2018
Когда в доме подрастает несколько детей разного возраста, вопрос, как организовать их совместную игру и времяпрепровождение в целом стоит как никогда остро. Сегодня мы поделимся с вами идеями и советами по организации досуга и занятий с детками от 6 месяцев до 5 лет.
Содержание:
- Чем занять детей, пока младшему от 6 месяцев до 1 года
- Как организовать игру/занятие для нескольких малышей в возрасте 1–2 года
- Как организовать игры и занятия с детьми 3–5 лет
- Как организовать детей разницей больше 2-х лет
- Роль взрослых в детских компаниях
- Вместо вывода
Чем занять детей, пока младшему от 6 месяцев до 1 года
Процесс приучения детей к совместной деятельности нужно начинать с момента, когда младший сядет и поползет. Постепенно показывая, как можно вместе играть вы даете детям неоценимый опыт общения и закладываете фундамент для будущих совместных занятий.
С 6-ти месяцев младшего ребенка и до года предложите малышам следующие варианты:
- Гонки на четвереньках. Старший ребенок убегает от младшего на четвереньках, а младший его догоняет. Если разница между детьми небольшая, то они с удовольствием этим займутся. Часто даже дети старше 3-х лет с удовольствием играют в такую игру с маленькими братиками и сестричками, немного видоизменяя игру по своему усмотрению;
- Строитель и разрушитель. Поясните старшему ребенку, что он великий строитель и должен создавать башенки из кубиков или другого материала, а младший «крушитель» будет их разрушать. Если такая игра не устраивает старшего ребенка, то во время активного строительства предлагайте малышу рушить башни, выстроенные вами;
- «Где у ляли ручки?». Игра предполагает изучение старшим ребенком строения тела малыша. Спросите его, где у него ручки, после чего попросите показать, где они у мамы и маленького малыша. Уточните про другие части тела. Старшим детям этот вариант можно развить, спрашивая о расположении внутренних органов, их кратности, количестве и т. д. Внимательно следите, чтобы первенец не сделал крохе больно.
Чтобы старший малыш привыкал к работе вместе с младшим братом или сестрой, проводите занятия и игры в присутствии крохи, держите его на руках, давайте потрогать материалы и книги. Так, постепенно, дети привыкнут проводить время вместе и спокойно отреагируют на ваше предложение работать в команде.
Наблюдая за действиями старшего брата или сестры, второй ребенок быстрее будет осваивать разнообразные виды занятий и быстрее будет развиваться, запоминать слова и их значение.
На первом этапе знакомства детей с возможностью совместной игры рекомендуется как можно чаще хвалить старшего ребенка за правильное поведение, выполнение ваших просьб и стремление поиграть с младшим. Формирование положительного отношения первенца к времяпровождению в компании малыша поможет смягчить проявление ревности и избежать агрессии.
Как организовать игру/занятие для нескольких малышей (1–2 года)
Когда младшему ребенку исполняется один год, он начинает ходить и активно изучать окружающее пространство.
Игры в догонялки и занятия со старшим малышом нужно видоизменять, привлекая к общей деятельности и второго ребенка.
Готовя план развития для обоих детей, стоит учитывать потребности каждого из них, при обучении предлагать задания по возрасту.
Важным аспектом при обучении детей 1–2 лет является возможность каждого из малышей выполнить предложенные задачи, не испытывая сложности или скуку.
Чтобы выполнить это условие, хорошо предлагать одинаковое занятие, но действия разграничивать. Давайте рассмотрим некоторые примеры объединения детей одинаковой деятельностью, но разными заданиями, в зависимости от цели.
Рисование
До трех лет рисование не имеет конкретной задачи по изображению предмета и строится на желаниях крохи.
Согласно рекомендованным для развития навыкам для разного возраста, ребенок к 2-м годам должен уметь рисовать горизонтальные и вертикальные линии; к трем это умение дополняется способностью объяснить, что малыш хочет изобразить при помощи простых фигур и линий.
В группе из 2 и более детей возраста 1–2 лет можно предложить детям совместное рисование. Взрослый показывает младшему, как держать пишущий элемент, изображать линии, при этом разговаривая со старшим, обучает его правильному изложению собственных мыслей. Так происходит одновременное обучение детей необходимым для них навыкам.
Пазлы, бусины, прищепки, шнуровки
Чтобы организовать занятие с пазлами для детей до 2-х лет, предлагаются варианты на 2-4 детали, от 2 до 3 лет − 4-9, в соответствии с умением и возрастными требованиями. Если один из детей желает помочь второму, то не стоит препятствовать, лучше поддержать стремление сделать что-то вместе.
При занятиях, направленных на развитие мелкой моторики, детям предлагаются похожие по смыслу задания, но их сложность варьируется в зависимости от умений. Нанизывание бусин, использование прищепок и шнуровок занимает детей разных возрастов. Годовалому крохе можно предложить снимать прищепки с заготовки, а старшему – соединять прищепками подходящие детали; младший может нанизывать крупные детали, а старший – мелкие; первенец шнурует заготовку, а второй ребенок вынимает шнурочки из другой.
Занятия с одними и теми же предметами, а суть разная. Каждый выполняет то, что может в силу своего возраста.
Пластилин
Малыш до 2-х лет только учится использовать эти виды творчества, мама при занятии держит кроху на коленях и водит его ручкой, показывает простые действия. Ребенок от 2 до 3 лет уже обладает необходимым навыком, чтобы сидя рядом, скатывать колбаски и лепить простые формы. Для коллективной работы можно предложить обоим малышам из полученных ими форм составить картину из пластилина.
Чтобы избежать конфликта, каждый из них работает на своей стороне будущего шедевра или нанесение элементов проходит поочередно.
Чтение
Это полезное для всех детей занятие можно использовать для совместного времяпрепровождения. Так можно предложить старшему ребенку рассказать по картинкам сюжет истории, младший с интересом будет его слушать и будет учиться формировать собственные мысли, повторяя за братом или сестрой простые слоги или слова.
Удобнее всего читать книгу, усадив детей с разных сторон от себя, чтобы оба малыша видели текст и картинки. Во время процесса останавливайтесь и задавайте вопросы поочередно каждому из малышей, исходя из их знаний. Младший может показывать на героя, а старший говорить, какого цвета одежда у героя, что происходит на картинке.
Ролевые игры
Ближе к трем годам у старшего ребенка все чаще проявляется необходимость в играх по ролям. Для реализации потенциала хорошо предлагать играть в разные профессии, показав первенцу, как нужно руководить игрой.
Хорошо подходят варианты врач и пациент, учитель и ученик, продавец и покупатель, мама и ребенок. Чем больше ролевых игр будут использовать дети в коллективной деятельности, тем быстрее они научатся общаться между собой, находить компромисс в спорных моментах.
Конструирование
Ближе к 1,5 годам у младшего ребенка период разрушения всего окружающего потихоньку переходит в жажду созидания. Предложите малышам построить совместный замок, при этом показывайте младшему, как нужно ставить детали и расскажите старшему, как важно находить компромисс.
Изучение нового материала
Чтобы не упустить время и обучать детей согласно их возрасту, хорошо проводить занятия одновременно. При этом, изучая новые для младшего ребенка знания, старший будет повторять уже пройденный материал. Во время изучения новых для старшего ребенка картинок младший с интересом вас послушает и узнает много нового раньше.
Карточки, методички, книжки с заданиями по возрасту можно использовать с обоими детьми, при этом активно привлекая обоих. Хорошо, когда старший рассказывает младшему, что нарисовано, развивая собственную речь, а младший запоминает. Если процесс нравится детям, они показывают неплохие результаты, то обязательно хвалите обоих.
Развивающая деятельность без присутствия мамы
Важно в период от 1–2 лет обучить детей совместной игре, поиску занятий без помощи мамы. Для реализации этой цели достаточно создать условия, в которых дети смогут реализовывать в игре ранее изученное или увиденное.
Так, признанным лидером в совместных играх погодок или детей одного возраста является обустройство домика для игр. Это может быть приобретенный в магазине экземпляр или сделанный собственными руками из большой картонной коробки. Дети без проблем находят множество разнообразных вариантов использования такого игрового пространства, где не нужно присутствие взрослых.
Все предложенные варианты прекрасно подходят для организации обучающих занятий, но нужно иметь в виду, что дети до 3-х лет не сильно нуждаются в обществе сверстников и на первом месте для них всегда находится взрослый, поэтому даже при самостоятельных играх малышей не стоит оставлять одних в комнате на продолжительное время.
Особенность детей до 3-х лет в низкой концентрации на предложенной деятельности, раннее приучение к творческому проявлению собственного «Я» (рисование, лепка, конструирование) способствует формированию этого важного навыка, а смотря друг на друга, дети научатся удерживать свое внимание быстрее, чем сверстники, которые растут одни.
Как организовать игры и занятия с детьми 3–5 лет
Организация совместной деятельности детей 3–5 лет при первичном умении играть вместе не составляет большой сложности. В этом возрасте большинство детей посещает детский сад и уже имеют большой опыт в изобретении интересных занятий для двоих.
Для малышей, которые не посещают дошкольное учреждение, роль генератора идей выполняют взрослые.
После исполнения 3-х лет хорошо постепенно развивать игровую деятельность по пути ее преображения в более спокойные занятия по типу уроков с игровыми элементами. Если детям до 3-х лет рабочее пространство было не столь необходимо, то в этом возрасте это обязательное условие для комфортного обучения.
Подготовка материалов для изучения должна проводиться более тщательно, основываясь на имеющихся навыках и умениях каждого ребенка. В некоторых темах погодки или дети одного возраста могут быть на одном уровне, поэтому можно применять соревновательный принцип выполнения заданий.
Но не стоит им злоупотреблять, если разница в возрасте есть, то к младшему ребенку лучше применять меньше требований, подбадривая его желание достигнуть уровень старшего.
Если при одинаковых заданиях младший ребенок недоволен своим результатам, не стоит его сравнивать с первенцем, подчеркните, что когда братик или сестричка был(а) в возрасте крохи, то у них тоже не все получалось, придет время и малыш научится все делать хорошо!
В возрасте 3-х лет дети начинают интересоваться играми со своими сверстниками и приносят в них собственные идеи и варианты. Для погодок и близнецов этот процесс происходит немного раньше и обусловлен постоянным присутствием коллеги по играм. Используя уже наработанный опыт совместного времяпрепровождения, маме или другому взрослому не составляет труда организовать с детьми совместные игры и занятия.
В возрасте 3–4 лет активизируется процесс активного познавания мира, развития речи и творческих способностей. Когда в семье есть 2 малыша этого возраста занятия хорошо проводить, непосредственно развивая:
- разговорную речь;
- мелкую моторику;
- творческие способности каждого малыша;
- слух.
Но стоит иметь в виду, что каждый из детей обладает индивидуальностью, интересы и предпочтения каждого из них нужно учитывать. Если один из малышей любит рисовать, а второй – лепить, желательно предоставлять им возможность в равной степени заниматься любимым делом.
Есть два варианта. Если предпочтения обоих крошек сочетаются, то можно в одно время давать им возможность заниматься наиболее желанным делом или чередовать занятия через день, чтобы каждый мог развиваться в своем направлении.
Разговорную речь рекомендуется развивать, предложив крохам обсуждать картинку, читая им книгу и предлагая поработать над сюжетом (придумать продолжение, рассказать события по цепочке, сделать выводы), активно обсуждая происходящие события и действия.
Предлагайте каждому из детей вносить свой вклад в обсуждение или построение цепочки событий. Если уровень развития речи у детей сильно отличается, то предлагайте начинать обсуждение малышу с меньшим запасом слов, а второй пусть дополняет и развивает мысль.
Важную роль в развитии творческих способностей детей 3–5 лет играет разнообразие видов деятельности. Хорошо, если малыши не только выполняют разнообразные задания, но и помогают маме подготавливать материал. Прекрасно сочетается прогулка по лесу для изучения природы со сбором материалов для будущих поделок, изучение математических основ с заготовкой вырезных форм для аппликаций.
Творческие занятия с детьми старше 3-х лет включают в себя не только создание предметов или произведений, но и активное обсуждение всех деталей, действий. Во время работы хорошо дополнительно рассказывать подходящий развивающий материал, составляя аппликацию из вырезных фигур, объясняйте основы геометрии, рисуя зайчика или лисичку – о природе и животных и т. д.
Чтобы развивающее занятие прошло с большей пользой, после завершения каждого рисунка поделки нужно обсудить полученное, узнать, какую идею ребенок вкладывал в предмет творчества.
Организовать детей можно и на улице, предложив им совместное строительство замка из песка летом или из снега зимой, научив командным играм в догонялки, салки и т. д. Хорошо, когда к такому занятию подключаются и другие дети во дворе. Основным условием для организации совместной игры является четкое понимание заданных правил всеми участниками.
Как организовать детей с разницей больше 2-х лет
При организации детей приблизительно одного возраста готовятся похожие задания для каждого ребенка. При необходимости организовать малышей, разница между которыми составляет более 2-х лет, необходимо готовить каждому из детей свой набор задач, которые будут использоваться. Чтобы различать материалы между собой, удобно раскладывать их в разные папки или коробки.
Организация одновременных занятий с детьми разного возраста требует от мамы умения воспринимать сразу два призыва, ведь оба ребенка будут заняты учебной деятельностью в одно время. Следует отвечать на все поступающие вопросы и не игнорировать их, чтобы не расстроить малыша и не получить вместо полезного занятия истерику.
Принцип подготовки и организации обучающего занятия строится на важных для каждого из детей навыках. Так, в одно время можно предложить младшему заняться рисованием, изучая со старшим счет. Читая интересную для старшего книгу, предложить младшему заняться шнуровкой. Обучая младшего понятиям один-много, проводя обучение при помощи методик, которые требует активного объяснения, хорошо привлекать старшего ребенка к объяснению и наглядной демонстрации изучаемых предметов. При этом можно предложить первенцу рассказать необходимый материал вместо взрослого, так он сможет потренировать умение ясно излагать свои мысли и повторит ранее изученное.
Принцип одновременных занятий с детьми разного возраста строится на чередовании у обоих малышей спокойных и активных заданий.
Чтобы обучение проходило активно, необходимо тщательно готовиться накануне, продумывая несколько возможных вариантов развития событий. Каждый из детей может отказаться от предложенной заготовки и изъявить желание заняться чем-то другим, нужно быть готовым предложить в это время второму малышу участвовать в вашей игре или заняться подходящим для него занятием.
Когда в семье растут дети с разницей в возрасте более 3-х лет их так же нужно обучать играть вместе, как и погодок. Главное отличие заключается в осуществлении обучения старшего ребенка брать главенство в игре на себя и руководить действиями младшего. Но не стоит сильно напирать. Старший ребенок по типу характера может не быть сильным лидером и от вашего давления испытывать дискомфорт. Некоторым детям очень нравится играть с младшими братьями и сестрами в простые игры, которые не требуют хитрых схем.
Не стоит считать, что от такого времяпрепровождения старший ребенок утратит свои знания. Вероятнее всего, ему комфортнее принимать правила игры от более сильного по характеру второго ребенка.
Роль взрослых в детских компаниях
Конечно, организуя игры и занятия между двумя или более детьми, не стоит забывать, какую роль играет взрослый в этом процессе. Взрослый для дошкольников выступает в нескольких ролях одновременно:
- Руководитель;
- Учитель;
- Судья;
- Родитель;
- Образец.
Все эти роли в глазах малышей взрослый одновременно использует.
Чтобы помочь детям наладить отношения, научить их командной игре, нужно запомнить несколько принципов поведения с компанией детей:
- Четкие указания. Видя в маме или другом взрослом лидера группы, дети воспринимают все указания как от руководителя. Для организации совместной деятельности важно уметь правильно пояснить, что нужно сделать, раздать каждому из детей четкие указания;
- Несложные объяснения. Постарайтесь обучать простыми словами и выражениями, доступными для каждого из малышей. Если вы почувствуете, что кто-то из них не понимает определенных понятий, постарайтесь переформулировать предложение или дайте возможность второму малышу пояснить за вас;
- Справедливость к каждому ребенку. Дети очень чувствительны к проявлениям отношения к ним, справедливости наказания и поощрения. Организуя общие занятия, нужно всегда помнить о равенстве каждого ребенка. Не сравнивайте и не принижайте достижения малышей;
- Понимание и сочувствие. Не всегда все получается с первого раза, многие дети сильно расстраиваются из-за неудач. Постарайтесь не проявлять своего разочарования, а с пониманием отнестись к расстройству ребенка. Объясните, что для достижения результата нужно проявлять усердие, тренироваться, и все получится;
- Пример для подражания. Дети копируют поведение взрослых, если во время игры или занятия вы будете проявлять равнодушие и незаинтересованность, то дети быстро устанут от предложенной игры.
Понимая свою роль для детей в коллективе, взрослому, занимающемуся организацией занятий и игр между детьми разного возраста, проще понять, как вести диалог, выстраивать отношения. Осознав и приняв свое место в детских играх, легко пояснять не только необходимый материал, но и другие важные для развития детей навыки: общения, решения конфликтов, умение вести совместную деятельность.
Вместо вывода
Воспитание одновременно нескольких детей − сложный, но интересный процесс, который требует от мамы приобретения такого важно навыка, как умение реагировать сразу на несколько вызовов. Вначале может казаться, что ничего не получается, дети не хотят играть вместе или следовать предложенному пути развития. Но не стоит расстраиваться и падать духом. Все сложности преодолеваются, а начальное отрицание перерастает в отличную командную игру, если мама или другой взрослый заинтересованы в результате, стараются создать подходящие условия и имеют желание научить.
Планируйте, придумывайте и внедряйте в жизнь своих детей всевозможные варианты совместной работы и через короткое время в вашем доме будет чаще звучать громкий смех и топот ног, а не крики и попытки отобрать друг у друга игрушку.