26Янв
    2020
    0
    Сказки как средство развития речи у детей

    Один из самых простых и увлекательных способов развития речи — это чтение сказок. Элементы сказкотерапии успешно используются логопедами в своей работе.

    Как сказкотерапия помогает в развитии речи?

    Как заниматься с ребенком развитием речи через сказку?

    На эти и другие вопросы можно найти ответ в этой статье.

     

    Содержание:

     

    Роль сказки в общем и речевом развитии ребенка

    Сказка — увлекательный и эффективный способ, чтобы развить не только речь, но и личность ребенка с самого раннего детства.

    Вот какой результат оказывает сказкотерапия.

    • Ребенок учится различать нравственные понятия (например, что такое добро и зло).
    • Чтение сказок развивает эмоциональный интеллект (учит сочувствию, сопереживанию героям).
    • Ребенок стремится подражать положительному главному герою.
    • Читая сказку, дошкольник знакомится с абстрактными понятиями и легко усваивает их.
    • Сказкотерапия хорошо развивает воображение.
    • Младший школьник задумывается над действиями и мотивами героев, анализирует их поступки.
    • Сказки обогащают словарный запас малышей, знакомят их с образными выражениями и метафорами.
    • Слушание сказки прекрасно развивает фонематический слух и чувство ритма.
    • Использование в народных сказках простых слов и их частых повторений (например, в сказке”Репка”) тренирует память. Это позволяет легко пересказать фразу или даже всю сказку.
    • Легко научить ребенка звукоподражанию, озвучивая с ним действия, междометия или слова сказочного героя.
    • Также через чтение сказки можно тренировать интонацию и выразительность речи. 

     

    Виды и полезные свойства сказкотерапии

    Сказкотерапия — дословно: “лечение” сказками. 

    Сказкотерапию обычно используют в психологии. Отдельные ее элементы применяют и в логопедии.

    Различают такие виды сказок.

    • Дидактические (обучающие). Такие сказки помогают ребенку усвоить какие-либо понятия через сказочные образы или поступки героев.
    • Психокоррекционные. Они позволяют изменить поведение малыша, показав в сюжете похожую ситуацию. Такие сказки учат понимать свое поведение и окружающий мир.
    • Психотерапевтические. Анализируя поведение сказочных героев, можно понять мотивы поступков реальных людей.
    • Медитативные. Они избавляют детей от тревожного состояния, настраивают на положительный лад.

     

    Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста

    Для дошкольника сказка — это часть реального мира. Вот как они воспринимают сказочный сюжет:

    • Слушая сказку, они отождествляют себя со сказочными героями.
    • Вникая в сюжет, дети опираются на свой опыт. 
    • Дошкольники (3-5 лет) очень эмоционально относятся к главному герою. 
    • Им нравится слушать ритмичные присказки-наигрыши народных сказок. 
    • Они хорошо запоминают образные яркие названия (например, Петушок-Золотой гребешок).
    • В более старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети учатся видеть причинно-следственные связи в сюжете. 
    • В этот период у них активно обогащается словарный запас, ребята начинают понимать эпитеты и сравнения. Они начинают осознавать события в сюжете, которых еще не было в его опыте. 
    • Старших дошкольников интересуют не только поступки героев, но и их мотивы и чувства.

     

    Методы развития связной речи дошкольника посредством сказок

    Примерно к 4-5 годам ребенок умеет правильно строить предложения, развернуто отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.

    А для того, чтобы научить дошкольника связной и выразительной речи, используются такие методы.

     

    Пересказ

    Пересказ хорошо обогащает словарный запас. Также при пересказе дети учатся воспроизводить правильные речевые обороты и устоявшиеся фразы.

    Родителям стоит иметь в виду, что даже старшим дошкольникам это задание дается с трудом. Ведь для пересказа необходимо использовать мышление, память и воображение. 

    Чтобы облегчить им задачу, стоит использовать опорные иллюстрации. 

     

    Важно, чтобы ребенку были понятны все слова и выражения в тексте.

     

    Можно использовать такие формы пересказа:

    • пересказ по очереди по частям сказки;
    • по ролям;
    • с изменением действующего лица.

     

    Сочинение собственных историй

    Сочинениями сказок дети могут заниматься самостоятельно, начиная примерно с 4 лет.

     

    Вот какие задания помогут сочинить сказку на новый лад:

    • создать новые обстоятельства (например, Баба-Яга живет на дне морском);
    • “переиначить” детали знакомой сказки (допустим, героиню звали не Красная Шапочка, а Зеленая Шапочка);
    • рассказать сказку по-новому (например, можно перевоспитать злую мачеху Золушки);
    • спасти героя от подстерегающей опасности;
    • придумать другую концовку.

     

    Сочинение сказок

    Сочинением сказок дети могут заниматься самостоятельно

     

    Речевые игры по сказкам

    Можно использовать эти игры, или придумать свои на тему прочитанного сюжета.

    • Добрый Колобок

    В коробку надо положить карточки с изображениями новых персонажей (например, Мухомор, Ромашка, Гусеница, Черепаха и т.д.). Пусть ребенок придумает ситуацию, в которой Колобок помог бы тому персонажу, изображение которого попадется малышу. 

    Например, Колобок увидел, что Черепаха не может перейти тропинку из-за большого камня. Колобок отодвинул камень с пути Черепахи. Та горячо поблагодарила его и поспешила по своим делам дальше.

    Кстати, затем можно нарисовать рисунок по мотивам этой истории и рассказать, что там нарисовано.

    • Ледяной осколок.

    Надо помочь Герде: придумать теплые добрые слова, которые растопили бы сердце заколдованного Кая. 

    Затем составляется настоящее письмо и “отправляется” главным героям сказки.

    • Лягушка-путешественница

    Ведущий — это Лягушка-путешественница. Он загадывает место, где побывал в путешествии. Другому участнику нужно отгадать, где он был. 

    Например, там, где растут цветы и деревья с фруктами. За этим местом ухаживает человек с граблями, лейкой, лопатой и т.д. Конечно, это сад.

     

    Подсказки для родителей для достижения результата в речевом развитии ребенка посредством сказки

    Чтобы развитие речи через сказку проходило как можно эффективнее, родителям стоит соблюдать ряд рекомендаций.

    • Важно подбирать сказки для детей по возрасту. 

    Дошкольникам понятны и интересны сказки о животных и людях. Например, “Заюшкина избушка”, “Теремок”, “Лиса и Волк”, “Маша и Медведь”. 

    Младшим школьникам нравятся волшебные сказки, они сопоставляют себя с их персонажами: “Снегурочка”, “Мальчик-с-пальчик”, “Царевна-лягушка”, “12 месяцев” и т.д.

    • Чтобы ребенку нравилась книга, в ней должны быть яркие и понятные иллюстрации.
    • Ребятам стоит предложить не только старые известные сказки. Можно придумать сказки о современных знакомых героях  — например, о Смешариках или Лунтике.
    • Взрослому нужно читать сказку выразительно, соблюдая интонационные паузы, выделяя главные слова и т.д. Это даст правильный пример ребенку и пробудит интерес к читаемому произведению.
    • По ходу чтения необходимо обращать внимание на незнакомые слова в тексте и объяснять их ребенку.
    • После прочтения сказки, ее надо обсудить с ребенком. Пусть ребенок выскажет свое мнение, подумает, почему случилось то или иное событие. Родителям не нужно навязывать свое мнение, но стоит направить мысли ребенка в нужное русло.
    • При обсуждении сказки стоит задавать ребенку правильные вопросы — не «Что?» и «Где?», а «Почему?», «Отчего?».
    • Чтобы улучшить мелкую моторику, а значит, и речь,  можно слепить поделку или нарисовать рисунок на тему сказки.
    • Отлично развивает речь кукольный театр, пальчиковые куклы. Кроха может озвучивать простейшие звуки, а старший дошкольник может озвучить роль любимого персонажа полностью.
    • Можно инсценировать сказку и выступить на импровизированной сцене.
    • Очень важно, чтобы родители прививали ребенку любовь к чтению своим примером.
    • Отличный вариант досуга — совместное чтение сказки всей семьей. Это можно сделать по ролям или по очереди. Затем стоит всем вместе обсудить прочитанное.

     

    Сказка — эффективное средство для развития речи ребенка. Слушая сказку, ребенок запоминает новые слова, образные выражения, тренирует звукопроизношение, развивает воображение и т.д. Родители могут заниматься сказкотерапией с ребенком дома, используя определенные логопедические и педагогические методы. Это пересказ, сочинение историй и речевые игры на основе сказочного сюжета.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}