26Янв
2020
0
Сказки как средство развития речи у детей

Один из самых простых и увлекательных способов развития речи — это чтение сказок. Элементы сказкотерапии успешно используются логопедами в своей работе.

Как сказкотерапия помогает в развитии речи?

Как заниматься с ребенком развитием речи через сказку?

На эти и другие вопросы можно найти ответ в этой статье.

 

Содержание:

 

Роль сказки в общем и речевом развитии ребенка

Сказка — увлекательный и эффективный способ, чтобы развить не только речь, но и личность ребенка с самого раннего детства.

Вот какой результат оказывает сказкотерапия.

  • Ребенок учится различать нравственные понятия (например, что такое добро и зло).
  • Чтение сказок развивает эмоциональный интеллект (учит сочувствию, сопереживанию героям).
  • Ребенок стремится подражать положительному главному герою.
  • Читая сказку, дошкольник знакомится с абстрактными понятиями и легко усваивает их.
  • Сказкотерапия хорошо развивает воображение.
  • Младший школьник задумывается над действиями и мотивами героев, анализирует их поступки.
  • Сказки обогащают словарный запас малышей, знакомят их с образными выражениями и метафорами.
  • Слушание сказки прекрасно развивает фонематический слух и чувство ритма.
  • Использование в народных сказках простых слов и их частых повторений (например, в сказке”Репка”) тренирует память. Это позволяет легко пересказать фразу или даже всю сказку.
  • Легко научить ребенка звукоподражанию, озвучивая с ним действия, междометия или слова сказочного героя.
  • Также через чтение сказки можно тренировать интонацию и выразительность речи. 

 

Виды и полезные свойства сказкотерапии

Сказкотерапия — дословно: “лечение” сказками. 

Сказкотерапию обычно используют в психологии. Отдельные ее элементы применяют и в логопедии.

Различают такие виды сказок.

  • Дидактические (обучающие). Такие сказки помогают ребенку усвоить какие-либо понятия через сказочные образы или поступки героев.
  • Психокоррекционные. Они позволяют изменить поведение малыша, показав в сюжете похожую ситуацию. Такие сказки учат понимать свое поведение и окружающий мир.
  • Психотерапевтические. Анализируя поведение сказочных героев, можно понять мотивы поступков реальных людей.
  • Медитативные. Они избавляют детей от тревожного состояния, настраивают на положительный лад.

 

Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста

Для дошкольника сказка — это часть реального мира. Вот как они воспринимают сказочный сюжет:

  • Слушая сказку, они отождествляют себя со сказочными героями.
  • Вникая в сюжет, дети опираются на свой опыт. 
  • Дошкольники (3-5 лет) очень эмоционально относятся к главному герою. 
  • Им нравится слушать ритмичные присказки-наигрыши народных сказок. 
  • Они хорошо запоминают образные яркие названия (например, Петушок-Золотой гребешок).
  • В более старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети учатся видеть причинно-следственные связи в сюжете. 
  • В этот период у них активно обогащается словарный запас, ребята начинают понимать эпитеты и сравнения. Они начинают осознавать события в сюжете, которых еще не было в его опыте. 
  • Старших дошкольников интересуют не только поступки героев, но и их мотивы и чувства.

 

Методы развития связной речи дошкольника посредством сказок

Примерно к 4-5 годам ребенок умеет правильно строить предложения, развернуто отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.

А для того, чтобы научить дошкольника связной и выразительной речи, используются такие методы.

 

Пересказ

Пересказ хорошо обогащает словарный запас. Также при пересказе дети учатся воспроизводить правильные речевые обороты и устоявшиеся фразы.

Родителям стоит иметь в виду, что даже старшим дошкольникам это задание дается с трудом. Ведь для пересказа необходимо использовать мышление, память и воображение. 

Чтобы облегчить им задачу, стоит использовать опорные иллюстрации. 

 

Важно, чтобы ребенку были понятны все слова и выражения в тексте.

 

Можно использовать такие формы пересказа:

  • пересказ по очереди по частям сказки;
  • по ролям;
  • с изменением действующего лица.

 

Сочинение собственных историй

Сочинениями сказок дети могут заниматься самостоятельно, начиная примерно с 4 лет.

 

Вот какие задания помогут сочинить сказку на новый лад:

  • создать новые обстоятельства (например, Баба-Яга живет на дне морском);
  • “переиначить” детали знакомой сказки (допустим, героиню звали не Красная Шапочка, а Зеленая Шапочка);
  • рассказать сказку по-новому (например, можно перевоспитать злую мачеху Золушки);
  • спасти героя от подстерегающей опасности;
  • придумать другую концовку.

 

Сочинение сказок

Сочинением сказок дети могут заниматься самостоятельно

 

Речевые игры по сказкам

Можно использовать эти игры, или придумать свои на тему прочитанного сюжета.

  • Добрый Колобок

В коробку надо положить карточки с изображениями новых персонажей (например, Мухомор, Ромашка, Гусеница, Черепаха и т.д.). Пусть ребенок придумает ситуацию, в которой Колобок помог бы тому персонажу, изображение которого попадется малышу. 

Например, Колобок увидел, что Черепаха не может перейти тропинку из-за большого камня. Колобок отодвинул камень с пути Черепахи. Та горячо поблагодарила его и поспешила по своим делам дальше.

Кстати, затем можно нарисовать рисунок по мотивам этой истории и рассказать, что там нарисовано.

  • Ледяной осколок.

Надо помочь Герде: придумать теплые добрые слова, которые растопили бы сердце заколдованного Кая. 

Затем составляется настоящее письмо и “отправляется” главным героям сказки.

  • Лягушка-путешественница

Ведущий — это Лягушка-путешественница. Он загадывает место, где побывал в путешествии. Другому участнику нужно отгадать, где он был. 

Например, там, где растут цветы и деревья с фруктами. За этим местом ухаживает человек с граблями, лейкой, лопатой и т.д. Конечно, это сад.

 

Подсказки для родителей для достижения результата в речевом развитии ребенка посредством сказки

Чтобы развитие речи через сказку проходило как можно эффективнее, родителям стоит соблюдать ряд рекомендаций.

  • Важно подбирать сказки для детей по возрасту. 

Дошкольникам понятны и интересны сказки о животных и людях. Например, “Заюшкина избушка”, “Теремок”, “Лиса и Волк”, “Маша и Медведь”. 

Младшим школьникам нравятся волшебные сказки, они сопоставляют себя с их персонажами: “Снегурочка”, “Мальчик-с-пальчик”, “Царевна-лягушка”, “12 месяцев” и т.д.

  • Чтобы ребенку нравилась книга, в ней должны быть яркие и понятные иллюстрации.
  • Ребятам стоит предложить не только старые известные сказки. Можно придумать сказки о современных знакомых героях  — например, о Смешариках или Лунтике.
  • Взрослому нужно читать сказку выразительно, соблюдая интонационные паузы, выделяя главные слова и т.д. Это даст правильный пример ребенку и пробудит интерес к читаемому произведению.
  • По ходу чтения необходимо обращать внимание на незнакомые слова в тексте и объяснять их ребенку.
  • После прочтения сказки, ее надо обсудить с ребенком. Пусть ребенок выскажет свое мнение, подумает, почему случилось то или иное событие. Родителям не нужно навязывать свое мнение, но стоит направить мысли ребенка в нужное русло.
  • При обсуждении сказки стоит задавать ребенку правильные вопросы — не «Что?» и «Где?», а «Почему?», «Отчего?».
  • Чтобы улучшить мелкую моторику, а значит, и речь,  можно слепить поделку или нарисовать рисунок на тему сказки.
  • Отлично развивает речь кукольный театр, пальчиковые куклы. Кроха может озвучивать простейшие звуки, а старший дошкольник может озвучить роль любимого персонажа полностью.
  • Можно инсценировать сказку и выступить на импровизированной сцене.
  • Очень важно, чтобы родители прививали ребенку любовь к чтению своим примером.
  • Отличный вариант досуга — совместное чтение сказки всей семьей. Это можно сделать по ролям или по очереди. Затем стоит всем вместе обсудить прочитанное.

 

Сказка — эффективное средство для развития речи ребенка. Слушая сказку, ребенок запоминает новые слова, образные выражения, тренирует звукопроизношение, развивает воображение и т.д. Родители могут заниматься сказкотерапией с ребенком дома, используя определенные логопедические и педагогические методы. Это пересказ, сочинение историй и речевые игры на основе сказочного сюжета.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}