2020
Один из самых простых и увлекательных способов развития речи — это чтение сказок. Элементы сказкотерапии успешно используются логопедами в своей работе.
Как сказкотерапия помогает в развитии речи?
Как заниматься с ребенком развитием речи через сказку?
На эти и другие вопросы можно найти ответ в этой статье.
Содержание:
- Роль сказки в развитии ребенка
- Виды и полезные свойства сказкотерапии
- Восприятие сказки ребенком
- Методы развития связной речи
- Подсказки для родителей
Роль сказки в общем и речевом развитии ребенка
Сказка — увлекательный и эффективный способ, чтобы развить не только речь, но и личность ребенка с самого раннего детства.
Вот какой результат оказывает сказкотерапия.
- Ребенок учится различать нравственные понятия (например, что такое добро и зло).
- Чтение сказок развивает эмоциональный интеллект (учит сочувствию, сопереживанию героям).
- Ребенок стремится подражать положительному главному герою.
- Читая сказку, дошкольник знакомится с абстрактными понятиями и легко усваивает их.
- Сказкотерапия хорошо развивает воображение.
- Младший школьник задумывается над действиями и мотивами героев, анализирует их поступки.
- Сказки обогащают словарный запас малышей, знакомят их с образными выражениями и метафорами.
- Слушание сказки прекрасно развивает фонематический слух и чувство ритма.
- Использование в народных сказках простых слов и их частых повторений (например, в сказке”Репка”) тренирует память. Это позволяет легко пересказать фразу или даже всю сказку.
- Легко научить ребенка звукоподражанию, озвучивая с ним действия, междометия или слова сказочного героя.
- Также через чтение сказки можно тренировать интонацию и выразительность речи.
Виды и полезные свойства сказкотерапии
Сказкотерапия — дословно: “лечение” сказками.
Сказкотерапию обычно используют в психологии. Отдельные ее элементы применяют и в логопедии.
Различают такие виды сказок.
- Дидактические (обучающие). Такие сказки помогают ребенку усвоить какие-либо понятия через сказочные образы или поступки героев.
- Психокоррекционные. Они позволяют изменить поведение малыша, показав в сюжете похожую ситуацию. Такие сказки учат понимать свое поведение и окружающий мир.
- Психотерапевтические. Анализируя поведение сказочных героев, можно понять мотивы поступков реальных людей.
- Медитативные. Они избавляют детей от тревожного состояния, настраивают на положительный лад.
Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста
Для дошкольника сказка — это часть реального мира. Вот как они воспринимают сказочный сюжет:
- Слушая сказку, они отождествляют себя со сказочными героями.
- Вникая в сюжет, дети опираются на свой опыт.
- Дошкольники (3-5 лет) очень эмоционально относятся к главному герою.
- Им нравится слушать ритмичные присказки-наигрыши народных сказок.
- Они хорошо запоминают образные яркие названия (например, Петушок-Золотой гребешок).
- В более старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети учатся видеть причинно-следственные связи в сюжете.
- В этот период у них активно обогащается словарный запас, ребята начинают понимать эпитеты и сравнения. Они начинают осознавать события в сюжете, которых еще не было в его опыте.
- Старших дошкольников интересуют не только поступки героев, но и их мотивы и чувства.
Методы развития связной речи дошкольника посредством сказок
Примерно к 4-5 годам ребенок умеет правильно строить предложения, развернуто отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.
А для того, чтобы научить дошкольника связной и выразительной речи, используются такие методы.
Пересказ
Пересказ хорошо обогащает словарный запас. Также при пересказе дети учатся воспроизводить правильные речевые обороты и устоявшиеся фразы.
Родителям стоит иметь в виду, что даже старшим дошкольникам это задание дается с трудом. Ведь для пересказа необходимо использовать мышление, память и воображение.
Чтобы облегчить им задачу, стоит использовать опорные иллюстрации.
Важно, чтобы ребенку были понятны все слова и выражения в тексте.
Можно использовать такие формы пересказа:
- пересказ по очереди по частям сказки;
- по ролям;
- с изменением действующего лица.
Сочинение собственных историй
Сочинениями сказок дети могут заниматься самостоятельно, начиная примерно с 4 лет.
Вот какие задания помогут сочинить сказку на новый лад:
- создать новые обстоятельства (например, Баба-Яга живет на дне морском);
- “переиначить” детали знакомой сказки (допустим, героиню звали не Красная Шапочка, а Зеленая Шапочка);
- рассказать сказку по-новому (например, можно перевоспитать злую мачеху Золушки);
- спасти героя от подстерегающей опасности;
- придумать другую концовку.

Сочинением сказок дети могут заниматься самостоятельно
Речевые игры по сказкам
Можно использовать эти игры, или придумать свои на тему прочитанного сюжета.
- Добрый Колобок
В коробку надо положить карточки с изображениями новых персонажей (например, Мухомор, Ромашка, Гусеница, Черепаха и т.д.). Пусть ребенок придумает ситуацию, в которой Колобок помог бы тому персонажу, изображение которого попадется малышу.
Например, Колобок увидел, что Черепаха не может перейти тропинку из-за большого камня. Колобок отодвинул камень с пути Черепахи. Та горячо поблагодарила его и поспешила по своим делам дальше.
Кстати, затем можно нарисовать рисунок по мотивам этой истории и рассказать, что там нарисовано.
- Ледяной осколок.
Надо помочь Герде: придумать теплые добрые слова, которые растопили бы сердце заколдованного Кая.
Затем составляется настоящее письмо и “отправляется” главным героям сказки.
- Лягушка-путешественница
Ведущий — это Лягушка-путешественница. Он загадывает место, где побывал в путешествии. Другому участнику нужно отгадать, где он был.
Например, там, где растут цветы и деревья с фруктами. За этим местом ухаживает человек с граблями, лейкой, лопатой и т.д. Конечно, это сад.
Подсказки для родителей для достижения результата в речевом развитии ребенка посредством сказки
Чтобы развитие речи через сказку проходило как можно эффективнее, родителям стоит соблюдать ряд рекомендаций.
- Важно подбирать сказки для детей по возрасту.
Дошкольникам понятны и интересны сказки о животных и людях. Например, “Заюшкина избушка”, “Теремок”, “Лиса и Волк”, “Маша и Медведь”.
Младшим школьникам нравятся волшебные сказки, они сопоставляют себя с их персонажами: “Снегурочка”, “Мальчик-с-пальчик”, “Царевна-лягушка”, “12 месяцев” и т.д.
- Чтобы ребенку нравилась книга, в ней должны быть яркие и понятные иллюстрации.
- Ребятам стоит предложить не только старые известные сказки. Можно придумать сказки о современных знакомых героях — например, о Смешариках или Лунтике.
- Взрослому нужно читать сказку выразительно, соблюдая интонационные паузы, выделяя главные слова и т.д. Это даст правильный пример ребенку и пробудит интерес к читаемому произведению.
- По ходу чтения необходимо обращать внимание на незнакомые слова в тексте и объяснять их ребенку.
- После прочтения сказки, ее надо обсудить с ребенком. Пусть ребенок выскажет свое мнение, подумает, почему случилось то или иное событие. Родителям не нужно навязывать свое мнение, но стоит направить мысли ребенка в нужное русло.
- При обсуждении сказки стоит задавать ребенку правильные вопросы — не «Что?» и «Где?», а «Почему?», «Отчего?».
- Чтобы улучшить мелкую моторику, а значит, и речь, можно слепить поделку или нарисовать рисунок на тему сказки.
- Отлично развивает речь кукольный театр, пальчиковые куклы. Кроха может озвучивать простейшие звуки, а старший дошкольник может озвучить роль любимого персонажа полностью.
- Можно инсценировать сказку и выступить на импровизированной сцене.
- Очень важно, чтобы родители прививали ребенку любовь к чтению своим примером.
- Отличный вариант досуга — совместное чтение сказки всей семьей. Это можно сделать по ролям или по очереди. Затем стоит всем вместе обсудить прочитанное.
Сказка — эффективное средство для развития речи ребенка. Слушая сказку, ребенок запоминает новые слова, образные выражения, тренирует звукопроизношение, развивает воображение и т.д. Родители могут заниматься сказкотерапией с ребенком дома, используя определенные логопедические и педагогические методы. Это пересказ, сочинение историй и речевые игры на основе сказочного сюжета.