29Янв
    2019
    0
    как научиь маленького ребенка говорить

    Дети раннего возраста очень быстро воспринимают большой объём информации. Лёгкость восприятия помогает ненавязчиво, в игровой форме обучить их речевым навыкам. Раннее обучение даёт замечательные результаты. Используя правильные методы развития речи, указанные в статье, можно добиться серьёзных успехов: научить правильно произносить звуки, понимать и использовать большой объем слов. На основе этих умений малыши учатся строить короткие фразы и делать простейшие умозаключения.

    Содержание статьи:

    Что такое «раннее развитие»

    Что такое «раннее развитие»

    Что такое «раннее развитие»

    Раннее развитиеэто познавательное, эмоциональное, социальное, физическое развитие ребёнка от рождения до 3 лет. В этом возрасте мозг малыша развивается предельно быстрыми темпами. До трёх лет появляется интеллект, развиваются речевые функции, мыслительная деятельность. Позднее темпы развития постепенно снижаются, а после 10 лет упущенные возможности не наверстать.

    Отсюда следует, что возраст от рождения до трёх лет считается самым продуктивным периодом для полноценного и всестороннего развития ребёнка. По мнению психологов в этот период закладывается основа будущих взрослых успехов в различных сферах деятельности.

    Физиология развития речи 0-3 лет

    Когда ребёнок появляется на свет, он воспринимает окружающие предметы, как цветовые пятна, а звуки, как шум. К 6 месяцам ребёнок мало говорит, но многое чувствует, понимает. Необходимо учитывать, что чем больше положительных эмоций между малышом и мамой, тем легче ему будут даваться запоминание и воспроизведение речи в будущем. Начинается психоэмоциональное и сенсорное развитие малыша – улыбка, смех, плач, оживление, гуление, узнавание своих или чужих.

    Окружающая среда, воспитание оказывают прямое воздействие на развитие определённых речевых навыков — или тормозят их, или стимулируют. Главным видом познания становится предметная деятельность, цель которой — развитие восприятия знакомых предметов. У ребёнка развивается потребность в общении, потому что за каждым словом взрослого нужно научиться узнавать предмет или действие с ним.

    Этапы формирования речи в раннем возрасте

    • К 10-11 месяцам у малыша появляются первые слова.
    • К началу второго года ребенок начинает осознанно отличать звуки друг от друга.
    • К двум годам ребёнок слышит практически все звуки. Но правильное произношение пока невозможно из-за недостаточной сформированности движений языка, губ и нижней челюсти.
    • На третьем году в речи детей появляются небольшие предложения. Происходит активизация мышления и понимания. Словарный запас достигает от 200 до 400 слов.
    • К трём годам ребёнок овладевает всей системой звуков. Шипящие (ш-ж), сонорные (р-л), свистящие (с-з) даются сложнее. Малыши связывают предметы с их изображениями, начинают подражать.

    Развитие речи с полугода до 1 года

    Во втором полугодии жизни у малышей развивается способность различать слова взрослого и понимать их значение. Появляются предречевые вокализации (вскрики): громкие эмоционально насыщенные звуки; гуканье (кх или хм) и гуление (протяжные звуки: мааа, гааа…). Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом какой-нибудь предмет, предлагаемый взрослым, например, яркую игрушку. В 7-8 месяцев малыш находит её в любом, доступном взгляду, месте.

    Также, к семи — восьми месяцам малыши начинают активно лепетать: «ба», «ма», «гу», «де» и пр. Младенцы использует свой лепет для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Вот теперь их голосовой аппарат готов к воспроизведению слов близких людей.

    К концу года многие малыши используют отдельные слова, которые имеют для них собственное значение и звучание (няй, ау, дяй…). Умеют совершать несложные движения: на слово «ладушки» хлопать в ладошки, махать ручкой на слово «до свидания».

    Словарный запас увеличивается до 12 и более слов. Маленький кроха знает свои игрушки и понимает, узнает слова, обозначающие простые действия — пить, есть, лежать, ходить, искать, обнимать. Появляется интонационная речь. Активно идет сенсорное развитие ребенка, который учится познавать мир.

    Предпосылки речевого развития (обоняние, осязание, зрение, слух)

    Предпосылки речевого развития

    Предпосылки речевого развития

    Связная эмоциональная речь складывается из опыта познания внешнего мира. Вся информация о внешнем мире закладывается у малышей через пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения. Для своевременного развития органов чувств необходимо создать богатую и содержательную окружающую среду.

    Игрушки должны быть яркие, безопасные, приятные на ощупь, различной текстуры, подходящие по возрасту. Это, например, пирамидки, погремушки, неваляшки, кубики, мячики, матрёшки и др. Они должны иметь разнообразную текстуру: плюшевые, тканевые, пластмассовые, резиновые, деревянные, картонные. Предназначены для разных действий: мяч – чтобы катать, книжки – рассматривать картинки, игрушки с зеркальной фольгой – для ознакомления с собственным отражением и т.д.

    На примере неваляшки можно проанализировать, как происходит развитие ребёнка:

    * Малыш внимательно следит за тем, как двигается, перекатывается красивая игрушка.

    * Трогает на ощупь — гладкая.

    * Пытается взять в руки — выскальзывает.

    * Берёт в рот — прохладная.

    * С удовольствием слушает, как она мелодично звучит.

    Сенсорное развитие — прямая предпосылка развития речи. На основе сенсорного развития можно предположить, как будет формироваться и складываться развитие речи. Это поможет на ранних этапах выявить необходимость дополнительного развития или обследования малыша.

    Норма сенсорного развития до года

    В 6 мес. малыши совершают разные действия с предметами, например: трясут погремушку, сжимают кубик-мякиш, хлопают ручкой по шарику. В 8 мес. пытаются удержать в руках более мелкие предметы развивающего коврика: разные пищалки, маленькие шарики и т.д. Любят играть со своими пальчиками, подносить их ко рту.

    По мнению специалистов, от развития мелкой моторики рук напрямую зависит речь.

    Маленькие детки в этом возрасте наблюдают за передвижением объектов: катанием мяча, вращением юлы, крутящимся шаром, покачивающейся над головой погремушкой.

    Слушают музыку, колыбельные песенки. Реакции зрительные и звуковые имеют выборочный характер. Узнают лица и голоса родных людей, улыбаются, гукают, лепечут, смеются. Лучше других органов чувств в этот отрезок времени развиты слух и тактильные ощущения. Различают тёплое и холодное, сухое и мокрое, мягкое и твёрдое, гладкое и шершавое.

    С 7 месяцев малыши начинают чутко реагировать на посторонние звуки и шумы. Это звуки незнакомого голоса, пение птиц, стук отодвигаемого стула, шум проезжающей машины, летящего самолёта.

    Для того, чтобы помочь крохе развивать органы чувств и совершенствовать их в дальнейшем, вам помогут следующие рекомендации:

    Рекомендации для родителей, заинтересованных в раннем развитии малыша

    1. Рекомендации родителямЗаведите тетрадь «Этому мы научились до года» и раз в месяц записывайте, чему научился ваш ребёнок
    2. Создайте малышу игровое поле для накопления сенсорного опыта,овладения простейшими способами действий с игрушками и предметами разного цвета, формы, величины.
    3. Разговаривайте с ребёнком спокойным тоном. Интонации голоса должны быть ласковыми.
    4. Постоянно общайтесь с малышом: пойте колыбельные песенки, читайте потешки, прибаутки.
    5. Всегда улыбайтесь, поддерживая его эмоциональный настрой.
    6. Регулярно делайте массаж, словесно сопровождая поглаживания спинки, животика, ножек, ручек. На нашем сайте есть много речевого материала для самых маленьких.
    7. Чаще обнимайте кроху, прижимайте к себе. Объятия помогают ему развиваться эмоционально и чувствовать себя комфортно.

    Положительные эмоции, живое общение, большое количество новых впечатлений — всё это важные условия сенсорного развития маленького человечка.

    Развитие речи с года до полутора лет

    В этом возрасте появляются первые слова. Речь становится средством общения. В лексиконе малыша насчитывается до 20 и более слов. Ребёнок использует лепет, переделывает некоторые слова, смысл которых ему понятен: машина – би, кушать – ням, что – тё, это – етя и другие. С удовольствием подражает голосам животным, знакомым звукам, например, как едет машина, шумит пылесос, летит самолёт. Интерес к звукоподражаниям у малыша можно поддерживать многократным словесным проговариванием их с взрослыми. Это стимулирует способность к правильному произношению в будущем,

    Малыш знает предметы, которые его окружают, узнаёт их на картинках. С радостью реагирует на просьбу мамы принести пирамидку, юлу или другие игрушки. Совершает с ними простые действия: катит мяч, листает книгу, собирает пирамидку.

    Если у взрослых, окружающих малыша, речь будет выразительной и содержательной, то он легче и быстрее научится говорить. Чистота и правильность речи малыша также зависит от звучащей речи близких людей.

    Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная или речевая гимнастика учит маленьких деток правильной постановке звуков при помощи губ, языка, зубов, щёк. Чёткая речь – важное условие для успешного обучения в дальнейшем. Речь становится понятнее, увеличивается количество произносимых слов. Следует знать, что от речевого развития зависит деятельность головного мозга.

    Поэтому всё нужно развивать в системе: мелкую моторику, работать над дикцией, дыханием, обогащать сенсорный опыт и увеличивать словарный запас.

    При помощи этой гимнастики становится сильным и гибким язычок, улучшается речевое дыхание, малыши учатся правильно выговаривать слова.

    Важно! Чтобы малышу нравились занятия, всё обучение проводить в игровой форме и перед зеркалом.

    Произношение звуков

    • А – мама демонстрирует широко открытый рот: «Кто живёт в ротике – домике, сейчас посмотрим».
    • У – «летит самолёт» губы трубочкой.
    • И – «Покажи все свои зубки».
    • О – «Круглое колёсико»

    Для хорошего звучания голоса нужно правильное дыхание: ровные вдох и выдох. Иначе ребёнок будет говорить взахлёб или тихо.

    Дыхательная гимнастика

    • «Задуй свечку»
    • «Сдуй с места бумажную бабочку»
    • «Подуй в соломинку» (в стакан с водой)

    Игры с весёлым язычком

    Артикуляционная гимнастикаЧтобы язычок малыша становился послушным, необходимо проводить следующие игры.

    • «Жил – был язычок». (показать)
    • «Язычок любил ездить на лошадке. (поцокать язычком)
    • «Очень ему нравилась вкусная каша» (облизать губы)
    • «Язычок смотрел на солнышко» (кончик языка поднят кверху) И другие.

    Положительный настрой взрослого и малыша повысит уровень обучения речевого развития. Систематически проводимые игры-занятия помогут закрепить приобретённые навыки.

    Игры на подражание

    Цели:

    1. Через эти игры малыш открывает для себя окружающий мир.
    2. Учится воспринимать себя в этом мире.
    3. Взаимодействует с другими людьми.

    Маленькие детки подражают интонации взрослых, речевым выражениям.

    Ваши актёрские способности принесут ребёнку восторг. Радостные чувства, эмоции помогут ему стать интересным собеседником, оптимистом в будущем.

    Например, в игре «Самолёт»

    • «Качаем шасси — пшшш», притопывая поочерёдно правой и левой ножкой.
    • «Вращаем винт — бввв» , совершая поочерёдно круговые вращения руками.
    • «Заводим мотор – ррр» — машем ручками перед собой.
    • «Полетели – ууу» — бежим на носочках, руки в стороны.
    • «На посадку – пххх» — встаём на колени, садимся на корточки, на пол.

    Стишки, побуждающие к произношению звуков, слов

    Следующие стишки повышают интерес крохи к произношению звуков, слогов, слов: «Мишка косолапый», «Жил-был зайчик», «Зайка серенький сидит», стихи А. Барто и другие.

    Особенно нравятся маленьким деткам «стишки – болтушки». Внимание малышей привлекают яркие красочные иллюстрации.Стихи построены в форме диалога. Малыши подговаривают отдельные звуки, слова, словосочетания. Совместное проговаривание повышает эмоциональный настрой ребёнка, развивает память, мышление. Рекомендуем приобрести книгу И. Асеева «Стихи-болтушки», она яркая и очень полезная. Понравится и ребенку, и родителям.

    Стихи-болтушки помогут крохе быстрее заговорить.

    Примеры « стишков – болтушек»:

    1. Заяц Егорка свалился под горку.- Бах!

    Бегите под горку, спасайте Егорку! – Ой!

     

    1. Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик — Не ходи!

    Там мышка живёт. Тебе хвостик – отгрызёт! – Отгрызёт!

     

    1. Киска, киска,киска, брысь! – Брысь!

    На дорожку не садись! – Не садись!

    Наша Машенька пойдёт. – Топ – топ!

    Через киску упадёт. – Бах!

    Игры на включение в речь простых слов

    Описывая собственные действия, взрослый вызывает у малыша желание повторять их:

    “Вот какой я паровоз, много шума – сто колёс. Еду – еду, ту – ту – ту! Чух – чух- чух. В ямку – бух».

     

    »Где же наши ручки?»

    Краткое описание:

    На слова: «Где же, где же наши ручки? Нет наших ручек» кроха прячет ручки за спину. Когда взрослый произносит: »Вот, вот наши ручки. Вот наши ручки» — протягивает их перед собой со словами: « Вот они!» и весело хлопает в ладошки.

    Можно продолжить эту игру, заменяя слово « ручки» на другие части тела: «Где наши ножки? (ушки, глазки, носик, животик), повторяя соответствующие действия.

     

    «Села птичка на окошко»

    Описание;

    Села птичка на окошко,

    Посиди у нас немножко.

    Посиди, не улетай.

    Улетела птичка.Ай! (на слово» Ай!» — хлопают в ладоши и подговаривают.)

     

    «Идёт коза рогатая» и многие другие

    Малышам нравится проговаривать такие слова: ай, ой, бах, ох и выражать их эмоциями

    (восторженно кричат, смеются, топают ножками, хлопают в ладошки).

    Что делать, если ваш ребёнок не начал говорить в 1,5 года

    Возможны разные причины: недостаточное речевое общение с крохой, нежелание ребенка говорить, короткая уздечка языка и другие. Наблюдение за малышом поможет понять причины отставания. Важно выявить, хорошо ли малыш понимает взрослого, умеет ли реагировать на просьбу. Живое общение, пристальное внимание, совместные речевые игры ведут к успеху. Обращаться к логопеду – дефектологу до двух лет, по мнению специалистов, ещё рано.

    Развитие речи с 1,5 года до двух лет. Лавинообразный скачок словарного запаса

    Развитие речи с 1,5 года до двух лет

    Развитие речи с 1,5 года до двух лет

    В этом возрасте у детей резко возрастает словарный запас. Систематические игры, занятия с малышом помогают увеличить его к концу года до 200-300 слов. Кроме существительных, в речи появляются глаголы (дай, пить) и наречия (там, тут, вон там). Жестов и мимики крохе уже недостаточно, чтобы о чём-то сообщить, что-то попросить. Говорит много и с удовольствием.

    Малышу хочется, чтобы взрослые понимали его действия, помогали,если что-то не получается самостоятельно сделать(посадить в кабину собачку, которая больше самой машины; достать с полочки нужный предмет). Ребёнок объединяет слова в двух-трёхсловные фразы (папа идёт там, вон он котя). Ближе к двум годам начинает говорить предложениями из 3 – 4 слов.

    Отрабатываем понимание и произношение слов. Предметы

    Ребёнок с желанием откликается на просьбу взрослого принести определённый предмет, например, собачку. Легко вовлекается в игру: «Вот собачка ав – ав. Где у неё глазки? Вот глазки. Какие? Блестящие. А где носик? Ротик? Лапки? Хвостик? Какая мягкая шёрстка, пушистая. Собачка хорошая».

    «Ах, какая красивая башенка! Высокая. Из кубиков наша башенка построена. Собачка задела лапкой, упала башенка. Бах! Сейчас новую построим. Снова собачка сломала башенку. Бах! Упала башенка».

    Знакомство с новым предметом начинается с рассматривания, ознакомления с его свойствами и назначением.

    Например:

    1. Какая яркая юла. Красные ягодки на ней нарисованы. Это – клубника. Вкусная клубника. Мы с Машенькой кушали летом. Клубника росла на грядке. У юлы есть ножка. Юла умеет крутиться на одной ножке. Давай попробуем завести юлу. Крутится.

    Вжик. Как быстро. И ягодки крутятся. Юла остановилась. Заведём её снова? Вжик! Крутится.

    1. Вот какой у нас мяч. Большой мяч. Жёлтый, как колобок. Круглый. Мяч умеет прыгать. Мой весёлый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь? Догоним мяч? Стукнем по нему ладошкой! Снова мяч стал прыгать. Прыг – скок! Весёлый мяч. А что ещё умеет делать мяч? Катиться умеет? Давай прокатим в ворота? Покатился! В ворота прокатился! Катись к нашей Машеньке, большой круглый мячик! А где же у нас маленький мячик? Вот он! Машенька его принесла! А ты, маленький мячик, умеешь прыгать и катиться? Покажи, Машенька, где большой мячик. Покажи, какой он большой! А где маленький мяч? Покажи, какой он маленький.

    Малыш уже научился реагировать на слово, понимать обращённый к нему вопрос. Например:

    1. Рассматриваем овощи на картинке: Это что такое? Морковь. Кто её любит? Зайчики. А ещё кто? Машенька. Морковь можно покрошить в суп. Вкусные котлетки сварить из моркови. Машенька любит морковь. Какая она? Оранжевая, вкусная. А это что? Помидорчик. Красный. Кругленький. Машенька салат кушала из помидора с огурчиком? Вкусный салат.

    А теперь, Машенька, покажи картинку и спроси, что это? Это свёкла? Да? Конечно, свёкла. Мы с Машенькой тёрли её на тёрке. Ах, какая вкусная свёкла!

    Что делать, если ребёнок не начал говорить в 2 года

    Если малыш к двум годам не понимает простых вопросов, родителям нужно насторожиться.

    Невнятная речь или полное её отсутствие – это повод обратиться к логопеду. психологу или дефектологу.

    Развитие речи с 2 до 3 лет. Фразы.

    Малышу интересно общаться со взрослым, который любит много говорить и внимательно слушать. У ребёнка копится много впечатлений, которыми он хочет поделиться. Его речь становится более понятной. Малыш называет предмет и его свойства или действия с ним: Снег белый, липкий. Снег можно трогать только рукавичкой. Он холодный. Можно сделать комочек. Много комочков. Снеговика можно слепить.

    Маленькие детки любят, когда им читают книжки с показом иллюстраций. Подговаривают отдельные слова, фразы: «Посадил» — говорит взрослый. «Дед репку» — дополняет малыш.

    Многократное повторение знакомых потешек, маленьких стихов вызывают у ребёнка желание рассказывать самому. Одобрение взрослых является поддержкой, повышает интерес к частичному пересказу.

    Малышам нравится задавать вопросы и получать на них содержательные ответы. Они вступают в речевой диалог с взрослым.

    Например:

    Малыш держит в руках собачку. Взрослый спрашивает:

    — Кто ты?

    — Собачка!

    — Какая? Добрая? Не кусаешься?

    — Нет, не кусаюсь!

    — Хочешь покушать?

    Вопросы и ответы могут быть разного содержания. Они зависят от умения и желания взрослого вести диалог.

    Взрослый может о чём-то увлечённо рассказывать, а малыш – поддерживать разговор. Здесь нужно скрытое руководство взрослого.

    Вот пример.

    — Сыночек, давай расскажем папе, куда ты сегодня ходил.

    — Мишенька, куда же ты ходил?

    — На речку.

    — На речку? Замечательно. Расскажи мне, пожалуйста.

    Театрализованная деятельность помогает вырастить творческого человека с богатой фантазией и развитым воображением. Ребёнок легко вживается в роль хитрой лисички, весёлого колобка, заботливой козы, грустного зайчика.

    Сопереживая, он учится выражать свои чувства к игровым персонажам.

    Что делать, если ребёнок не начал говорить в 3 года

    Что делать, если ребёнок не начал говорить в 3 года

    Что делать, если ребёнок не начал говорить в 3 года

    Причиной могут быть социальные, педагогические или психологические проблемы. Возможно, ребёнок испытал сильный стресс. Посещение детского невролога, психолога, психиатра, логопеда позволят выявить и устранить причины нарушения речи.

    Советы логопеда

    1. Постоянно общайтесь с малышом.
    2. Говорите чётко, не торопливо.
    3. Многократно повторяйте слова, фразы.
    4. Проговаривайте вслух все эмоции и действия ребёнка

    Например: « Сашенька, ты плачешь, потому что запнулся за машинку и упал. Давай, мама погладит твою ножку, пожалеет Сашеньку:»У киски не боли, у собачки не боли и у Саши заживи!» А машинку мы поднимем, уберём с дорожки. Машинка,не едь к Сашеньке под ножки. Сашенька, смотри внимательно на дорожку, когда бегаешь, не наступят ли ножки на машинку или другую игрушку. Хорошо?»

    1. Озвучивайте любую ситуацию.
    2. Будьте всегда в хорошем настроении.
    3. Поддерживайте малейшие попытки общаться.
    4. Ведите дневник новых действий, слов, предложений, о котором сказано ранее.

    Вывод:

    Существует уникальное средство для воспитания личности, способной добиться успехов в любой сфере деятельности.

    Это – раннее развитие. Благодаря раннему развитию, вы предоставляете малышу возможность через игру узнавать мир, копить впечатления, расширять словарный запас.

    Учить играя – непрерывный, кропотливый, но радостный труд. Пусть малыш видит, как интересно учиться.

    .Раннее развитие не лишает ребёнка детства, а превращает каждый день в содержательный, насыщенный, яркий и весёлый праздник детства.

    Не упустите время. Именно в этом возрасте быстрыми темпами развивается мозг, речевые функции.

    Не ждите трёх лет, развивайте вашего малыша уже сегодня.

    Успехов вам!

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}