06Июл
2015
0
отучить ребенка от нецензурных слов

Маленькие дети совсем, как губки впитывают все вокруг себя. Каждый день они узнают новые слова и с радостью добавляют их в свой лексикон. К сожалению, не всегда это только хорошие слова. Да, речь идет о бранных и нецензурных словах и выражениях, которые неожиданно появляются в лексиконе наших малышей! Не волнуйтесь, многие родители через это проходили. Так что сегодня мы разберемся, как можно отучить ребенка от нецензурных слов.

Содержание статьи:

Откуда берутся плохие слова в речи ребенка и какими бывают

Первоочередной задачей взрослых, которые столкнулись с употреблением отпрысками мата является определение происхождения нежелательного слова. Ведь даже проведя разъяснительную работу, но не исключив повторного столкновения с нежелательными словами, невозможно противостоять системе. Дети чаще всего повторяют слова, которые слышат:

  • От родителей или родственников;
  • От сверстников;
  • От взрослых, которые приходят в гости или общаются с родителями;
  • От случайных прохожих.

В зависимости от происхождения слова стоит задуматься не только над работой с ребенком, но и над минимизацией возможного контакта с людьми, использующими такие выражения.

Если неприличные слова используете вы сами, не стоит удивляться, что ребенок будет их повторять.

Пример родителей и других родственников − самый яркий. Прежде чем ругать малыша и пытаться объяснить ему неприемлемость такого поведения, постарайтесь исключить такие слова из собственного лексикона, поговорить с близкими, которые их используют.

Часто дети слышат слова от своих сверстников в саду или школе. Бороться с такими проявлениями нужно исходя из возраста крохи.

  • Если это дошкольник, то часто хватает простых объяснений, разговора с воспитателем или тактичное обсуждение сложившейся ситуации с родителем ребенка, употребляющего нехорошее слово. Но не стоит вести диалог в попытке научить человека или воспитать. Постарайтесь высказываться аккуратно, ведь мало, кому нравится, когда их учат.
  • Со школьниками стоит прибегать к подходам, которые минимизируют использование негативных слов, решают причины возникновения необходимости употребления мата. Школьники уже прекрасно понимают важность правильного поведения в обществе и об употреблении ими нецензурных слов родители часто узнают от учителей или других взрослых. Поэтому, если ребенок перед вами не использует нехороших слов, не нужно быть уверенным, что выходя из дома, он не употребляет их с друзьями. Проведение профилактических бесед важно – рекомендуется разговаривать на эту тему, если вы столкнетесь с употреблением не цензурных выражений другим человеком.

В ситуации, когда ваши друзья или знакомые ругаются матом в присутствии детей, стоит просто поговорить с ними, попросив не употреблять неприемлемые слова при ребенке.

С прохожими бороться невозможно, поэтому вашим соратником станет слово, которым вы донесете до ребенка необходимость остерегаться нецензурных слов. Показывая свое негативное отношение к брани, вы делаете первый шаг к исключению таких слов из лексики малыша. А при использовании разных методов воспитания, убедите кроху, что чистый, литературный язык красит человека, а использование мата портит впечатление.

Почему дети так быстро запоминают бранные слова

Одним из вопросов, который волнует родителей является скорость запоминания таких слов. Кажется, что для усвоения обычных выражений требуется больше времени, чем на воспроизведение единожды услышанного «нехорошего» изречения. Почему так происходит? Дело в эмоциональной окраске большинства ругательных слов и манере их использования. Чаще всего, выражая негативное отношение к предмету или используя мат для окраски предложения, взрослые и дети пользуются жестами, мимикой, интонацией, которые дополнительно делают мат более ярким. Такое употребление новых для ребенка слов привлекает.

Дети, как губка впитывают все вокруг себя, каждый день узнавая и запоминая новые слова, они с легкостью начинают вплетать их в узор своей речи. А, если слово имеет окраску, редко употребляемое и при этом никогда не воспроизводимое родителями, то крохе хочется показать свою важность и наученность, удивить родителей.

Большинство дошкольников выпячивают новое знание, произнеся новое слово, смотрят на реакцию, ждут одобрения. Школьники и подростки уже стараются держать маску перед родителями. Они обладают опытом и не стремятся показать знание, так как, если сами взрослые не употребляют матерных слов, то дети уже подсознательно чувствуют подвох. Школьники и подростки используют бранные слова в своем окружении, чаще всего стремясь доказать своим сверстникам свою осведомленность и «крутость», а родители узнают об этом от учителей или других взрослых.

Как бороться с неприличными словами в лексиконе детей разного возраста

В каком бы возрасте ваш ребенок ни был, проводить работу по искоренению нежелательных слов из оборота необходимо. Но при этом стоит учитывать возраст отпрыска, цели использования мата и специфику психики в определенном возрасте.

Дети до 3-х лет

Появление в речи ребенка до 3-х лет нежелательных оборотов чаще всего вызвано употреблением таких слов родителями или другими взрослыми. Использование матов происходит бессознательно, на уровне подражания в ролевой игре. При помощи таких слов малыши стремятся разнообразить собственный мир, заимствуя примеры у окружающих их людей. Иногда родители совершают ошибку, оставляя такое поведение без внимания, в надежде, что с возрастом все пройдет и малыш самостоятельно поймет, как поступать правильно. Чтобы побороть эти проявления нужно соблюсти несколько условий:

  • Не пытаться кричать и ругать кроху за использование нецензурных слов. Малыш не поймет, что он сделал не так;
  • Объяснить, что употребление бранных слов − некрасиво, стыдно, неправильно. Лучшим вариантом будет рассказать сказку или историю, в которой подчеркивается, что плохо использовать нецензурные слова;
  • Выяснить происхождение слов в лексиконе малыша. Если причина дома, то научиться контролировать собственные эмоции, даже в нестандартных ситуациях. В саду поговорить с воспитателем. В случае, если слова почерпнуты из телевизора, исключить их просмотр в присутствии ребенка или фильтровать просматриваемые передачи.

Дети от 3 до 6 лет

Если употребление нецензурных слов детьми до 3-х лет происходит не осознано, то дети старшего дошкольного возраста используют такие слова уже более осознанно, пытаясь решить некоторые вопросы. Среди наиболее часто встречаемых причин употребления матерных слов у детей от 3 до 6 лет:

  • Протест против требований родителей;
  • Привлечение внимания;
  • Проверка границ терпения.

В возрасте 3-х лет дети переживают первый личностный кризис и его последствия могут преследовать ребенка еще несколько лет. Если в этот период в речь крохи закрались нехорошие слова, то родители должны попытаться донести до ребенка мысль, что употребление этих выражений неприемлемо, некультурно. Психологи рекомендуют предлагать ребенку заменить слова другими, которые будут выражать тот же смысл, но не иметь отношения к ругательствам.

Дети 6-10 лет

Дети младшего школьного возраста уже достаточно хорошо осведомлены о различных запретах, понимают разницу между хорошим и плохим поведением. Использование мата в этом возрасте чаще всего происходит из желания самоутвердиться, стремления выглядеть старше, быть похожим на старшеклассников. Копируя поведение, стараясь стать частью взрослого мира, ребенок 6-10 лет стремится добиться уважения, приобрести дополнительную уверенность в своих силах, противостоять сложным ситуациям. Нецензурные слова ассоциируются со взрослым миром и их употребление, по мнению ребенка, придает самостоятельности.

В этом возрасте стоит уделить особое внимание на отношение малыша со сверстниками, позицию в коллективе, получение ребенком достаточного внимания со стороны родителей. Психологи отмечают, что чаще всего, зная о недопустимости употребления бранных слов, дети 6-10 лет используют их как своеобразный бунт, попытку быть наравне со взрослыми.

Чтобы побороть такое явление, рекомендуется:

  • Поговорить с ребенком, узнать, почему он так себя ведет, где он слышит нецензурные слова и зачем их употребляет;
  • Избегать излишней эмоциональности, наказаний, упреков и выводов об испорченности крохи. Если использовать негативную форму искоренения мата, то малыш не перестанет ругаться, будет просто скрывать это от вас. Целью должно быть полное искоренение нежелательных слов их лексикона;
  • Дать ребенку максимум своего внимания и заботы. Проводить с ним как можно больше времени, рассказывая о важности нормальной речи, при этом стараться исключить поучительную тональность. Если малыш упрекнет вас в употреблении нецензурных слов, то не нужно обрывать разговор или уходить от ответа. Извинитесь перед ним, при этом проявив стыд. Покажите, что вы считаете такое поведение неприемлемым, стесняетесь своей слабости. Правильная реакция на упрек со стороны ребенка поможет выработать понимание, как правильно реагировать на сложные вопросы, понять, что употребление матерных слов – слабость и несдержанность;
  • В случае интереса к смыслу нецензурных слов, постарайтесь объяснить и донести важность осторожного обращения с незнакомыми словами. Как иллюстрацию посмотрите фильм «Старик Хоттабыч» (1956г.). Отличный пример в этом фильме со словом «балда», которое главный герой неверно истолковал Хоттабычу, из-за чего сам оказался причиной насмешек.

Подростки

Подростковый возраст признан самым сложным периодом в жизни ребенка. Проявление возрастных изменений в психоэмоциональной сфере ребенка часто приводит к использованию нецензурных слов. Среди множества причин появления в речи таких выражений выделяются:

  • Способ проявления эмоций;
  • Защита от вызовов внешнего мира, прикрытие собственной беспомощности в некоторых вопросах;
  • Стремление казаться взрослее и опытнее;
  • Интерес к вопросам пола и взаимоотношений;
  • Нежелание подчиняться принятым нормам;
  • Желание быть как все;
  • Бедный словарный запас.

В большинстве случаев употребление мата подростком происходит не по одной причине, а как результат комплексного воздействия различных фактов. Чтобы отучить подростка ругаться матом, нужно осторожно помочь уже довольно взрослому ребенку осознать неправильность действий. Рекомендуется попробовать следующие варианты:

  • Помочь выплеснуть скопившуюся негативную энергию в различных спортивных соревнованиях, секциях. Организовывать разнообразные развлекательные мероприятия с участием друзей ребенка;
  • Позвольте немного побунтовать. Если нужно, пусть послушает громко музыку, но только в дневное время, хочется развлечься – помогите организовать праздник или вечеринку, так вы сможете незаметно проконтролировать. Постарайтесь показать, как можно справляться с различными трудностями, при этом старайтесь не иронизировать и не ущемлять достоинства подростка;
  • Если ребенок спорит с вами, доказывает свою правоту, то покажите ему, что уважаете его мнение, но делать это необходимо правильно. Объясняйте, показывайте причинно-следственные связи, будьте другом и советчиком, а не надзирателем и карательным органом. Ребенок проходит сложный период отделения от родителей, формирования собственного образа;
  • Без стеснения разговаривайте о вопросах, связанных со взаимоотношением полов, разъясните значение слов, которые употребляет ребенок. Если он почувствует уверенность в вопросах половых отношений, то ему не будет так интересно употреблять слова, связанные с этой сферой;
  • Объясните, почему люди приняли определенные нормы, как обязательные для исполнения, расскажите, что происходит, когда установленные принципы жизни нарушаются членами общества, как использование ругательных слов может повлиять на жизнь подростка;
  • Если ваш ребенок хочет быть как все, то нужно проводить беседу о важности выбора поступков, исходя из собственного ума. Объясните, что за все дела человек несет ответственность сам, и поэтому все поступки нужно делать, повинуясь собственным мыслям, а не следуя за толпой. Глядя на окружающих людей, можно совершить много ошибок, которые нужно будет исправлять;
  • К подростковому возрасту уже хорошо заметно, если ребенок мало читает и не изучает разнообразную литературу. Бедность речи проявляется в замещении необходимых слов на более емкие нецензурные аналоги. Помочь в такой ситуации может только усиленное развитие ребенка через просвещение, разговор, стимуляцию читательского интереса.

Обычно этих простых способов достаточно, но если они не помогают, то можно воспользоваться нестандартным подходом.

Подростку, который употребляет нецензурные выражения предложите почитать словарь нецензурной лексики. Психика человека устроена таким образом, что когда чего-то слишком много, оно приедается. Прочитав книгу, в которой на каждой странице огромное количество бранных слов, ребенок устанет от них, станет реже употреблять.

Показав малышу разнообразие выражений с негативной окраской, не забудьте подчеркнуть, что можно знать много таких слов, но настоящий талант в умении изъясняться, не используя их. Подростку можно рассказать, что уже довольно скоро он отправится в большой мир и потому, насколько красиво он сможет рассказать о себе и своих идеях, многие люди будут делать выводы. Хорошее впечатление – залог успешной карьеры, умение выражать свои мысли – шаг к успеху.

Учитывая особенности возраста при борьбе с нецензурными выражениями, можно добиться хороших результатов, но необходимо знать и некоторые правила предупреждения появления этих слов в лексике.

Общие рекомендации по борьбе с нецензурными выражениями у детей

  • Речь родителей. Чтобы избежать использования бранных слов ребенком, необходимо следить за своими лексиконом, стараться избегать нежелательных выражений, контролировать себя в нестандартных ситуациях;
  • В любых ситуациях показывать ребенку, что использование матов вам не нравится. Видя негативное отношение к употреблению некультурных слов, малыш будет стараться подражать вам;
  • Развивающее пространство, хобби, увлечения. Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, умелым, достойным, умел сопротивляться трудностям, необходимо с ранних лет пытаться найти сферу его увлечений и способствовать росту в направлениях, к которым он имеет склонности. Дети, которые занимаются в различных кружках, секциях и т. д. менее подвержены негативным факторам, влияющим на появление мата в лексиконе;
  • Внимание родителей. Сколько бы лет ни было вашему ребенку: 2 или 14, старайтесь максимально уделять ему внимание, разговаривать с ним на важные темы, проводить вместе свободное время. В семьях, где дети чувствуют себя частью семьи, обладают правом голоса и имеют обязанности практически не встречаются проблемы с употреблением нецензурных выражений;
  • Если ребенок употребляет бранные слова на людях, то не стоит проводить воспитательную беседу перед посторонними. Проигнорируйте этот факт, но обязательно, оставшись наедине, выясните, в чем причина такого поведения и объясните, что так делать нельзя. При повторном употреблении мата в общественных местах в личной беседе предупредите ребенка, что его нежелание понять правила поведения в приличном обществе, вынуждает вас не брать его с собой. Для закрепления воспитательного метода действительно один раз отправьтесь на мероприятие без него;
  • На детей школьного возраста хорошо воздействует отношение как к ребенку. Это задевает стремление казаться взрослым, и, если он четко поймет, почему вы так себя ведете, он будет стремиться следовать вашим рекомендациям;
  • Никогда не смейтесь, если отпрыск выражается нецензурно. Такая реакция может быть воспринята, как одобрение с вашей стороны и впоследствии будет сложно доказать обратное.

Полностью побороть употребление бранных слов ребенком очень сложно, слишком много людей не стесняется так выражаться, нарушать моральные принципы, но стремиться к этому нужно. Используя предложенные варианты профилактики и борьбы с проявлением нецензурных слов в лексиконе ребенка, вы сможете научить его исключать нежелательные слова из речи, понять, что это некрасиво. Чтобы победить желание воспользоваться емким нехорошим словом для выражения эмоций, с маленького возраста прививайте любовь к книгам, из которых малыш сможет почерпнуть множество красивых литературных фраз.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?