изучение искусства Художественно-эстетическое обучение ребенка – важный фактор формирования полноценной личности, позволяющий помочь малышу понять свое место в окружающем мире, увидеть красоту вокруг себя, научиться принимать и понимать произведения искусства. Знакомство с образцами работ известных художников благоприятно влияет на развитие головного мозга, зрительного восприятия, формирование тесных связей между увиденным и услышанным. Дети, с ранних лет знакомые с возможностями творческой передачи собственных эмоций, растут более спокойными, счастливыми, уверенными в своих силах. Содержание статьи: Добиться положительного влияния на малыша произведения искусства не сложно, важно понимать, что и когда предлагать для изучения, понимать тонкости восприятия искусства ребенком.

    Как и когда дети начинают воспринимать искусство

    Зрительное восприятие искусства начинает формироваться с 1,5 лет, когда на основе полученного опыта малыш может проявлять эмоциональный отклик на увиденное. До этого возраста преимущественно происходит накапливание разнообразной информации без отсылки на красоту или эстетичность. С рождения до 1,5 лет любые предметы вызывают у крохи интерес, но он, в первую очередь, вызван незнанием назначения и возможностей выбранного объекта. Органы чувств в этом периоде только развиваются и накапливают опыт, чтобы в старшем возрасте, опираясь на него, получать новый вид информации – эстетическое понимание. Любая информация у детей дошкольного возраста проходит через 3 стадии, появляющиеся в распоряжении ребенка постепенно.
    В первые дни жизни крохе доступны только ощущения. Через несколько дней начинает появляться восприятие – процесс запоминания особенностей ощущений и запоминание их. И только через несколько месяцев при достаточном внимании со стороны родителей карапуз получит возможность пользоваться мышлением.
    Именно появление мышления и возможности дополнять его разнообразными способами изучения окружающего мира позволяет крохе переходить к сложному умению восприятия художественного искусства. Первой реакцией на картину, статую, архитектурное сооружение и т.д. обычно является удивление. Новый предмет вызывает интерес и заставляет ребенка стараться понять предназначение и смысл. С появлением речи (к 2 годам) появляется любознательность. Множество вопросов, восклицаний или обсуждений увиденного образа позволяют малышу глубже понять изображенное. Часто в этом возрасте кроха уже имеет возможность выразить свои эмоции словом, что облегчает восприятие. При достаточном освящении со стороны взрослых всех интересующих ребенка вопросов, понимание идеи, смысла картины может становиться глубоким и качественным. Через восприятие произведений искусства и применения шаблонного поведения родителей с 3 до 7 лет происходит:
    • Формирование эстетического вкуса;
    • Получение ярких эмоций от просмотра произведений искусства;
    • Зарождение умения сопоставлять и сравнивать художественные образы и реальные предметы;
    • Формирование чувственной сферы содержащей такие черты как сопереживание, справедливость, понятие добра и зла и т.д.;
    • Зарождение разных форм любознательности и готовности воспринимать прекрасное в самых разных формах.

    С чего начинать изучение искусству

    Первое знакомство с произведениями искусства у ребенка происходит через книгу. Рассматривая понятную иллюстрацию, кроха может понять содержание сказки, представить внешний вид героев, их характер и поведение в конкретной ситуации. Приобщать к миру изображений в книге можно начинать с самого раннего возраста при помощи отдельных картинок или специально разработанных для возраста малыша изданий в твердом виде. Раннее знакомство с картинками хорошо развивают воображение, понимание цвета и формы, возможностей передачи предметов через изобразительный вид. Основными критериями при выборе книги для ребенка с рождения до 3 лет являются:
    • Яркие картинки;
    • Простота изображения;
    • Выразительность сюжета;
    • Небольшое количество деталей при полном соответствии реальному предмету.
    Многие взрослые допускают ошибку, подбирая первые книги для ребенка, отдавая предпочтение насыщенным иллюстрациями изданиям. Множество различных деталей и объектов рассеивает внимание крохи, не позволяя ему концентрироваться на главном. Рекомендуется подбирать книги с хорошо прорисованными, простыми картинками, на которых малыш может узнать предметы из реальной жизни. С 1 до 3 дети еще не достаточно усидчивы, чтобы долго рассматривать картины, искать связи между предметами и сюжетом. Родителям стоит обратить внимание на приучение карапуза к медленному изучению изображения, получению эмоционального отклика. Это делается для последующего возвращения к изученному для поиска новых деталей. Вы поймете, что малыш полностью понял сказку или историю по его поведению. Дети младшего дошкольного возраста просят читать одну и ту же сказку по несколько раз, рассматривать часто одну и ту же картинку. Такое поведение свидетельствует о полном понимании сюжета, эмоциональном принятии изображения. Пройдя этап первого знакомства с изображением к трем годам можно приступить к изучению полотен разных художников. Чтобы малыш принял искусство, необходимо тщательно подбирать произведения для изучения. Желательно для детей 3 лет выбирать картины с понятным для малыша сюжетом. К ним относятся:
    • изображение матери и ребенка;
    • предметно-бытовые картины.
    Видя знакомые предметы, малыш получит эстетический опыт, испытает положительные эмоции. Первое знакомство с высоким искусством должно проходить в спокойной обстановке, нести радость. Это залог дальнейшего стремления карапуза понимать прекрасное. С 3 до 5 лет необходимо проводить работу по развитию понимания замысла художника, учить малыша погружаться в свой внутренний мир для получения эстетического удовольствия. Через простые вопросы и рассказы обратите внимание ребенка на изображение героя картины, его движения и мимику. Подчеркните, какие эмоции испытывает изображенный человек. С развитием речи понемногу старайтесь развивать понимание, через придумывание предыстории изображения. Учите малыша рассуждать, рассматривая картину или статую. В старшем дошкольном возрасте полученные ранее умения позволяют карапузу свободно погружаться в мир собственной фантазии, глубже интересоваться задумкой художника, додумывать сюжет, представлять себя на месте героя изображения. С 5 лет большинство детей переходит на стадию, когда их начинает интересовать внутренняя подоплека человеческих взаимоотношений. Созревает интерес к абсолютно всему!
    В этом возрасте стоит знакомить ребенка с различными жанрами живописи (портрет, пейзаж, исторический жанр, мифологический и пр.), а также другими видами искусства: скульптурой, графикой, различными видам декоративно-прикладного искусства.

    Как дети реагируют на произведения искусства

    Все дети разные. Каждый из них по-своему может реагировать на картины и другие произведения искусства. В зависимости от конкретной ситуации, эстетического опыта, умения созерцать выделено 4 типа художественного восприятия:
    • Ситуативный. Малыш задерживает свое внимание на предмете на короткое время и высказывает свое моментальное виденье;
    • Эстетизированный. Увиденное изображение вызывает восторг, и карапуз пытается выразить полученные эмоции, соотнеся картину с известным образом;
    • Прагматический. Изображенный предмет рассматривается с точки зрения его пользы. Часто дети говорят о желании обладать увиденным;
    • Профессиональный. Картина воспринимается с точки зрения техники ее выполнения. Сложности и простоты создания шедевра.
    Каждый из этих типов восприятия конкретного изображения может присутствовать у ребенка. Не стоит добиваться у малыша моментального анализа и выражения собственных эмоций. Не все дети одинаково реагируют на искусство. Одни сразу получают бурю эмоций, другим необходимо время, чтобы обдумать увиденное. Хорошим показателем является концентрация, хоть и недолгая, на картине, попытка впитать информацию.

    Художественные произведения и эмоциональный мир ребенка

    Рассматривая произведения искусства, малыш испытывает разные чувства. Красивое, с точки зрения ребенка, вызывает в нем эмоциональный отклик, что позволяет развивать его внутренний мир. Чем больше положительных чувств испытывает кроха, тем шире становится его внутреннее ощущение прекрасного. Умение выражать полученный эмоциональный опыт при помощи слов позволяет связывать окружающую действительность и мир фантазий. Через внутренний мир происходит фиксация важных деталей, формирование специфических отличительных черт разнообразных предметов и событий. Через познание художественных произведений малыш уточняет действительность, доходит до сути окружающих вещей, понимает значение большинства важных правил и норм общества.
    Наслаждаясь искусством, карапуз осваивает новые варианты эмоций, понимает и принимает важность сопереживания, доброго отношения, видит красоту окружающего мира.
    Научившись воспринимать произведения искусства, малыш сможет увидеть красоту в окружающем мире, научиться жить счастливо и верить в добро. Любая картина – чувства художника, его виденье окружающего мира. Когда ваш карапуз научится смотреть на окружающее через призму ощущений, ему станет понятно большинство ваших объяснений о необходимых качествах человека. Благодаря разным жанрам художественного искусства легко показать малышу красоту природы и окружающего мира (натюрморт, пейзаж), научить видеть прекрасное в любом человеке (портрет), понять, что мир вокруг карапуза полон чудес и интересных вещей, часто незаметных (живопись). Подскажите своему крохе, что в картину художник заложил некую тайну, мысль, чувство и постарайтесь вместе найти скрытый смысл. Обучить малыша пониманию произведений художественного искусства – шаг к формированию полноценной духовно развитой личности, живущей в согласии с собой, природой, другими людьми. Воспользуйтесь возможностью донести сложные для детского понимания понятия через обсуждения соответствующей картины. Это самый простой способ, который действительно работает для всех детей. Даже если вначале малыш не будет выражать энтузиазма, старайтесь периодически возвращаться к попыткам, и постепенно все получится.

    Все статьи по теме

    как приобщить дошкольника к театру

    Как приобщить дошкольника к театру

    Среди всего многообразия воспитательных и обучающих форм для детей дошкольного возраста одной из самых красочных и близких для понимания малыша является театральная...
    как приобщить ребенка к искусству

    Как приобщить ребенка к искусству

    Формирование духовной, эстетической и культурно-развитой личности − сложный процесс, который состоит их нескольких важных частей. Для достижения хороших результатов в обучении и...
    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}