05Апр
2018
0
методики раннего физразвития ребенка

Вопросы физического развития детей первого года жизни в разной степени затрагиваются разными педагогами. Наиболее широко и доступно этот вопрос рассматривается в методиках:

  • Б.П. и Л.А. Никитиных;
  • Л. Китаев, М. Трунов.

Методика Никитиных: суть, плюсы и минусы

Основной идеей семьи Никитиных в развитии детей является создание развивающей среды, стимулирующей двигательную и умственную активность.

Воспитывая своих 7 отпрысков, авторы методики пришли к выводу, что желание познавать окружающий мир присуще всем малышам с рождения и роль родителей заключена в создании наиболее подходящих условий, стремлении поддержать природную любознательность.

Основные принципы методики Никитиных:

  • Отказ от предметов, ограничивающих движения ребенка: манеж, коляска;
  • Максимальная свобода и самостоятельность крохи;
  • Доступ к спортснарядам и тренажерам;
  • Активная поддержка со стороны родителей всех достижений ребенка.

Методика применима к детям, уже освоившим базовые навыки передвижения: ползание, сидение.

Плюсы методики:

  • Простота применения. Физическое развитие детей по этой методике доступно любому родителю, даже не обладающему познаниями в педагоге или физиологии;
  • Методика предлагает не только физическое, но и умственное развитие.

Минусы:

  • Не все дети до года положительно реагируют на довольно жесткий подход, предполагаемый методикой;
  • Творческое развитие ребенка не считается основой для гармоничного развития;
  • Отсутствие индивидуального подхода.

Методика Никитиных предполагает довольно большую свободу действий ребенка, родители выполняют роль организаторов развивающего пространства, не влияющих на интересы малыша, а показывающих разные варианты.

Методика Л. Китаева и М. Трунова

Одной из спорных, но пользующейся популярностью в среде родителей с малышами до года, является методика Леонида Михайловича Китаева и Михаила Викторовича Трунова, изложенная в книге «Экология младенчества».

Авторы твердо убеждены в необходимости использования врожденных рефлексов. Они предлагают использовать заложенные природой способности в особой динамической гимнастике.

Основанная на историческом опыте славян, методика предполагает подбрасывать, кружить, крутить вокруг себя малыша, предоставляя возможность выполнять все те движения, неподвластные в силу еще не обретенных навыков. По мере взросления отпрыска, базовые упражнения гимнастики заменяются на более совершенные виды, добавляются различные игры и упражнения на спортивном комплексе, где малыш пробует все интересующие его элементы для полного овладения собственным телом.

Плюсы:

  • Дети, с которыми использовали динамическую гимнастику вырастают более ловкими и сильными;
  • Снижается количество травм в старшем возрасте, благодаря хорошему пониманию возможностей своего тела.

Минусы:

  • При неосторожном использовании, необдуманности действий со стороны родителей возможны травмы;
  • Направления плавание и беби-йога невозможно применять в домашних условиях без поддержки профессиональных инструкторов.

Методика Л.Китаева и М. Трунова применяется буквально с рождения, используя принцип постепенного увеличения сложности используемых элементов, после полного освоения предыдущих. Не все родители обладают достаточной смелостью для превращения предложенных упражнений в жизнь.

Методика Никитиных и подход Л. Китаева и М. Трунова – яркие примеры неклассического подхода к физическому воспитанию детей. Большинство родителей чаще всего склоняются в пользу обычных упражнений, использующихся многие годы. К каким именно, читайте в статье «Упражнения для развития двигательных умений детей».

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?