2018
Вопросы физического развития детей первого года жизни в разной степени затрагиваются разными педагогами. Наиболее широко и доступно этот вопрос рассматривается в методиках:
Методика Никитиных: суть, плюсы и минусы
Основной идеей семьи Никитиных в развитии детей является создание развивающей среды, стимулирующей двигательную и умственную активность.
Воспитывая своих 7 отпрысков, авторы методики пришли к выводу, что желание познавать окружающий мир присуще всем малышам с рождения и роль родителей заключена в создании наиболее подходящих условий, стремлении поддержать природную любознательность.
Основные принципы методики Никитиных:
- Отказ от предметов, ограничивающих движения ребенка: манеж, коляска;
- Максимальная свобода и самостоятельность крохи;
- Доступ к спортснарядам и тренажерам;
- Активная поддержка со стороны родителей всех достижений ребенка.
Методика применима к детям, уже освоившим базовые навыки передвижения: ползание, сидение.
Плюсы методики:
- Простота применения. Физическое развитие детей по этой методике доступно любому родителю, даже не обладающему познаниями в педагогике или физиологии;
- Методика предлагает не только физическое, но и умственное развитие.
Минусы:
- Не все дети до года положительно реагируют на довольно жесткий подход, предполагаемый методикой;
- Творческое развитие ребенка не считается основой для гармоничного развития;
- Отсутствие индивидуального подхода.
Методика Никитиных предполагает довольно большую свободу действий ребенка, родители выполняют роль организаторов развивающего пространства, не влияющих на интересы малыша, а показывающих разные варианты.
Методика Л. Китаева и М. Трунова
Одной из спорных, но пользующейся популярностью в среде родителей малышей до года, является методика Леонида Михайловича Китаева и Михаила Викторовича Трунова, изложенная в книге «Экология младенчества».
Авторы твердо убеждены в необходимости использования врожденных рефлексов. Они предлагают использовать заложенные природой способности в особой динамической гимнастике.
Основанная на историческом опыте славян, методика предполагает подбрасывать, кружить, крутить вокруг себя малыша, выполняя с ним те движения, которые неподвластны пока ребенку в силу возраста и несформированности необходимых навыков. По мере взросления отпрыска, базовые упражнения гимнастики заменяются на более совершенные виды, добавляются различные игры и упражнения на спортивном комплексе, где малыш пробует все интересующие его элементы для полного овладения собственным телом.
Плюсы:
- Дети, с которыми использовали динамическую гимнастику, вырастают более ловкими и сильными;
- Снижается количество травм в старшем возрасте, благодаря хорошему пониманию возможностей своего тела.
Минусы:
- При неосторожном использовании, необдуманности действий со стороны родителей возможны травмы;
- Такие направления, как плавание и беби-йога невозможно применять в домашних условиях без поддержки профессиональных инструкторов.
Методика Л.Китаева и М. Трунова применяется буквально с рождения, используя принцип постепенного увеличения сложности используемых элементов, после полного освоения предыдущих. Не все родители обладают достаточной смелостью для воплощения предложенных упражнений в жизнь.
Методика Никитиных и подход Л. Китаева и М. Трунова – яркие примеры неклассического подхода к физическому воспитанию детей. Большинство родителей чаще всего склоняются в пользу обычных упражнений, использующихся многие годы. К каким именно, читайте в статье «Упражнения для развития двигательных умений детей».