нет полных предложений, фразы могут состоять из одного слова.

Внутренняя речь может быть направлена:

  • на воображаемого или возможного собеседника;
  • к самому себе;
  • на планирование предстоящей деятельности;
  • на воображаемую аудиторию.

Эта форма речи – очень сложное явление с точки зрения психологии, она тесно связана с мышлением.

Письменная речь

Этот вид речи имеет те же свойства, что и монологическая речь, но они более выраженные и яркие. Читатель написанного, так называемый «собеседник», не сможет ни переспросить того, кто написал текст, ни попросить о пояснениях к нему. Поэтому нужно так строить письменное высказывание, чтобы читатель все понимал заранее.

Это самый произвольный вид речи, так как пишущий тщательно оценивает применяемые им средства языка. В письменной речи можно сделать то, что невозможно сделать в речи монологической: оценить свое высказывание и исправить его, если оно показалось неудачным.

Этим видом речи невозможно овладеть в совершенстве без использования внутренней речи. Ведь прежде чем написать высказывание, человек проговаривает его на внутреннем плане. Если он искусно владеет этим видом речи, то может не замечать этапа внутреннего проговаривания, когда «слова сами льются на бумагу».

В самом начале овладения письменной речью младшие школьники часто диктуют сами себе. Это тоже считается использованием внутренней речи.

Как развивать речь ребенка – средства

Существует множество видов занятий по развитию детской речи. Это беседы, наблюдения за животными и растениями, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, словесные игры, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, пересказ текстов и придумывание сказок. Эти методы подбирают для домашнего обучения, опираясь на возможности детей, особенности возраста.

Игры на развитие речи

Игра – ведущая деятельность дошкольников, поэтому развивающие игры как нельзя лучше стимулируют речь, мышление, внимание и память.

Примеры речевых игр:

  • «Что бывает соленым… (мягким, сладким, широким);
  • «Угадай, чего не стало»;
  • «Летает – не летает»;
  • «Животные и их детеныши»;
  • «Скажи наоборот»;
  • «Угадай, кто в домике живет»;
  • «Скажи похожее словечко» (на придумывание рифм);
  • «Загадай предмет»;
  • «Где мы были, мы не скажем»;
  • «Да и нет не говорите»

В игровой форме можно предложить детям придумать рассказ по серии картинок, сочинить сказку. Длительность речевых игр – не более 10-15 минут.

Стихи

Чаще всего стихи используются в логопедической практике, чтобы в игровой форме стимулировать детей к выполнению артикуляционных упражнений. Очень нравятся малышам стихи, которые можно сопровождать движениями, а также упражнения пальчиковой гимнастики.

Потешки очень хорошо воспринимаются детьми раннего возраста, а детям постарше рекомендуется читать проверенные временем произведения Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Валентина Берестова, Юнны Мориц. При чтении нужно обязательно обращать внимание детей на непонятные слова и выразительные средства поэзии.

Песни

Первые песни, которые слышат дети – это мамины колыбельные. Чем старше становится ребенок, тем больше пополняется его репертуар детскими песенками. Песни – это не только средство для развития речи, это эмоции и ритм, помогающие запомнить слова. Слова, спетые в песне, лучше запоминаются и осознаются. Они выстраиваются в логическую цепочку и легко откладываются в детской памяти.

Сказки

Этот жанр становится понятен ребенку, начиная с раннего детства. Сказка развивает словарный запас, образное мышление, дает возможность проиграть возможную жизненную ситуацию.

Приемы использования сказки:

  • Обсуждение сюжета;
  • Придумывание нового героя;
  • Соединение двух сказок в одну;
  • Отгадывание названия сказки;
  • Придумывание продолжения;
  • Инсценировка сказки, ее показ при помощи театра кукол.

Важно читать сказки выразительно, используя все богатство интонации и возможности голоса.

Книги

Очень часто человек проносит сквозь жизнь впечатления, полученные в детстве от чтения запомнившихся книг.

Чем полезно чтение художественной литературы:

  • знакомит с богатством родного языка, дает его лучшие образцы для подражания;
  • создает непрерывную связь между поколениями;
  • способствует речевому творчеству;
  • знакомит детей с миром взаимоотношений людей, явлениями природы, миром животных;
  • пополняет словарный запас, знакомит с выразительными средствами родного языка.

Очень полезно рассматривание иллюстраций в детских книгах и беседы по их содержанию. Картинки должны быть яркими и красочными, реалистично передавать предметы, явления природы и образы литературных героев.

Общение

Этот метод речевого развития неосознанно используется родителями, начиная с самого рождения малыша. Новорожденные прислушиваются к звукам голоса своих родителей. Через несколько месяцев они накапливают словарь, которым будут пользоваться в собственной речи.

Этапы общения:

  1. довербальный этап – малыш не понимает речь взрослых и сам еще не говорит;
  2. этап возникновения речи – время первых слов и начала понимания речи взрослых;
  3. этап речевого общения – время освоения словаря, грамматики родного языка и использование речи для активного общения с взрослыми и сверстниками.

Невозможно овладеть речью без общения с родителями, которые обращаются к ребенку и требуют от него словесной реакции. Дети должны понять обращенную к ним речь и приготовить ответ. Важно, чтобы близкие люди не скупились на общение, обладали чистой и правильной речью.

Пословицы

Поговорки и пословицы – это квинтэссенция народной мудрости, заключенная в емкую короткую фразу. Именно поэтому они легко запоминаются и понятны даже детям, дают образец построения фразы и изложения мыслей. Их действие умножается при помощи заключенной в пословице эмоции.

Пословицы можно использовать в любых ситуациях. «Поспешишь – людей насмешишь», «Играй, да дело знай», «Сначала думай, потом говори». Иносказательные пословицы требуют разъяснения смысла: «Семеро одного не ждут», «Назвался груздем – полезай в кузов», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда».

Пословицы и поговорки помимо развития речи заставляют детей думать, осмысливая свои поступки.

Советы родителям

В каждом возрасте есть приоритетное направление речевой деятельности, соответствующее возможностям ребенка. Так, например, в первые два года жизни важно воспитывать у малышей умение слушать взрослых, подражать их речи. У детей 3-5 лет в приоритете обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильных высказываний, воспитание правильного произношения звуков, развитие разговорной речи.

У большинства старших дошкольников уже сформированы все звуки. В 5-7 лет особое внимание следует обращать на обогащение словаря и развитие связной речи. Детям этого возраста доступен пересказ и придумывание рассказов и сказок, описание предметов.

Как проводить занятия по развитию речи

Чтобы речевое развитие осуществлялось в системе, нужно проводить специально организованные занятия. Их проводят 2-3 раза в неделю. При видимом отставании ребенка от возрастных норм нужно заниматься каждый день.

Продолжительность занятий в каждом возрасте:

  • 2-3 года – 7-10 минут;
  • 3-4 года – 10-20 минут;
  • 5-6 лет – 20-25 минут.

Этим нормам соответствуют занятия в детском саду, где они проводятся в соответствии с единой программой воспитания и обучения.

Чтобы ребенок усваивал учебный материал, нужно соблюдать следующие правила:

  • не перегружать детей, подбирать задания в соответствии с возрастом;
  • не следует ускорять ход естественного развития ребенка, лучше полноценно закрепить материал;
  • ежемесячно рекомендуется записывать детскую речь на диктофон: лепет, гуление, первые слова, беседы и диалоги, чтение стихов, пересказ сказок, речевое творчество, длительность записи варьируется от 1 до 10 минут.

Для контроля нужно записывать в тетрадь успехи и достижения ребенка: появление новых слов и звуков, речевые ошибки, неправильно произносимые звуки, ударения, слова, грамматические конструкции.

Как общаться с ребенком

При обучении детей нужно следить за своей речью, произносить слова, не торопясь. Звуки нужно произносить отчетливо и ясно, с правильной артикуляцией. Читая сказки и рассказы, важно делать это выразительно, используя интонацию. Непонятные детям слова нужно обязательно пояснять, рассказывая об их значении.

Не следует «сюсюкать», часто использовать уменьшительно-ласкательные формы слов (ручки, чашечка, подушечка и т. д.). Такая тактика тормозит речевое развитие детей. Указывая на детские ошибки в речи, не нужно высмеивать ребенка. Это нужно делать очень тактично, показав, как правильно произносить слово или речевой оборот. Если ребенок говорит слишком быстро, «взахлеб» или, наоборот, слишком тихо, нужно напомнить ему о том, что спешить не нужно, важно говорить четко и ясно.

Очень важно правильно реагировать на детские вопросы. Ни мама, ни папа не должны оставлять их без внимания. Надо дать полный и компетентный ответ, проверив, понял ли его ребенок.

Когда нужно обратиться к логопеду

Обычно к 4-5 годам у детей исчезают возрастные нарушения звукопроизношения. Это не происходит самопроизвольно. Чаще всего процесс правильной артикуляции запускается на фоне правильной речи окружающих взрослых. Хорошо, если взрослые дают указания о том, как следует говорить. Тогда дети начинают самостоятельно стремиться к правильной и чистой речи.

Существуют дефекты речи, на которые следует обращать внимание еще в раннем возрасте. Эти нарушения речевого развития чаще всего связаны с патологией нервной системы, они не исчезнут без диагностики и лечения, без помощи специалистов.

Когда нужно обратиться к логопеду – возможные симптомы:

  • речь ребенка значительно отличается от речи его сверстников, причем в худшую сторону;
  • малыш не обращается ко взрослым за помощью;
  • его речь похожа на речь иностранца, только что освоившего чужой язык или вообще не понятна окружающим;
  • ребенку безразлично, понимают его взрослые и сверстники или нет;
  • он не реагирует на замечания взрослых по поводу речевых ошибок, не повторяет по просьбе взрослых сказанную неверно фразу или слово;
  • речь уже начала развиваться, но внезапно исчезла, стала «затухать»;
  • малыш переставляет слоги в словах, меняя их местами;
  • первые слова у ребенка появляются в 3-5 лет;
  • имеются дефекты речевого аппарата: короткая уздечка языка, неправильный прикус, толстый или слишком маленький язык, узкое и высокое небо, расщелины неба, «заячья губа», «волчья пасть»;
  • имеются нарушения темпа речи, она слишком быстрая (тахилалия) или слишком медленная (брадилалия).

Каждая из тем данной статьи подробно раскрыта в этом же разделе, который называется “Развитие речи”. Вы найдете в статьях подробные описания игр, занятий с детьми, множество стихов, потешек, комплексов пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики. Здесь же подробно разъяснены нормы развития речи, признаки задержки речевого развития, логопедические упражнения и разнообразные упражнения, которые могут проводить заботливые родители в домашних условиях.

потешки для развития речи

Потешки для развития речи

  Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и...
Пальчиковые игры для развития речи

Пальчиковые игры для развития речи

  Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковые игры – нетрадиционная форма развития речи....