04Апр
2020
0
Психическое развитие в 1-2 года

Позади первый год жизни малыша. 

Многих родителей интересует, как будет развиваться ребенок теперь, в возрасте 1-2 года.

Что должен уметь малыш к 2 годам? 

Как понять, соответствует ли норме его развитие? 

На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.

 

Содержание:

Особенности формирования нервной системы в 1-2 года

До того, как малышу исполнится годик, его психика развивается очень быстрыми темпами. 

В период от 1 до 2 лет ребенок все еще  продолжает активно меняться, хоть и не так бурно, как в период младенчества. Он так же осваивает очень много новых навыков. 

Наибольшее развитие психики сейчас связано с формированием речи и манипуляциями с игровыми предметами.

Годовалый ребенок учится воспринимать и анализировать получаемую информацию — из игр, общения, наблюдения и т.д.

Манипуляции с предметами позволяют малышу понять, как “работает” игрушка, что с ней можно делать и т.д. Для них сейчас — настоящее открытие, что маленький стаканчик полностью  прячется в большой стакан, а из 2 половинок можно составить целую картинку.

Через общение со взрослыми ребенок не только развивает речь, но и удовлетворяет свое любопытство, узнает новое об окружающих предметах и явлениях, а также учится распознавать эмоции и мимику.

Малышам очень нравится во всем подражать родителям. Это проявляется в том, что они “причесываются” перед зеркалом, как мама, “говорят” по телефону, как папа. 

С другой стороны, примерно после 1,5 лет, ребенок стремится начать все делать и решать сам, как настоящий взрослый. Например, ему важно настоять на том, во сколько и где он хочет лечь спать. 

Если же родители не примут его желание всерьез, их ждет бурный протест или даже истерика. Важно помнить, что это — не испорченный характер. Это — нормальный период в развитии психики карапуза, формирование его волевых качеств.

 

Что должен уметь ребенок в этом возрасте

Годовалый малыш активно и с большим удовольствием познает окружающий мир. А значит, у него появляются новые навыки. 

Ребенок развивает свои познавательные процессы, речь, эмоции. Он учится играть, активно двигаться и осваивает бытовые навыки.

Родителям важно помнить, что дети развиваются индивидуально, в своем темпе, и это нормально.

Вот какие изменения ждут малыша в период с 1 до 2 лет.

 

Познавательные процессы

К ним относятся: внимание, память, мышление и восприятие. Эти познавательные процессы тесно связаны между собой.

Восприятие

  • Малыши 1-2 лет активно изучают пространство вокруг себя. Им хочется все потрогать, попробовать, услышать, увидеть, узнать.
  • К концу этого периода дети понимают, что такое форма, величина, цвет. Они различают простейшие плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник), величины (большой-маленький, низкий-высокий и т.д.), основные цвета (4-8 шт).
  • В этом возрасте ребята учатся сортировать предметы по определенному признаку (например, по цвету).
  • Восприятие речи обогащает активный и пассивный запас речи ребенка. Чем больше родители будут с ним разговаривать, тем быстрее разовьется речь крохи.

Память

  • В возрасте 1-2 лет малыш не ставит себе цель что-то запомнить. Запоминание происходит спонтанно, вне его воли. 
  • Он запоминает то, что интересно, что произвело на него сильное впечатление.  Таким образом развиваются речь, ориентация в пространстве, бытовые навыки и т.д.
  • Родителям стоит помнить, что ребенку проще запоминать что-либо в игре и при многократном повторении.

Внимание

  • Внимание малыша пока еще очень неустойчиво. Он может концентрироваться на чем-то только 2-3 минуты.
  • После этого кроха переключается на новый предмет, который его заинтересовал в данный момент.
  • Дольше всего ребенок  может удерживать внимание в игре. 
  • В этом возрасте малышам сложно быстро переключиться с одного дела на другое (например, прекратить играть и начать собираться на прогулку).

Мышление

  • Годовалый ребенок хорошо осознает себя и окружающих. Он узнает себя в зеркале, знает свое имя, понимает свое место среди сверстников и семьи.
  • В его игре сейчас преобладают манипуляции с предметами. Так ребенок познает их свойства. При этом важно научить ребенка, как еще можно играть с игрушкой. Так он научится играм-подражаниям. 
  • В этом возрасте хорошо развивается целенаправленная деятельность. Например, малыш учится правильно пользоваться ложкой, строить башню из кубиков и т.д.
  • Ближе к 2 годам дети стараются  группировать предметы по цветам или форме.
  • В 2 года малыш знает цифры и может показать на пальцах свой возраст.

 

Становление речи

  • Самый значительный прорыв в развитии  малыша от 1 до 2 лет — в овладении речью. 

До года карапуз учился понимать речь взрослых, до 1,5 лет — накапливал словарный запас, а к 2 годам  он уже умеет строить небольшие фразы, склонять существительные, пользоваться предлогами, глаголами, прилагательными и т.д.

  • После 1 годика дети показывают знакомые предметы на картинках. 
  • Они стремятся повторить за взрослым новые звуки, слоги, слова. 
  • Им нравится познавать язык с помощью сказок, песенок, потешек и т.д.
  • Примерно в 1,5 года крохи начинают с удовольствием называть знакомые предметы. В произношении все еще могут быть неверные звуки. Также малыши могут путать местами слоги.
  • Речь ребенка начинает обогащаться мимикой, жестами, возгласами и т.д.
  • К 2 годам малыш владеет около 300 словами. Он понимает практически все слова, относящиеся к окружающим его предметам.
  • Некоторые дети в 2 года могут начать придумывать новые слова, а также формулировать вопросы.

 

Двигательное развитие

Двигательная активность и моторика тоже тесно связаны с психическим развитием крохи. Чем выше физическое развитие малыша, тем лучше развита его психика в целом.

  • В годик дети начинают самостоятельно ходить и перешагивать через препятствия.
  • Малышам нравится забрасывать игрушки в корзину, пинать или ловить мячик, карабкаться по лесенкам, висеть на перекладинах и т.д.
  • В этом возрасте дети учатся рисовать на листе линии карандашами.
  • Им интересно лепить из пластилина и песка, перебирать бусины и пуговицы.
  • При этом некоторые движения все еще могут оставаться неуклюжими, так как координация малышей только развивается.
  • Ближе к 2 годам некоторые малыши начинают бегать и прыгать.
  • Также к 2 годам ребята учатся двигаться задом наперед и ходить по бордюру.

 

Эмоциональная сфера

  • Дети второго года жизни любознательны, активны и обычно в приподнятом настроении.
  • В этом возрасте они очень восприимчивы к чужим эмоциям. Например, ребята начинают плакать, если рядом плачет кто-то другой.
  • Малыши этого возраста очень любят танцевать под музыку, петь песенки.
  • Им очень важно быть рядом со значимыми родственниками, они с трудом переносят долгую разлуку.
  • Ближе к 2 годам заметны такие различия. Мальчики более неусидчивы и самостоятельны, а девочки — скорее спокойны и уравновешенны, для них важнее одобрение взрослых.
  • Малыши пока еще не интересуются сверстниками. Они предпочитают играть в одиночестве.
  • Дети до 2 лет еще не умеют думать о чувствах других людей, они эгоцентричны.
  • Карапузам очень сложно сделать выбор, если им предложить несколько интересных занятий или предметов сразу. Они не умеют контролировать свои желания. 
  • Им сложно справляться со своими эмоциями (например, любопытством, гневом, восторгом). Они сильно огорчаются, бурно радуются и т.д.
  • Дети этого возраста очень любят слышать похвалу от родителей.
  • Для них сейчас очень важна самостоятельность. Они стремятся делать и решать все сами, как взрослые. 
  • Поэтому ближе к 2 годам они стремятся нарушить дозволенные границы, правила и запреты.
  • При этом, малыши в этот период — настоящие “консерваторы”. Для них очень важна стабильность. Например, соблюдение всех знакомых ритуалов, режима и т.д.

 

Игра

Игра ребенка в 1-2 года

Игровая деятельность в этом возрасте

  • Детям игра необходима для познания мира. Через предметно-манипулятивные игры они изучают  свойства предметов и причинно-следственные связи. 
  • Годовалому малышу интересно самому разобрать, сломать игрушку, чтобы “понять” ее внутреннее устройство и назначение.
  • При этом, чтобы ребенок  начал играть с игрушкой, ему надо показать, как именно это делать. Он будет повторять “шаблон” действий родителей.
  • Ближе к 2 годам начинает развиваться воображение. Малыш начинает сам  придумывать варианты манипуляций с игрушками.

 

Навыки самообслуживания

В возрасте от 1 до 2 лет карапузы с удовольствием осваивают навыки самообслуживания. Им очень нравится подражать взрослым.

  • Примерно после 1,5 лет малыши уже умеют самостоятельно мыть руки, причесываться, умывать лицо.
  • В этот же период дети учатся в одиночку и аккуратно есть ложкой.
  • К 2 годам дети начинают ходить на горшок.
  • Также в 2 года ребята умеют надевать и снимать простые вещи (шапка, носки, штаны и т.д.)
  • Малышам нравится оказывать помощь взрослым. Например, маленькие помощники  с удовольствием выложат продукты из пакета, принесут белье из стиральной машинки или  выбросят фантик в мусорку.

 

Что влияет на развитие психики?

Чтобы психика ребенка гармонично развивалась, важно создать для этого подходящие условия. 

В возрасте 1-2 года для развития психики очень важны общение со взрослыми и манипуляции с предметами.

  • Окружающее пространство должно быть богато разнообразными стимулами. Например, яркими интересными предметами, достаточным пространством для игр.
  • Малышам очень важно частое общение с взрослыми, положительные эмоции, улыбки.
  • В семье должна быть, по возможности, спокойная атмосфера.
  • Родителям нужно быть внимательными к потребностям ребенка. Например, дать ему интересующий предмет, показать, что это такое, рассказать о нем и т.д.
  • Стоит чаще бывать на прогулках, изучать новые места, играть в подвижные игры.
  • Рекомендуется сократить просмотр телевизора и компьютерных игр.
  • Важно рассказывать ребенку о происходящих событиях, явлениях. А также пояснять, какие чувства испытывают люди в тот или иной момент.

 

Как провести диагностику психического развития ребенка?

Основные показатели нормального развития психики малыша — это активное общение со взрослым и игровые манипуляции с предметами.

Чтобы понять, соответствует ли норме психика ребенка, надо обратить внимание на такие моменты:

  • понимает ли малыш речь взрослого;
  • берет ли он на себя инициативу в общении, зовет ли родителей поиграть вместе;
  • улыбается ли карапуз во время общения, использует ли  возгласы, жесты, мимику;
  • стремится ли повторить слова, слоги за взрослым; 
  • исследует ли он окружающие предметы, тянется ли к новому;
  • старается ли подражать взрослым — например, одевать и раздевать куклу;
  • пытается ли малыш добиться результата в игре (например, достроить пирамидку); 
  • просит ли при необходимости помощь у взрослых;
  • радуется ли ребенок, когда его хвалят.

Важно помнить, что дети растут в своем темпе, и показатели развития могут немного отклоняться от средних значений.  

Но все же следует обязательно проконсультироваться с врачом или дефектологом, если у ребенка есть тревожные симптомы. Возможно, малышу потребуются занятия для коррекции его психического развития. 

Вот что должно насторожить родителей, примерно в 1,5 года:

  • ребенок все еще не ходит самостоятельно;
  • он часто падает, плохо держит равновесие;
  • не может схватить мелкие игрушки;
  • малыш не следит взглядом за предметами;
  • не играет в подвижные игры;
  • не знает назначение простейших бытовых приборов (например, таких, как чашка, телефон);
  • кроха не интересуется новыми предметами;
  • не стремится играть;
  • он не устанавливает причинно-следственные связи;
  • ребенок не реагирует на свое имя;
  • избегает общения;
  • не различает эмоции окружающих;
  • малыш не понимает речь, обращенную к нему;
  • не отвечает на простые вопросы;
  • не произносит простейшие слова.

 

Помощь родителей в нервно-психическом развитии ребенка

Чтобы развить малыша, или скорректировать его психическое развитие, родители могут сделать следующее.

  • Нужно давать ребенку возможность самостоятельно делать что-то новое, принимать свои решения. 
  • Очень важно радоваться вместе с малышом его новым, пусть даже небольшим, успехам.
  • Полезно обсуждать с крохой произошедшее событие, рассуждать о причинах, эмоциях. При этом стоит рассказывать ему о своих чувствах и пояснять, какие чувства испытывает он.
  • Родителям необходимо как можно чаще общаться с малышом, интересоваться его мнением.
  • Следует помнить, что ребенку нужно пробовать что-то самому, ошибаться. Это обогащает его практический опыт.
  • Стоит каждый день знакомить ребенка с новыми словами, предметами, явлениями. А также объяснять новые вещи на знакомых понятных примерах.
  • Крайне важно не перегружать нервную систему ребенка.
  • Родителям нужно следить за своей дикцией, говорить плавно, четко и правильно.
  • Следует как можно чаще читать вслух малышу, петь песни, играть с ним в потешки.
  • Ребенку очень полезно развивать мелкую моторику — играть с песком, пуговицами, шнуровкой , лепкой и т.д.
  • Также немаловажно улучшать и  крупную моторику — лазить по лестницам, бросать мячик, играть в подвижные игры  и т.д
  • Обязательно нужно давать ребенку полноценный отдых — качественный ночной и дневной сон, спокойные игры перед сном, длительные прогулки на улице..
  • С детьми этого возраста будет полезно играть на узнавание и подражание.
  • Коррекционные и развивающие занятия не должны быть слишком долгими. Рекомендуется заниматься по 5-10 минут ежедневно.

Период жизни ребенка от 1 года до 2 лет — это время активного психического развития и освоения новых навыков. Чтобы помочь малышу правильно развиваться, стоит создать подходящие условия для этого и ежедневно с ним заниматься.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}