02Июл
2020
0
Игры с мамами и папами

Игра — это средство познания ребенком окружающего мира.

Через простые и интересные игровые действия кроха учится двигаться, разговаривать, а также развивает свой интеллект.

Почему родителям важно находить время на ежедневные игры со своим сыном или дочкой?

В какое время дня стоит предложить крохе разные варианты развлечений?

Об этом — в нашей статье.

 

Содержание:

 

Для чего нужны игры мамы и папы с ребенком

Наблюдая, общаясь и играя с родителями, карапуз видит, чувствует, познает окружающий мир.

Каждый контакт с окружающими, а также манипуляции с игрушками и предметами расширяют знания малыша.

Особенно полезны ребенку разнообразные игры:

  • сенсорные (которые развивают умение чувствовать и различать различные текстуры, температуру);
  • языковые (помогающие осваивать речь);
  • моторные (необходимые для развития и познания своего тела);
  • игры-возни (для снятия напряжения и эмоциональной разрядки);
  • ролевые игры и имитации.

 

Когда лучше играть

Время для совместных игр нужно подбирать в зависимости от режима дня малыша и его возраста. В целом, рекомендации специалистов таковы:

  1. Для младенцев с рождения и до 6 месяцев игры входят в комплекс гимнастических упражнений. Их лучше выполнять перед едой.
  2. Крохам с 6 до 12 месяцев можно предлагать играть в период бодрствования, через 30-40 минут после еды.
    С 1 года и до 3 лет малышам необходимы активные забавы.
  3. Лучшее время для домашних игр — после дневного сна, через 30-40 минут после еды. Уличные развлечения стоит предлагать детям в первой половине дня, во время ежедневной прогулки.

 

Игры по возрастам

Чтобы игра принесла не только удовольствие, но и пользу, нужно учитывать возраст ребенка. А также стоит разграничивать игры по месту проведения. Ведь домашние забавы могут сильно отличаться от уличных.

Ниже можно найти примеры игр для детей от рождения до 3 лет, в которые можно играть в помещении и на свежем воздухе.

Игры дома

Игры с ребенком дома

Вот что рекомендуют специалисты для домашних развлечений:

  • Стоит подобрать игрушки различной текстуры и размера.
  • Можно сопровождать игру детскими песенками или чтением подходящих стихотворений.
  • Если малышу сложно или он уставший, следует подобрать игру попроще.

С рождения до 6 месяцев

Первые игры можно предлагать малышу на 14 день после рождения. Это стоит сделать, если кроха успешно адаптировался к новым условиям, здоров и не проявляет сильного беспокойства.

Новорожденному очень важно слышать звук маминого голоса, ощущать прикосновения знакомых взрослых.

Такому крошке очень нравится следить за лицами родителей и их эмоциями.

Примерно через месяц после рождения малыш начинает следить взглядом за предметами, зажимать игрушку в ладошке.

Мое имя (0-3 мес.)

Подойти к лежащему в кроватке малышу и позвать его по имени, до тех пор, пока он не начнет искать источник звука глазами. Затем проделать то же самое с другой стороны колыбельки.

Концерт

Включить классическую музыку недалеко от кроватки малыша. Со временем он начнет не только прислушиваться, но и узнавать произведение, и “двигаться в такт”. Другой вариант — петь крохе песенку или читать стихотворение.

Мое тело

Провести перышком, кисточкой по ручкам, ножкам, животику малыша и т.д. В процессе игры называть эти части тела. Другой вариант — дуть на тело карапуза с разной интенсивностью.

Ку-ку!

Расположиться рядом с ребенком. Накрыть лицо платком или спрятать голову: “Где мама?”. Затем показаться с радостным возгласом: “Вот мама, ку-ку!”. Так же можно прятать игрушки или самого карапуза.

Кто это?

Надеть на малыша яркую шапочку или платок. Поднести к зеркалу, показать ему отражение:”Кто там? Это Петя!” Привлечь внимание к головному убору, вместе снять его и т.д.

С 6 до 9 месяцев

Малыш развивает свои органы чувств через манипуляции с предметами: постукиваниями, ощупываниями и т.д. Он прислушивается к издаваемым игрушкой звукам и повторяет движение, которое к этому привело.

Ближе к 9 месяцам карапуз понимает, что с разными игрушками надо играть по-разному. Например, мячик катать, а из стаканчика вынимать мелкие предметы.

Он начинает активно ползать за интересующими его предметами и некоторое время может самостоятельно играть без участия взрослых.
Тянем-потянем!
Взять кольцо от пирамидки и сесть напротив ребенка. Дать ему в ручки кольцо, не выпуская из своих рук. Легонько потянуть игрушку на себя, затем дать малышу притянуть кольцо к себе.

Подарок

Завернуть игрушку в шелестящую бумагу или фольгу. Показать, как ее развернуть, и предоставить ребенку самому заниматься “распаковкой”.

Труба

Взять картонную трубку (например, от пищевой пленки). Говорить с карапузом через трубу, меняя голос. Лучше, чтобы реплики были простыми, чтобы малыш старался повторить их. Например, “бу-бу-бу”, “да-да-да” и т.д.

Сенсорная коробка

Приготовить коробку или контейнер. Насыпать в нее различные виды круп, макарон, а также мелкие игрушки. Пусть кроха погрузит свои ручки в контейнер и вволю насладится пересыпанием крупы.

Обрываем

Нарезать фольгу на полоски. Приклеить их с одной стороны стола и показать малышу, как надо обрывать полоски.

С 9 до 12 месяцев

Карапуз уже умеет выполнять некоторые инструкции по просьбе взрослых. Например, подавать или ронять игрушку, “прятаться” и т.д.

Малышу интересно подражать манипуляциям папы и мамы, перенимая их действия с игрушками. Это может быть “кормление” куклы или катание машинки.

Также ему интересно открывать и закрывать баночки, перекладывать с места на место предметы, изучать содержимое ящиков.

В этот период будут полезными игры-звукоподражания и игры, направленные на понимание речи взрослого.

Где мячик?

Спросить у ребенка: “Где мячик?”. Тут же самому ответить””Вот мяч, это мячик”. Далее проводить разнообразные манипуляции с игрушкой, сопровождая речью и глядя в глаза малышу: “Бух! Мячик упал. Ой! Покатился мяч, прыг-скок! На, Вася, мячик! Опа!” и т.д.

Голоса

Читать стихотворение, рассматривая книжку с подходящими изображениями. Нужно побуждать ребенка к звукоподражанию.

Гусь с гусятами живёт
В доме на лужайке.
Кто там голос подаёт?
Ну-ка, угадай-ка?
Га-га-га-га-га!
Вот коза козлят ведёт
Прямо на лужайку.
Кто там голос подаёт?
Ну-ка. Угадай-ка!
Ме-ме-ме-ме-ме!
Воронят своих зовёт
Ворон на лужайку.
Кто там голос подаёт?
Ну-ка угадай ка!
Кар-кар-кар-кар-кар!

Строим башню

Учить малыша ставить кубики один на другой, чтобы получилась башня. Если ему трудно, помогать строить “рука в руку”.

Снежки

Взять ненужную бумагу и корзинку. Учить малша сминать бумагу так, чтобы получался “снежок”. Затем бросать или носить снежки в корзинку.

Полоса препятствий

Разложить подушки по полу так, чтобы за ними было видно игрушки. Цель ребенка — добраться до игрушек через “баррикады”. Препятствия не должны быть чересчур сложными.

С 1 до 2 лет

В этом возрасте дети активно манипулируют с окружающими предметами, изучая их свойства. Поэтому важно, чтобы игрушки имели разную фактуру, форму и поверхность.

Ближе к 2 годам некоторые ребята могут разыгрывать простые сценки из жизни, подражая взрослым.

Золушка

Приготовить 2 пустые миски и одну коробку, наполненную перемешанным горохом и фасолью.Ребенку надо разложить каждый вид крупы по своим мискам.

Крабики

Приготовить крабики (заколки для волос) или прищепки. Научить малыша цеплять их на край коробки. А можно научить незаметно вешать прищепки на папу с мамой. Если ребенку это удастся, взрослые весело догоняют ребенка и цепляют прищепки уже на его одежду.

Ловим мяч

Учить малыша ловить мяч: подойти как можно ближе и бросать. Цель ребенка на первом этапе — удержать пойманный мячик в руках. Затем перебрасывать его обратно взрослому. Родители могут “случайно” ронять мяч, дурачиться и т.д.

Тигренок

Приготовить игрушечного тигра. Показать его малышу, рассказать о нем, прочитать стихотворение.

Эй, не стойте очень близко,
Я тигренок, а не киска.

Попросить малыша изобразить, как двигается тигренок, как рычит. Затем можно усложнить задания, развивая фантазию ребенка. Например, как тигренок будет спать, есть, играть?

Игрушка-путешественница

Рассказать малышу о том, как выбранная вами игрушка любит путешествовать, летать. Отправить ее в “полет”, бросая в коробку. Подойти к коробке с ребенком, осмотреться и называть те предметы, которые видела игрушка, пролетая к коробке. Затем передвинуть ее в другое место и начать игру сначала. Более сложный вариант — бросать игрушки одновременно с ребенком. Пусть и он, и взрослые самостоятельно расскажут, что видела их путешественница.

С 2 до 3 лет

В этом возрасте появляются первые ролевые игры. Детям нравится играть в доктора и лечить игрушки, катать в коляске кукол и т.д.

Активно развивается воображение и мышление.

Ребята учатся ставить цели в игре, прилагать усилия для достижения нужного результата и находить разные способы получения желаемого.

Взрослые могут ненавязчиво направлять игру ребенка, предлагая новые варианты действий, чтобы разнообразить развлечение. Например, если малыш построил мишутке дом из кубиков, то взрослые могут предложить привести в него “гостей”, чтобы напоить их чаем из детской посудки.

Также в этом возрасте интересны первые настольные игры, например, детское лото или мозаика.

Спектакль

Подготовить пальчиковые куклы или куклы-бибабо на руку, персонажи которой подходят для инсценировки знакомой сказки. Например, заяц, лиса, волк, колобок.

Пусть ребенок сам выберет себе игрушку и наденет ее. Взрослый также надевает игрушку, необходимую для сценки и говорит малышу: “Я зайка, а ты кто?”. Пусть ребенок отвечает. Если ему сложно, можно помочь артисту: “Ты — колобок! Спой мне песенку”. Отрепетировав “пьесу”, можно разыграть ее перед домочадцами.

Гулливер

Рассказать ребенку о Гулливере и лилипутах. Построить домики из конструктора и расставить их так, чтобы между ними можно было пройти. Ребенок — “Гулливер” — должен пройти по городу лилипутов, не разрушив ни один из их домиков.

Рыбалка

Смастерить удочку из карандаша, лески и магнита, или взять готовый набор с рыбками с металлическими вставками. Приготовить емкость с водой, показать, как ловится рыба. приговаривать:

Ловись-ловись, рыбка,
Большая и маленькая!

Обсудить с ребенком, какого цвета и сколько он поймал рыбок.

Елочки-грибочки

Приготовить 20 кусочков цветной бумаги (красные и зеленые). Положить на стол зеленый квадратик. Это — елочка. Затем положить рядом красную бумажку — это грибочек. Складывать их друг за другом поочередно, приговаривая:

Елочки нарядные
Встали все в рядок,
А за каждой елочкой –
Красненький грибок!

Ребенок должен продолжить ряд самостоятельно. Можно помогать ему, повторяя: “Елочка-грибочек, елочка-грибочек…”.

Позже можно усложнить задание, добавив в узор желтый цветочек, розовую ягодку и т.д.

 

Игры на улице

Игры детей на улице

Для активных игр на улице нужно соблюдать определенные правила.

  • Не играть на солнце в жаркую погоду.
  • Убрать с земли предметы, об которые споткнуться.
  • Для активных движений должна быть обувь, которая хорошо держится на ногах.
  • В уличной одежде не должно быть слишко жарко или тесно.
  • Подвижные игры могут слишком перевозбудить ребенка.
  • Поэтому следует чередовать их со спокойным времяпрепровождением.

С рождения до 6 месяцев

Чаще всего в этом возрасте малыши на свежем воздухе спят.

Но если кроха предпочитает изучать окружающий мир, то можно предложить им такие развлечения.

Что это?

Дать потрогать малышу листик, пощекотать его травинкой, поднести к яркому цветку. При этом надо несколько раз подряд называть эти предметы: “Это веточка. Где веточка? Вот она!”

Космонавты

Положить карапуза животиком на руки родителя и отправиться “ в полет”: легонько кружить малыша в разные стороны на разной высоте. Можно при этом издавать гудящие звуки или рассказывать: “Маша летает, ой как высоко взлетела! А теперь снижаемся”.

Песок

Посадить малыша (ближе к полугоду, если научился сидеть) в песочницу. Пусть он перебирает, пересыпает песок.

С 6 до 9 месяцев

Обычно первые игры на улице предлагают с 6 месяцев, когда малыши уверенно сидят в коляске. Карапузы любят подражать родителям и “изучать” свойства предметов.

Песочница

Приготовить лопатку, формочки, ведерко. Учить набирать песок совочком и ссыпать его в ведерко. Пусть потом малыш сам высыпет из него песок в песочницу.

Прятки

Неглубоко в песке зарыть мелкие игрушки. Показать ребенку, как их можно найти: разрыть песок руками или откопать лопаткой.

Аленький цветочек

Поднести кроху к клумбе с яркими цветами. Наклониться и понюхать цветок: “Ах! Как приятно пахнет веточек”. Малышу понравится подражать папе или маме, повторяя за ними их действия и восклицая “Ах!”.

С 9 до 12 месяцев

В этом возрасте малыши начинают активно перемещаться на четвереньках или учатся ходить.

Поэтому им важно находиться на большом уличном пространстве, чтобы оттачивать навыки и развивать свою координацию.

Тяни и толкай

Взять на прогулку игрушку с длинной ручкой и идти впереди, побуждая карапуза толкать ее по дорожке. А можно вручить малышу машинку на веревочке и идти следом за ним, “пытаясь” поймать ее.

Мыльные пузыри

Взрослые выдувают пузыри, а малыш их догоняет. Затем стоит дать ребенку самому надуть мыльный пузырь.

Камешки

Приготовить небольшие камешки и показать малышу, как их выкладывать один за другим по краю скамейки. Пусть он сам попробует выложить “дорожку”.

Рисунки

Показать малышу, как рисовать мелками на асфальте. Пусть он попробует самостоятельно провести линию. Затем можно учить рисовать круги, закрашивать и т.д.

Ловим мяч

Взрослый катит мяч по земле, а карапуз догоняет его. Затем пусть самостоятельно бросает мячик и ловит его. Также стоит показать, как пинать мяч ногой, чтобы он покатился.

С 1 до 2 лет

Малыш стремится к самостоятельности и пополняет словарный запас. Кроме того, совершенствуется координация движений. Рекомендуется предложить ребенку такие игры.

Горка

Учить малыша самостоятельно забираться на горку и скатываться с нее. Лучше это делать, когда рядом нет других детей. Можно приговаривать так:

Нам домой идти не годится,
Мы надумали с горки прокатиться,
Горка, горка, крутенька,
Покатай нас хорошенько.

Кузовок

Разложить на скамейке на равном расстоянии мелкие игрушки. Пусть малыш пройдет по ней и соберет эти предметы. Если он хорошо справляется, можно дать в руки ребенку корзинку или ведерко. Пусть он сразу складывает игрушки туда. Еще более сложный вариант: разложить предметы не только на скамейке, но и на земле.

Несу, несу кузовок,
Иду за ягодой в борок,
Нет в бору ягодки,
Нет в бору красной.
Несу, несу кузовок,
Иду за грибами в борок,
Нет грибов в бору,
Наберу мураву.

Дорожка

Соорудить с малышом дорожку из круглых камешков, песка, чистой неглубокой лужицы, травы и т.д. Пусть ребенок потопает по дорожке босиком.

Топ, топ
Во весь дух,
Топаю за двух,
Топ, топ,
Топочок,
Разудалый казачок.

Совы и воробьи

В эту игру стоит играть всей семьей. Пока ведущий читает стихотворение, “совы” и “воробьи” изображают себя согласно тексту. Стоит обязательно похвалить ребенка за проявленный артистизм во время забавы.

Сова к воробью приходила,
Гостинчик приносила.
Славный гостинечек —
Румяный пирожочек.
Пирог на стол положила,
Стол дубовый подломила.
Воробейка испугался,
Из избушки вон бросался.
А сова вдогон кричит,
Словно в трубу трубит:
«Стой-ка, воробей, не бегай,
У меня пирог отведай!
Пирог сдобен, пропечен,
Медом-патокой сдобрен».

Кузнечики

Понаблюдать за кузнечиками в траве. Пусть ребенок изобразит их движения. Можно загадать такую загадку:

С ветки — на тропинку,
С травки — на былинку,
Прыгает пружинка,
Зелененькая спинка.

С 2 до 3 лет

Ребенок в этом возрасте учится правилам, а также играм с окружающими детьми.

Он подвижен, любознателен и легко учится новому.

Дождик

Взрослый выбирает “домик” (скамейку, песочницу и т.д.). По команде: “Солнышко светит” ребенок прыгает, бегает, кружится. Когда ведущий говорит “Кап-кап, дождик пошел!”, малышу нужно бежать в “домик”. Можно дополнить игру таким стишком:

Дождик, дождик, веселей,
Своих капель не жалей!
Но по крыше не стучи,
Нам головки не мочи!

Мышеловка

В эту игру играют большой компанией. По считалочке выбирают “мышку”. Остальные дети берутся за руки и ходят по кругу в хороводе. “Мышка” должна бегать у них под руками, забегать и выбегать из круга. По команде взрослого “мышеловка” захлопывается. Если “мышка” попалась, то она меняется местом с другим участником.
Во время движения “мышеловки” можно произносить такие слова:

Нам вы, мышки, надоели!
Доберемся мы до вас!
Нашей славной мышеловкой
Переловим вас сейчас!

Прямое попадание

Подготовить ящик или корзину, а также мячики разного размера. Пусть малыш поочередно забрасывает их в “цель”. Расстояние между корзиной и ребенком должно быть около 3 метров.

Ножки

Взрослый проводит черты на земле (это “старт”). Затем на расстоянии 20-25 шагов провести такую же черту (“финиш”).

Ребенок на старте смотрит и повторяет за взрослым движения.

Ножки-ножки
Бежали по дорожке,
Бежали лесочком,
Прыгали по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прибегали на лужок,
Потеряли сапожок.

Затем под слова стихотворения малыш на 2 ногах прыгает к финишу. С последним словом нужно остановиться, присесть на корточки и “поискать”сапожок. По команде “Нашли сапожок” нужно прибежать снова на старт.

Ловим!

Подготовить палочку, к которой привязан крепкий шнурок длиной около 50 см. На нее повесить легкий и удобный для ловли предмет (например, мягкий мячик или лоскуток). Малышу нужно подпрыгивать за этой игрушкой и ловить ее. Взрослый же пытается приподнять палочку так, чтобы “ловля” была затруднена.


Игра — важное средство для познания ребенком окружающего мира и своих ощущений. Малышам разного возраста подходят и разные развлечения. Маме и папе стоит учитывать не только умения своего ребенка, но и место и время проведения игр.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}
сервис аренды вещей