29Апр
    2020
    0
    Развитие психики в 3-4 года

    Малыш уже совсем взрослый, ему исполнилось 3 года.

    Как будет развиваться его психика в этот период?

    Как справиться с кризисом 3 лет?

    Какие игрушки стоит подобрать своему чаду?

    На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.

     

    Содержание:

    Развитие психики детей в 3-4 года

    Возраст 3-4 года — очень важный для развития психики ребенка.

    Именно сейчас закладывается основа его личности и формируются нравственные понятия. 

    Также этот возрастной период знаменуется кризисом 3 лет. Главный его результат — самосознание ребенка, отделение себя от родителей.

    Происходит значительный скачок и в развитии организма в целом.

    Трехлетний ребенок уже настолько хорошо развит, что может контролировать свое тело и делать несколько действий одновременно. А те навыки, которые он освоит за этот период, останутся с ним на всю жизнь. 

    Сейчас у него хорошо развивается крупная и мелкая моторика. Он продолжает активно изучать окружающий мир, интересуется явлениями, названиями, предназначением предметов и т.д.

    В 3 года детям очень нравится активно двигаться. Развивается их координация, выносливость, гибкость, ловкость.

    В целом, трехлетний ребенок находится в приподнятом настроении и стремится познавать мир.

     

    Интеллектуальная сфера

    Интеллект ребенка активно совершенствуется.

    В 3-4 года ребенок знает наизусть отрывки из любимых произведений. 

    У него активно формируются представления о предметах и их деталях. Ребенок учится изображать их с помощью рисунка или лепки. В поделке или рисунке пока что могут отсутствовать некоторые детали — это нормально. Ребенок начинает пользоваться разными цветами при раскрашивании. 

    В 3-4 года в норме ребята уже понимают, к какому полу относятся они и окружающие люди.

    Внимание

    В этом возрасте внимание все еще непроизвольное. 

    Детям сложно удерживать свое внимание на одном предмете. Зачастую они переключаются на что-то новое — то, что  их заинтересовало сию секунду.

    В среднем, ребенок способен удерживать внимание не больше 10-15 минут. 

    Но, если он увлечется игрой, то может не отвлекаться и полчаса, и даже час.

    Память

    Память сейчас также непроизвольная, как и многие другие психические познавательные процессы. 

    Ребенок, в основном, хорошо и надолго запоминает то, что его заинтересовало, удивило или даже испугало. 

    Трехлетние дети хорошо узнает предметы, но целенаправленно запомнить их пока не могут.

    Мышление

    В 3-4 года у ребенка все еще может преобладать наглядно-действенное мышление. Некоторым детям бывает нужен конкретный предмет, чтобы производить с ним действия. Это вовсе не говорит о задержке развития. Такой вариант — особенность нервной системы, которая не требует коррекции.

    При этом в 3-4 года весьма активно формируется наглядно-образное мышление. Ребенок все чаще пробует не привязывать свои действия к конкретному предмету. Он учится переносить их в воображаемую ситуацию — например, играть понарошку.

    Также трехлетние дети умеют анализировать, сравнивать, находить отличия и делать простейшие выводы.

    Они уже понимают обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда, животные, птицы и т.д.)

    Восприятие

    В 3-4 года ребята умеют различать:

    • 7 и более цветов;
    • 5 и более форм;
    • предметы по величине, весу, расположению в пространстве;
    • эмоции людей;
    • временные понятия (поздно, потом, сейчас, завтра).

    Воображение

    Трехлетние дети уже могут воссоздавать в своем воображении образы из сказок и рассказов взрослого. 

    Часто они смешивают сказочное и реальное. При этом придуманные образы настолько насыщенные, что дети всерьез верят в их реальность.

    В своих играх в 3-4 года ребята стараются играть предметами-заменителями. Например, они могут “варить” суп в ведерке из камешков и песка.

    Развитию воображения хорошо способствует чтение сказок и посещение новых интересных мест и мероприятий.

     

    Речевая сфера

    В 3-4 года речь продолжает активно развиваться. 

    Ребенок интересуется значением незнакомых слов и пополняет свой словарный запас.

    Он уже хорошо говорит целыми фразами, выражая свои желания, чувства и мысли. Ребенок правильно употребляет существительные с предлогами,согласовывает их с прилагательными в числе, роде и падеже.

    Трехлетка знает и называет свое имя и возраст; использует такие слова, как: “спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, “до свидания”.

    Детям в этом возрасте нравится повторять за взрослым наизусть стихи и куплеты песен, небольшие отрывки из сказок.

    Они понимают короткие рассказы без опоры на картинки. А по картинкам могут рассказать, что на них изображено.

    Ребята 3-4 лет узнают отрывки из знакомых произведений. 

    Они могут инсценировать сказку с помощью кукол или фигурок.

     

    Эмоционально-волевая сфера

    Целеустремленный и настойчивый ребенок

    Ребенок становится целеустремленным и настойчивым

    В целом, ребенок находится в приподнятом настроении. Он активен и любознателен. 

    Но в этот возрастной период часто возникают и перепады настроения.

    Эмоции зависят от физического состояния ребенка, степени его комфорта. Также перепады возникают во время возрастного кризиса. 

    Трехлетний ребенок становится целеустремленным и настойчивым, а также, временами, упрямым и деспотичным.

     

    Игровая деятельность

    Игра — основной вид деятельности в этом возрасте.

    Дети играют в простые сюжетно-ролевые игры с предметами — заменителями. 

    На первых порах может быть нужно, чтобы взрослый показал, научил, как можно “заменить” игровой предмет.

    Также детям в 3-4 года нравится играть с более старшими детьми. Они начинают учиться играть по правилам.

    У детей в этом возрасте обычно есть любимые игрушки и игры.

    Игры и игрушки для детей 3-4 лет

    Ребенку 3-4 лет необходимы игрушки, которые помогут ему в развитии речи, а также физических, умственных и творческих способностей.

    В целом, стоит подобрать такие игрушки:

    • для активного отдыха: самокаты, кегли, скакалки, мячи, коврики для танцев и т.д.;
    • для развития слуха: музыкальные инструменты, интерактивные книги, говорящие игрушки;
    • для спокойных игр: пазлы, лото, мозаика, шнуровки;
    • для творчества: краски, мольберты, карандаши, пластилин, цветная бумага, детские ножницы и т.д.;
    • для сюжетно-ролевых игр: игрушечная мебель, набор доктора или полицейского, машина, в которую можно сесть и т.д.;
    • для мальчиков: набор инструментов, солдатики, роботы, радиоуправляемые игрушки;
    • для девочек: куклы, детская кухня или парикмахерская, коляски, посуда;
    • для развития интеллекта: настольно-печатные игры типа: “Собери фигуры”, “Где чей домик?”, “Сравни”, “Где половинка?” и т.д.

     

    Коммуникативная сфера

    Трехлетнему ребенку нравится общаться с окружающими. Чаще всего это происходит на уровне поручений от взрослого (спроси, предложи и т.д.).

    Дети с удовольствием играют со сверстниками. Это нужно им, скорее, для того, чтобы показать себя и свои игрушки, и чтобы в игре был напарник. Например, затем, чтобы убежать от него или подползти к нему и т.п. 

    При этом ребята часто ссорятся из-за игрушек.

     

    Трудности возраста

    Трудности возраста 3-4 года

    Трудности возраста

    3 года — возраст, когда возникает серьезный скачок в развитии психики ребенка.

    Он начинает осознавать себя как отдельную личность, со своими желаниями и возможностями. 

    При этом ребенок становится строптивым, упрямым и непослушным. Он хочет все делать сам, но часто не может справится без помощи взрослых.

    Эти признаки говорят, что наступает кризис 3 лет.

    Психологи считают, что возраст возникновения кризиса — условный. Он может начаться как в 2,5, так и в 3,5 года. Часто этот период совпадает с началом привыкания к детскому саду.

    У кризиса 3 лет такие симптомы:

    • негативизм. Ребенок стремится делать все наперекор родителям, иногда даже вопреки своим желаниям. Например, он может отказаться идти гулять на любимую площадку.
    • упрямство. Ребенок во что бы то ни стало стремится настоять на своем.  К примеру, надеть шапку жарким летним днем. 
    • строптивость. Трехлетка недоволен всем тем, что взрослые предлагают ему сделать. Поэтому на все родительские требования он говорит твердое: “Нет!”.
    • своеволие. К примеру, ребенок отчаянно борется за право самому завязать шнурки, которые пока не умеет завязывать.
    • бунтарство. Некоторые дети могут проявлять агрессию, прогонять окружающих, бросать игрушки.
    • обесценивание. Ребята отказывается играть с любимыми игрушками или обзывают любимых людей.
    • деспотичность. Дети требуют постоянного внимания к себе и выполнения только их желаний.

    В этот непростой период ребенок становится ранимым и раздражительным. Ему весьма необходимы поддержка и внимание взрослого, а также тактильный контакт с ним.

    Важно помнить, что кризис 3 лет — это нормальный этап взросления. Ребенку необходимо его пройти, чтобы обрести уверенность в себе и самостоятельность.

     

    Благоприятное развитие: советы для родителей

    В 3-4 года ребенку важно, чтобы с ним общались на равных, как с  маленьким взрослым.

    Его самооценка формируется под влиянием и оценкой родителей. Необходимо, чтобы ребенок понимал: даже если он совершил плохой поступок, для мамы и папы он все равно остается хорошим и любимым.

    Нужно поощрять самостоятельность ребенка, не пресекать его инициативу.

    Не надо критиковать пока еще неумелые действия ребенка. Ему важно чувствовать, что взрослый верит в него.

    Во время кризиса родителям нужно сохранять спокойствие и не идти на поводу у ребенка. Нельзя отказываться от своих неукоснительных требований. Но, в то же время, можно уступить чаду в не самых принципиальных вопросах, чтобы он почувствовал, что с ним считаются.

    Нужно, чтобы ребенок понимал различие между понятиями “можно”, “нужно” и “нельзя”.

    В 3-4 года человеку нужно часто бывать на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Не надо ограничивать его двигательную активность.

    Нужно как можно чаще обогащать словарный запас ребенка, знакомить с новыми предметами, явлениями, обучать новым навыкам.

    Надо стараться почаще беседовать с трехлеткой, объяснять чувства и эмоции его и окружающих, а также рассказывать о последствиях его поведения.

    Ребенку важно общаться со сверстниками, заниматься в кружках, самостоятельно выполнять посильную домашнюю работу и обслуживать себя.



    Возраст 3-4 года — непростой и очень важный период для развития психики ребенка. У него активно развиваются речь, мышление, воображение. Ребенок становится более общительным. В то же время он учится отделять себя от родителей и стремится, чтобы с ним считались, как со взрослым. Родителям важно оказывать поддержку своему чаду и предоставлять условия для благоприятного развития его психики.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}