2020
Позади первый год жизни малыша.
Многих родителей интересует, как будет развиваться ребенок теперь, в возрасте 1-2 года.
Что должен уметь малыш к 2 годам?
Как понять, соответствует ли норме его развитие?
На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.
Содержание:
- Особенности формирования нервной системы
- Что должен уметь ребенок
- Что влияет на развитие психики
- Как провести диагностику
- Помощь родителей в развитии ребенка
Особенности формирования нервной системы в 1-2 года
До того, как малышу исполнится годик, его психика развивается очень быстрыми темпами.
В период от 1 до 2 лет ребенок все еще продолжает активно меняться, хоть и не так бурно, как в период младенчества. Он так же осваивает очень много новых навыков.
Наибольшее развитие психики сейчас связано с формированием речи и манипуляциями с игровыми предметами.
Годовалый ребенок учится воспринимать и анализировать получаемую информацию — из игр, общения, наблюдения и т.д.
Манипуляции с предметами позволяют малышу понять, как “работает” игрушка, что с ней можно делать и т.д. Для них сейчас — настоящее открытие, что маленький стаканчик полностью прячется в большой стакан, а из 2 половинок можно составить целую картинку.
Через общение со взрослыми ребенок не только развивает речь, но и удовлетворяет свое любопытство, узнает новое об окружающих предметах и явлениях, а также учится распознавать эмоции и мимику.
Малышам очень нравится во всем подражать родителям. Это проявляется в том, что они “причесываются” перед зеркалом, как мама, “говорят” по телефону, как папа.
С другой стороны, примерно после 1,5 лет, ребенок стремится начать все делать и решать сам, как настоящий взрослый. Например, ему важно настоять на том, во сколько и где он хочет лечь спать.
Если же родители не примут его желание всерьез, их ждет бурный протест или даже истерика. Важно помнить, что это — не испорченный характер. Это — нормальный период в развитии психики карапуза, формирование его волевых качеств.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте
Годовалый малыш активно и с большим удовольствием познает окружающий мир. А значит, у него появляются новые навыки.
Ребенок развивает свои познавательные процессы, речь, эмоции. Он учится играть, активно двигаться и осваивает бытовые навыки.
Родителям важно помнить, что дети развиваются индивидуально, в своем темпе, и это нормально.
Вот какие изменения ждут малыша в период с 1 до 2 лет.
Познавательные процессы
К ним относятся: внимание, память, мышление и восприятие. Эти познавательные процессы тесно связаны между собой.
Восприятие
- Малыши 1-2 лет активно изучают пространство вокруг себя. Им хочется все потрогать, попробовать, услышать, увидеть, узнать.
- К концу этого периода дети понимают, что такое форма, величина, цвет. Они различают простейшие плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник), величины (большой-маленький, низкий-высокий и т.д.), основные цвета (4-8 шт).
- В этом возрасте ребята учатся сортировать предметы по определенному признаку (например, по цвету).
- Восприятие речи обогащает активный и пассивный запас речи ребенка. Чем больше родители будут с ним разговаривать, тем быстрее разовьется речь крохи.
Память
- В возрасте 1-2 лет малыш не ставит себе цель что-то запомнить. Запоминание происходит спонтанно, вне его воли.
- Он запоминает то, что интересно, что произвело на него сильное впечатление. Таким образом развиваются речь, ориентация в пространстве, бытовые навыки и т.д.
- Родителям стоит помнить, что ребенку проще запоминать что-либо в игре и при многократном повторении.
Внимание
- Внимание малыша пока еще очень неустойчиво. Он может концентрироваться на чем-то только 2-3 минуты.
- После этого кроха переключается на новый предмет, который его заинтересовал в данный момент.
- Дольше всего ребенок может удерживать внимание в игре.
- В этом возрасте малышам сложно быстро переключиться с одного дела на другое (например, прекратить играть и начать собираться на прогулку).
Мышление
- Годовалый ребенок хорошо осознает себя и окружающих. Он узнает себя в зеркале, знает свое имя, понимает свое место среди сверстников и семьи.
- В его игре сейчас преобладают манипуляции с предметами. Так ребенок познает их свойства. При этом важно научить ребенка, как еще можно играть с игрушкой. Так он научится играм-подражаниям.
- В этом возрасте хорошо развивается целенаправленная деятельность. Например, малыш учится правильно пользоваться ложкой, строить башню из кубиков и т.д.
- Ближе к 2 годам дети стараются группировать предметы по цветам или форме.
- В 2 года малыш знает цифры и может показать на пальцах свой возраст.
Становление речи
- Самый значительный прорыв в развитии малыша от 1 до 2 лет — в овладении речью.
До года карапуз учился понимать речь взрослых, до 1,5 лет — накапливал словарный запас, а к 2 годам он уже умеет строить небольшие фразы, склонять существительные, пользоваться предлогами, глаголами, прилагательными и т.д.
- После 1 годика дети показывают знакомые предметы на картинках.
- Они стремятся повторить за взрослым новые звуки, слоги, слова.
- Им нравится познавать язык с помощью сказок, песенок, потешек и т.д.
- Примерно в 1,5 года крохи начинают с удовольствием называть знакомые предметы. В произношении все еще могут быть неверные звуки. Также малыши могут путать местами слоги.
- Речь ребенка начинает обогащаться мимикой, жестами, возгласами и т.д.
- К 2 годам малыш владеет около 300 словами. Он понимает практически все слова, относящиеся к окружающим его предметам.
- Некоторые дети в 2 года могут начать придумывать новые слова, а также формулировать вопросы.
Двигательное развитие
Двигательная активность и моторика тоже тесно связаны с психическим развитием крохи. Чем выше физическое развитие малыша, тем лучше развита его психика в целом.
- В годик дети начинают самостоятельно ходить и перешагивать через препятствия.
- Малышам нравится забрасывать игрушки в корзину, пинать или ловить мячик, карабкаться по лесенкам, висеть на перекладинах и т.д.
- В этом возрасте дети учатся рисовать на листе линии карандашами.
- Им интересно лепить из пластилина и песка, перебирать бусины и пуговицы.
- При этом некоторые движения все еще могут оставаться неуклюжими, так как координация малышей только развивается.
- Ближе к 2 годам некоторые малыши начинают бегать и прыгать.
- Также к 2 годам ребята учатся двигаться задом наперед и ходить по бордюру.
Эмоциональная сфера
- Дети второго года жизни любознательны, активны и обычно в приподнятом настроении.
- В этом возрасте они очень восприимчивы к чужим эмоциям. Например, ребята начинают плакать, если рядом плачет кто-то другой.
- Малыши этого возраста очень любят танцевать под музыку, петь песенки.
- Им очень важно быть рядом со значимыми родственниками, они с трудом переносят долгую разлуку.
- Ближе к 2 годам заметны такие различия. Мальчики более неусидчивы и самостоятельны, а девочки — скорее спокойны и уравновешенны, для них важнее одобрение взрослых.
- Малыши пока еще не интересуются сверстниками. Они предпочитают играть в одиночестве.
- Дети до 2 лет еще не умеют думать о чувствах других людей, они эгоцентричны.
- Карапузам очень сложно сделать выбор, если им предложить несколько интересных занятий или предметов сразу. Они не умеют контролировать свои желания.
- Им сложно справляться со своими эмоциями (например, любопытством, гневом, восторгом). Они сильно огорчаются, бурно радуются и т.д.
- Дети этого возраста очень любят слышать похвалу от родителей.
- Для них сейчас очень важна самостоятельность. Они стремятся делать и решать все сами, как взрослые.
- Поэтому ближе к 2 годам они стремятся нарушить дозволенные границы, правила и запреты.
- При этом, малыши в этот период — настоящие “консерваторы”. Для них очень важна стабильность. Например, соблюдение всех знакомых ритуалов, режима и т.д.
Игра
- Детям игра необходима для познания мира. Через предметно-манипулятивные игры они изучают свойства предметов и причинно-следственные связи.
- Годовалому малышу интересно самому разобрать, сломать игрушку, чтобы “понять” ее внутреннее устройство и назначение.
- При этом, чтобы ребенок начал играть с игрушкой, ему надо показать, как именно это делать. Он будет повторять “шаблон” действий родителей.
- Ближе к 2 годам начинает развиваться воображение. Малыш начинает сам придумывать варианты манипуляций с игрушками.
Навыки самообслуживания
В возрасте от 1 до 2 лет карапузы с удовольствием осваивают навыки самообслуживания. Им очень нравится подражать взрослым.
- Примерно после 1,5 лет малыши уже умеют самостоятельно мыть руки, причесываться, умывать лицо.
- В этот же период дети учатся в одиночку и аккуратно есть ложкой.
- К 2 годам дети начинают ходить на горшок.
- Также в 2 года ребята умеют надевать и снимать простые вещи (шапка, носки, штаны и т.д.)
- Малышам нравится оказывать помощь взрослым. Например, маленькие помощники с удовольствием выложат продукты из пакета, принесут белье из стиральной машинки или выбросят фантик в мусорку.
Что влияет на развитие психики?
Чтобы психика ребенка гармонично развивалась, важно создать для этого подходящие условия.
В возрасте 1-2 года для развития психики очень важны общение со взрослыми и манипуляции с предметами.
- Окружающее пространство должно быть богато разнообразными стимулами. Например, яркими интересными предметами, достаточным пространством для игр.
- Малышам очень важно частое общение с взрослыми, положительные эмоции, улыбки.
- В семье должна быть, по возможности, спокойная атмосфера.
- Родителям нужно быть внимательными к потребностям ребенка. Например, дать ему интересующий предмет, показать, что это такое, рассказать о нем и т.д.
- Стоит чаще бывать на прогулках, изучать новые места, играть в подвижные игры.
- Рекомендуется сократить просмотр телевизора и компьютерных игр.
- Важно рассказывать ребенку о происходящих событиях, явлениях. А также пояснять, какие чувства испытывают люди в тот или иной момент.
Как провести диагностику психического развития ребенка?
Основные показатели нормального развития психики малыша — это активное общение со взрослым и игровые манипуляции с предметами.
Чтобы понять, соответствует ли норме психика ребенка, надо обратить внимание на такие моменты:
- понимает ли малыш речь взрослого;
- берет ли он на себя инициативу в общении, зовет ли родителей поиграть вместе;
- улыбается ли карапуз во время общения, использует ли возгласы, жесты, мимику;
- стремится ли повторить слова, слоги за взрослым;
- исследует ли он окружающие предметы, тянется ли к новому;
- старается ли подражать взрослым — например, одевать и раздевать куклу;
- пытается ли малыш добиться результата в игре (например, достроить пирамидку);
- просит ли при необходимости помощь у взрослых;
- радуется ли ребенок, когда его хвалят.
Важно помнить, что дети растут в своем темпе, и показатели развития могут немного отклоняться от средних значений.
Но все же следует обязательно проконсультироваться с врачом или дефектологом, если у ребенка есть тревожные симптомы. Возможно, малышу потребуются занятия для коррекции его психического развития.
Вот что должно насторожить родителей, примерно в 1,5 года:
- ребенок все еще не ходит самостоятельно;
- он часто падает, плохо держит равновесие;
- не может схватить мелкие игрушки;
- малыш не следит взглядом за предметами;
- не играет в подвижные игры;
- не знает назначение простейших бытовых приборов (например, таких, как чашка, телефон);
- кроха не интересуется новыми предметами;
- не стремится играть;
- он не устанавливает причинно-следственные связи;
- ребенок не реагирует на свое имя;
- избегает общения;
- не различает эмоции окружающих;
- малыш не понимает речь, обращенную к нему;
- не отвечает на простые вопросы;
- не произносит простейшие слова.
Помощь родителей в нервно-психическом развитии ребенка
Чтобы развить малыша, или скорректировать его психическое развитие, родители могут сделать следующее.
- Нужно давать ребенку возможность самостоятельно делать что-то новое, принимать свои решения.
- Очень важно радоваться вместе с малышом его новым, пусть даже небольшим, успехам.
- Полезно обсуждать с крохой произошедшее событие, рассуждать о причинах, эмоциях. При этом стоит рассказывать ему о своих чувствах и пояснять, какие чувства испытывает он.
- Родителям необходимо как можно чаще общаться с малышом, интересоваться его мнением.
- Следует помнить, что ребенку нужно пробовать что-то самому, ошибаться. Это обогащает его практический опыт.
- Стоит каждый день знакомить ребенка с новыми словами, предметами, явлениями. А также объяснять новые вещи на знакомых понятных примерах.
- Крайне важно не перегружать нервную систему ребенка.
- Родителям нужно следить за своей дикцией, говорить плавно, четко и правильно.
- Следует как можно чаще читать вслух малышу, петь песни, играть с ним в потешки.
- Ребенку очень полезно развивать мелкую моторику — играть с песком, пуговицами, шнуровкой , лепкой и т.д.
- Также немаловажно улучшать и крупную моторику — лазить по лестницам, бросать мячик, играть в подвижные игры и т.д
- Обязательно нужно давать ребенку полноценный отдых — качественный ночной и дневной сон, спокойные игры перед сном, длительные прогулки на улице..
- С детьми этого возраста будет полезно играть на узнавание и подражание.
- Коррекционные и развивающие занятия не должны быть слишком долгими. Рекомендуется заниматься по 5-10 минут ежедневно.
Период жизни ребенка от 1 года до 2 лет — это время активного психического развития и освоения новых навыков. Чтобы помочь малышу правильно развиваться, стоит создать подходящие условия для этого и ежедневно с ним заниматься.