29Апр
2020
0
Развитие психики в 3-4 года

Малыш уже совсем взрослый, ему исполнилось 3 года.

Как будет развиваться его психика в этот период?

Как справиться с кризисом 3 лет?

Какие игрушки стоит подобрать своему чаду?

На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.

 

Содержание:

Развитие психики детей в 3-4 года

Возраст 3-4 года — очень важный для развития психики ребенка.

Именно сейчас закладывается основа его личности и формируются нравственные понятия. 

Также этот возрастной период знаменуется кризисом 3 лет. Главный его результат — самосознание ребенка, отделение себя от родителей.

Происходит значительный скачок и в развитии организма в целом.

Трехлетний ребенок уже настолько хорошо развит, что может контролировать свое тело и делать несколько действий одновременно. А те навыки, которые он освоит за этот период, останутся с ним на всю жизнь. 

Сейчас у него хорошо развивается крупная и мелкая моторика. Он продолжает активно изучать окружающий мир, интересуется явлениями, названиями, предназначением предметов и т.д.

В 3 года детям очень нравится активно двигаться. Развивается их координация, выносливость, гибкость, ловкость.

В целом, трехлетний ребенок находится в приподнятом настроении и стремится познавать мир.

 

Интеллектуальная сфера

Интеллект ребенка активно совершенствуется.

В 3-4 года ребенок знает наизусть отрывки из любимых произведений. 

У него активно формируются представления о предметах и их деталях. Ребенок учится изображать их с помощью рисунка или лепки. В поделке или рисунке пока что могут отсутствовать некоторые детали — это нормально. Ребенок начинает пользоваться разными цветами при раскрашивании. 

В 3-4 года в норме ребята уже понимают, к какому полу относятся они и окружающие люди.

Внимание

В этом возрасте внимание все еще непроизвольное. 

Детям сложно удерживать свое внимание на одном предмете. Зачастую они переключаются на что-то новое — то, что  их заинтересовало сию секунду.

В среднем, ребенок способен удерживать внимание не больше 10-15 минут. 

Но, если он увлечется игрой, то может не отвлекаться и полчаса, и даже час.

Память

Память сейчас также непроизвольная, как и многие другие психические познавательные процессы. 

Ребенок, в основном, хорошо и надолго запоминает то, что его заинтересовало, удивило или даже испугало. 

Трехлетние дети хорошо узнает предметы, но целенаправленно запомнить их пока не могут.

Мышление

В 3-4 года у ребенка все еще может преобладать наглядно-действенное мышление. Некоторым детям бывает нужен конкретный предмет, чтобы производить с ним действия. Это вовсе не говорит о задержке развития. Такой вариант — особенность нервной системы, которая не требует коррекции.

При этом в 3-4 года весьма активно формируется наглядно-образное мышление. Ребенок все чаще пробует не привязывать свои действия к конкретному предмету. Он учится переносить их в воображаемую ситуацию — например, играть понарошку.

Также трехлетние дети умеют анализировать, сравнивать, находить отличия и делать простейшие выводы.

Они уже понимают обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда, животные, птицы и т.д.)

Восприятие

В 3-4 года ребята умеют различать:

  • 7 и более цветов;
  • 5 и более форм;
  • предметы по величине, весу, расположению в пространстве;
  • эмоции людей;
  • временные понятия (поздно, потом, сейчас, завтра).

Воображение

Трехлетние дети уже могут воссоздавать в своем воображении образы из сказок и рассказов взрослого. 

Часто они смешивают сказочное и реальное. При этом придуманные образы настолько насыщенные, что дети всерьез верят в их реальность.

В своих играх в 3-4 года ребята стараются играть предметами-заменителями. Например, они могут “варить” суп в ведерке из камешков и песка.

Развитию воображения хорошо способствует чтение сказок и посещение новых интересных мест и мероприятий.

 

Речевая сфера

В 3-4 года речь продолжает активно развиваться. 

Ребенок интересуется значением незнакомых слов и пополняет свой словарный запас.

Он уже хорошо говорит целыми фразами, выражая свои желания, чувства и мысли. Ребенок правильно употребляет существительные с предлогами,согласовывает их с прилагательными в числе, роде и падеже.

Трехлетка знает и называет свое имя и возраст; использует такие слова, как: “спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, “до свидания”.

Детям в этом возрасте нравится повторять за взрослым наизусть стихи и куплеты песен, небольшие отрывки из сказок.

Они понимают короткие рассказы без опоры на картинки. А по картинкам могут рассказать, что на них изображено.

Ребята 3-4 лет узнают отрывки из знакомых произведений. 

Они могут инсценировать сказку с помощью кукол или фигурок.

 

Эмоционально-волевая сфера

Целеустремленный и настойчивый ребенок

Ребенок становится целеустремленным и настойчивым

В целом, ребенок находится в приподнятом настроении. Он активен и любознателен. 

Но в этот возрастной период часто возникают и перепады настроения.

Эмоции зависят от физического состояния ребенка, степени его комфорта. Также перепады возникают во время возрастного кризиса. 

Трехлетний ребенок становится целеустремленным и настойчивым, а также, временами, упрямым и деспотичным.

 

Игровая деятельность

Игра — основной вид деятельности в этом возрасте.

Дети играют в простые сюжетно-ролевые игры с предметами — заменителями. 

На первых порах может быть нужно, чтобы взрослый показал, научил, как можно “заменить” игровой предмет.

Также детям в 3-4 года нравится играть с более старшими детьми. Они начинают учиться играть по правилам.

У детей в этом возрасте обычно есть любимые игрушки и игры.

Игры и игрушки для детей 3-4 лет

Ребенку 3-4 лет необходимы игрушки, которые помогут ему в развитии речи, а также физических, умственных и творческих способностей.

В целом, стоит подобрать такие игрушки:

  • для активного отдыха: самокаты, кегли, скакалки, мячи, коврики для танцев и т.д.;
  • для развития слуха: музыкальные инструменты, интерактивные книги, говорящие игрушки;
  • для спокойных игр: пазлы, лото, мозаика, шнуровки;
  • для творчества: краски, мольберты, карандаши, пластилин, цветная бумага, детские ножницы и т.д.;
  • для сюжетно-ролевых игр: игрушечная мебель, набор доктора или полицейского, машина, в которую можно сесть и т.д.;
  • для мальчиков: набор инструментов, солдатики, роботы, радиоуправляемые игрушки;
  • для девочек: куклы, детская кухня или парикмахерская, коляски, посуда;
  • для развития интеллекта: настольно-печатные игры типа: “Собери фигуры”, “Где чей домик?”, “Сравни”, “Где половинка?” и т.д.

 

Коммуникативная сфера

Трехлетнему ребенку нравится общаться с окружающими. Чаще всего это происходит на уровне поручений от взрослого (спроси, предложи и т.д.).

Дети с удовольствием играют со сверстниками. Это нужно им, скорее, для того, чтобы показать себя и свои игрушки, и чтобы в игре был напарник. Например, затем, чтобы убежать от него или подползти к нему и т.п. 

При этом ребята часто ссорятся из-за игрушек.

 

Трудности возраста

Трудности возраста 3-4 года

Трудности возраста

3 года — возраст, когда возникает серьезный скачок в развитии психики ребенка.

Он начинает осознавать себя как отдельную личность, со своими желаниями и возможностями. 

При этом ребенок становится строптивым, упрямым и непослушным. Он хочет все делать сам, но часто не может справится без помощи взрослых.

Эти признаки говорят, что наступает кризис 3 лет.

Психологи считают, что возраст возникновения кризиса — условный. Он может начаться как в 2,5, так и в 3,5 года. Часто этот период совпадает с началом привыкания к детскому саду.

У кризиса 3 лет такие симптомы:

  • негативизм. Ребенок стремится делать все наперекор родителям, иногда даже вопреки своим желаниям. Например, он может отказаться идти гулять на любимую площадку.
  • упрямство. Ребенок во что бы то ни стало стремится настоять на своем.  К примеру, надеть шапку жарким летним днем. 
  • строптивость. Трехлетка недоволен всем тем, что взрослые предлагают ему сделать. Поэтому на все родительские требования он говорит твердое: “Нет!”.
  • своеволие. К примеру, ребенок отчаянно борется за право самому завязать шнурки, которые пока не умеет завязывать.
  • бунтарство. Некоторые дети могут проявлять агрессию, прогонять окружающих, бросать игрушки.
  • обесценивание. Ребята отказывается играть с любимыми игрушками или обзывают любимых людей.
  • деспотичность. Дети требуют постоянного внимания к себе и выполнения только их желаний.

В этот непростой период ребенок становится ранимым и раздражительным. Ему весьма необходимы поддержка и внимание взрослого, а также тактильный контакт с ним.

Важно помнить, что кризис 3 лет — это нормальный этап взросления. Ребенку необходимо его пройти, чтобы обрести уверенность в себе и самостоятельность.

 

Благоприятное развитие: советы для родителей

В 3-4 года ребенку важно, чтобы с ним общались на равных, как с  маленьким взрослым.

Его самооценка формируется под влиянием и оценкой родителей. Необходимо, чтобы ребенок понимал: даже если он совершил плохой поступок, для мамы и папы он все равно остается хорошим и любимым.

Нужно поощрять самостоятельность ребенка, не пресекать его инициативу.

Не надо критиковать пока еще неумелые действия ребенка. Ему важно чувствовать, что взрослый верит в него.

Во время кризиса родителям нужно сохранять спокойствие и не идти на поводу у ребенка. Нельзя отказываться от своих неукоснительных требований. Но, в то же время, можно уступить чаду в не самых принципиальных вопросах, чтобы он почувствовал, что с ним считаются.

Нужно, чтобы ребенок понимал различие между понятиями “можно”, “нужно” и “нельзя”.

В 3-4 года человеку нужно часто бывать на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Не надо ограничивать его двигательную активность.

Нужно как можно чаще обогащать словарный запас ребенка, знакомить с новыми предметами, явлениями, обучать новым навыкам.

Надо стараться почаще беседовать с трехлеткой, объяснять чувства и эмоции его и окружающих, а также рассказывать о последствиях его поведения.

Ребенку важно общаться со сверстниками, заниматься в кружках, самостоятельно выполнять посильную домашнюю работу и обслуживать себя.



Возраст 3-4 года — непростой и очень важный период для развития психики ребенка. У него активно развиваются речь, мышление, воображение. Ребенок становится более общительным. В то же время он учится отделять себя от родителей и стремится, чтобы с ним считались, как со взрослым. Родителям важно оказывать поддержку своему чаду и предоставлять условия для благоприятного развития его психики.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}