20Фев
2018
0
дидактические игры в обучении

Когда возникает необходимость обучить ребенка математике и развить его математическое мышление, закрепить сложный для понимания материал на помощь родителям приходит игра.

Она занимает большую часть жизни ребенка, позволяя ему решать важные вопросы и познавать окружающий мир. Задача взрослого в такой ситуации — использовать возможности игровых действий и приучить ребенка к процессу обучения, заложить основы знаний.

Чем полезны дидактические игры

Использование игры в качестве основного вида обучения позволяет решать целый комплекс вопросов.

Справедливым будет вопрос о том, любая ли игра будет полезна для развития? Ответ будет однозначным. Да, каждая игра несет в себе определенную пользу для развития ребенка. Благодаря этой деятельности, он постоянно находится в поиске новых вариантов решения задач и применяет на практике то, что усвоил ранее.

  1. Закрепляет уже изученный материал;
  2. Оттачивает новые умения;
  3. Развивает познавательные способности;
  4. Позволяет ребенку моделировать ситуации и решать задачи;
  5. Учит сосредотачиваться;
  6. Развивает фантазию и мышление;
  7. Позволяет обрести необходимость в новых знаниях и умениях;
  8. Благодаря четким правилам и ограничениям игрового процесса, развивает усидчивость и целеустремленность.

Малыш не будет играть в те игры, которые не доставляют ему удовольствия и не несут в себе новых ощущений. Те игры, которые он выдумывает себе самостоятельно являются отражением его уровня знаний и общего развития.

Если не заниматься с ребенком, то, возможно, он сможет самостоятельно познать большое количество навыков, но на это понадобятся годы. Лучший вариант – целенаправленные занятия.

Помогите ребенку найти ответы на его вопросы и покажите новые грани познания. Ориентируясь на его возраст и развитие, дайте ему ту информацию, благодаря которой он сможет глубже изучить окружающий мир. Одним из действенных и самых популярных способов будет использование дидактических игр.

Что такое дидактическая игра

Когда ребенок играет, он ставит для себя целью непосредственно игру как процесс. Он не акцентирует внимание на том, что ему может дать то или иное игровое поведение. Ребенок просто хочет играть.

Дидактическая игра – способ обучения ребенка, при котором в привычной для него форме преподносится новый или повторяется ранее изученный материал.

Целью взрослых при проведении дидактической игры является непосредственное обучение ребенка конкретному навыку или знанию. Так, например, ребенок будет с интересом доставать из мешочка различные предметы, узнавая их на ощупь. Для него это будет веселое занятие, которое доставляет ему удовольствие, а взрослый через такую игру стремится развить сенсорные способности малыша, его логическое мышление и фантазию.

Важным отличием дидактической игры является наличие правил и определенной цели, которая для ребенка выражается стремлением выиграть, а для взрослого научить.

Именно наличие правил в игре интересует ребенка, так как для него это новый вид игрового поведения. В свободной игре у ребенка нет ограничений, он может действовать тем способом, который ему кажется наиболее интересным.

Для дидактической игры характерно четкое игровое поведение, которое не предусматривает отклонения от заданного направления. Это способствует целенаправленному усвоению знания без неожиданного переключения на другую область.

Постепенно, понимая важность соблюдения установленных правил, малыш учится применять их не только в игре, но и в реальной жизни.

Таким образом, достигается важное умение подчиняться установленным порядкам. Регулярные занятия с дидактическими играми позволяют успешно подготовить ребенка к обучению в школе, где будет необходимо вести себя в рамках правил.

Еще одним положительным моментом является общая увлеченность всех участников дидактической игры и стремление к результату. Азарт и стремление победить или решить задачу дает возможность выработать у ребенка усердие и концентрацию на поставленной задаче.

Виды дидактических игр

Все дидактические игры можно условно разделить на три типа:

  1. С игрушками и бытовыми предметами;
  2. Настольные и напольные игры;
  3. Занятия в устной форме.

Выбор дидактической игры основан на цели взрослого. Например, для повторения математического счета и развития логического мышления можно использовать устные или речевые игры, предлагая ребенку поиграть со словами. Можно использовать предметы и игрушки для достижения той же цели, только наглядным путем.

Одним из критериев выбора вида дидактической игры будет понимание родителями того, какой из каналов восприятия информации наиболее развит у ребенка.

Для аудиалов чаще будут использоваться устные игры, для визуалов – специально разработанные яркие настольные варианты, а кинестетики будут в восторге от занятий с предметами из повседневной жизни. Для развития других каналов восприятия предлагайте малышу разнообразные варианты.

Подбор игры по склонностям ребенка нужно проводить только при введении новых сложных понятий и навыков. Для повторения и закрепления выбор должен основываться на физических возможностях и наличии необходимых материалов.

Сложность игры должна быть подобрана исходя из возраста и уровня развития ребенка. Одним из вариантов будет начать обучение с одного правила. После того, как ребенок его освоит можно добавлять новые ограничения, которые требуются в условиях. Главным является удовольствие ребенка.

Дети сами просят добавить правила в игру или скомбинировать новую из разных видов правил. Воспользуйтесь этим и расширяйте количество задач, решаемых в одном занятии.

Использование дидактических игр при обучении ребенка – творческая деятельность взрослого. Возможности этих игр ограничиваются только фантазией и физическими возможностями того, кто их использует. Дидактическую игру можно создать из материалов, которые окружают нас и кажутся не интересными в обычной жизни.

В чем важность использования дидактических игр?

  • Обучают ребенка в легкой и понятной форме;
  • Развивают физические и умственные способности детей через работу с различными предметами и материалами;
  • Необходимое речевое сопровождение развивает речь ребенка;
  • Формируют представления у ребенка о правильном поведении;
  • Вызывают интерес к трудовой деятельности;
  • Способствуют физическому развитию.

Важные аспекты использования дидактических игр

  • Играя с ребенком в дидактические игры разных видов нужно не допускать в поле зрения ребенка другие предметы. Освободите пространство для занятия, чтобы малыш мог сконцентрировать свое внимание, понять и принять правила;
  • Игра должна соответствовать возрасту и развитию ребенка. Если задача слишком легкая, то ребенку будет скучно. Сложная задача может вызвать отторжение. Основная задача дидактической игры – стимулировать активность ребенка в познании нового материала;
  • Четко формулируйте для себя цель занятия и задачи, которые нужно достигнуть. (Ознакомление, закрепление, развитие);
  • У дидактической игры должен быть четкий алгоритм действий для достижения цели. Правила позволяют ребенку сдерживать себя и сконцентрироваться на порядке выполнения в занятии.

Каким образом дидактические игры помогают изучать математику?

Использование этого вида игр в обучении математике в дошкольном возрасте позволяет понять некоторые сложные математические понятия. Через наглядное и простое объяснение простых вещей ребенок начинает соотносить определенные термины с действиями или предметами.

  • Сформировать представление о соотношении цифр и чисел, их количества и написания. Малыш должен четко понимать, какое количество предметов соответствует каждой цифре. Возможность измерить нарисованный символ позволяет легче понять принципы арифметики;
  • Происходит развитие ориентации во времени и пространстве. Получая новый опыт, рассматривая предметы с разных сторон, ребенок учится понимать и воспринимать абстрактные понятия;
  • В процессе игры через постоянный результат определенных действий ребенок учится делать выводы.
    Позволяет привлечь внимание ребенка к тем предметам, которые не интересуют его в обычной жизни.
  • Развитие мышления и математических способностей дают возможность ребенку видеть новое и интересное в уже изученном материале;
  • Через эмоциональное восприятие прививается интерес к учебе, что является важным фактором при дальнейшем обучении в школе.

Любое занятие можно преобразовать в дидактическую игру. Нужно добавить некоторые элементы игрового поведения и предложить ребенку не учиться, а играть. Во время игры вводить новые термины и понятия, отображая их действием.

Какие виды дидактических игр используются для изучения математики?

1. На изучение счета;
2. На ориентацию в пространстве;
3. С геометрическими фигурами;
4. Игры на логику и развитие математического мышления.

Какую роль играют дидактические игры в математических способностях?

Благодаря тому, что в дидактических играх происходит изучение различных предметов через складывание, перебирание и разбор предметов ребенок запоминает формы, размеры, цвета и др. Начинает ассоциировать названные предметы с их изображением.

Решение поставленной в игре задачи требует от ребенка применения имеющихся знаний и стимулирует бурную деятельность. Достигая результата, он получает удовольствие от проведенной игры и закрепляет положительное отношение к изученному материалу.

На подсознательном уровне у малыша формируется понимание того, что для решения задачи нужно приложить некоторые усилия.

Необходимость сосредоточиться и обдумывать материал для получения правильного ответа развивает у ребенка внимательность и наблюдательность. Состояние поиска ответа расширяет внутренний мир ребенка и положительно влияет на его общее развитие.

В процессе игры происходит формирование математических основ в легкой, привычной для ребенка форме. Полученные таким образом знания становятся частью малыша и быстрее начинают применяться им в обычной жизни.

Игры на изучение геометрических фигур и подсчет формируют базовые представления и позволяют запоминать необходимую информацию. Обучение счету ребенка, который играл с цифрами проходит проще, так как он уже на подсознательном уровне усвоил основы этого знания.

Нужно ли родителям обладать особыми знаниями, чтобы играть с ребенком в дидактические игры?

  • Родители должны помочь ребенку в моделировании простых логических и математических навыков. Предлагать и помогать решать задачи для базового формирования способностей;
  • Пояснять и показывать легкость применения логического мышления в обыденной жизни.

Игры развивают память и мыслительные процессы, а так как дети любознательны и жаждут узнать новое, то необходимо просто удовлетворить их желания.

Задача родителей состоит не только в обучении необходимым знаниям, но и в сохранении, и развитии желания познавать мир.

С того момента, когда ребенок начинает двигаться в пространстве он изучает все окружающее: предметы и связи между действиями. Родители в форме игры показывают и рассказывают ему о формах, величине и др. внешних признаках, которые ребенок уже отметил. Важно пояснить, каким образом нужно пользоваться предметом, какие действия с ним производить.

Для положительного результата от дидактической игры достаточно только желания взрослого поиграть с малышом.

Как организовать дидактическую игру в домашних условиях?

Организация дидактической игры, как и других видов занятий с ребенком, требует время на подготовку. Взрослые должны придерживаться некоторых правил, которые позволят достичь поставленной в игре цели.

  1. Игры проводятся в определенное время в режиме ребенка, когда он сыт, полон сил и деятелен. Чаще всего это время после завтрака или после обеденного сна.
  2. Предметы и игрушки, использующиеся для дидактической игры, должны быть привлекательными, чтобы возникло желание поиграть с ними.
  3. Занятие должно ориентироваться на развитие, соответствовать возрасту и потребностям ребенка, побуждать его к действию.

Когда игра соответствует обозначенным критериям и подготовлены все необходимые предметы, то нужно спросить ребенка о его желании поиграть. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем, чего он не хочет. Если он отказывается, то расскажите, какая это интересная игра.

Во время игры вас ничего не должно отвлекать или беспокоить. Следите за ребенком и его действиями. Поддерживайте его стремление что-то сделать. В затруднительной ситуации подскажите правильный выход. Бурно отмечайте успехи малыша.

После завершения игры поговорите с ребенком о ней. Поинтересуйтесь его впечатлениями. Повторите новые знания, которые он получил.

Варианты дидактических игр

В дидактических играх можно использовать любые предметы и игрушки. Можно воспользоваться уже готовым вариантом или поиграть без дополнительного материала. Например, предложите ребенку показать цифру при помощи тела или слепить ее из пластилина.

Важно понять, что дидактическая игра дает целый комплекс новых знаний и умений, опираясь на полученный ранее опыт. Например, изучая цифры, дополнительно можно повторять формы и цвета.
Использование опыта ребенка − прекрасный вариант для развития образного и логического мышления. Формирование ассоциаций и связей между различными предметами благоприятно сказывается на общем развитии ребенка.

Игры для 1-2 лет

Для детей этого возраста можно предложить игры на развитие мелкой моторики, логическое развитие и первичные математические операции. Например, постройка башенок из кубиков, перекладывание и деление по признакам различных предметов.

Дидактическая игра − один из самых востребованных способов обучения ребенка математическим навыкам в дошкольном возрасте. Возможность использовать варианты таких занятий с самого раннего возраста дают стимул развития во всех областях знаний.

Детям этого возраста можно предложить следующие варианты:

  1. Предложите малышу составить пирамидку из кубиков одного типа, сами же постройте пирамидку другого стиля. Сравните полученный результат. При построении пирамиды оттачивайте понимание множества предметов;
  2. Вкладыши и различные логические домики и кубики;
  3. Занятия с шариками. Их сортировка по цвету, размеру.
  4. Игра «что в мешке». Положите в плотный мешок предметы хорошо знакомые ребенку и предложите угадать, что попалось в руки малыша. С возрастом можно предложить достать что-то определенной формы.

Игры для детей 3-4 лет

  1. На подбор недостающих деталей. Такую игру можно купить, а можно и сделать самостоятельно. Вырежьте из бумаги или картона известный ребенку предмет (домик, паровозик). Сделайте отверстия разной формы и предложите ребенку подобрать недостающие части;
  2. Соберите с ребенком бусы из различных материалов;
  3. Подготовьте большие разноцветные формы предметов. Из такого же цвета подготовьте меньшие копии того же цвета. Предложите ребенку распределить маленькие запчасти на больших;
  4. Научите ребенка играть с мозаикой;
  5. Игры на подбор соответствующих деталей. Можно предложить ребенку подобрать крышки к ряду кастрюль;
  6. Усложните игру «Что в мешке». Пусть малыш сортирует предметы, не доставая их из мешка;
  7. Можно начинать использовать настольные игры;
  8. Собирайте пазлы и разрезные картинки. Для закрепления счета пронумеруйте части разрезной картинки и собирайте их по порядку.
  9. Гуляя на улице, предлагайте ребенку считать предметы и объекты;

Игры для детей 5-6 лет

  1. Разнообразные настольные и напольные игры;
  2. На поиск подходящих частей предметов;
  3. Конструирование из различных материалов и форм;
  4. Создание предметов для игр. Предложите ребенку помочь вам подготовить части для новой игры. Можно вырезать фигуры заданного цвета и размера, рисовать нужные карточки и др.;
  5. Фантазирование новой игры.

Дидактические игры − хороший способ не только развить математические способности, но и закрепить умение считать. Использование такого варианта обучения ребенка используется для обучения и другим предметам.

Преподносить информацию в игровой форме оптимально детям до 7-ми лет. Попробуйте поиграть с вашим ребенком и вы заметите, как быстро он будет обучаться новым навыкам и постигать необходимые знания.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?