02Май
2020
0
Психическое развитие в 7-9 лет

Как меняется психика ребенка в 7-9 лет?

Как помочь развитию младшего школьника?

Ответы на вопросы — в нашей статье.

 

Содержание:

Развитие психики детей в 7-9 лет

В этом возрасте ребята учатся в начальной школе. А во время учебной деятельности активно развивается их психика.

У них появляется произвольность и осознанность познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия и т.д). 

Дети начинают планировать свои действия в уме и анализировать их. Также они учатся рефлексии.

 

У них появляется мировоззрение и самоощущение.

 

Интеллектуальная сфера

У ребенка 7-9 лет активно формируется личное сознание. Он стремится понять свое место в отношениях со взрослыми. 

Через учебную деятельность школьник осознает свои способности. Они развиваются через устойчивый интерес к какому-либо делу и стойкую мотивацию к нему.

Ребенку нравится быть компетентным. Учеба расширяет его кругозор и улучшает мышление.

Младшему школьнику интересны общественные мотивы. Ему хочется быть культурным и развитым, хорошо учиться, а потом, во взрослой жизни — и хорошо работать. 

У него появляются новые взаимоотношения с окружающими, права и обязанности. 

Формируются его моральные качества личности, самосознание и мировоззрение. 

Ребенок изобретает, придумывает свою концепцию окружающего мира. Ему нужно все упорядочить, понять закономерности и т.д.

Младший школьник разбирается в этических нормах (например, что такое “хорошо” и “плохо”) и учится эстетическим (например, считает, что красивое не может быть плохим).

Внимание

Ребенок становится намного внимательнее, чем в дошкольном детстве. 

Он уже умеет концентрироваться на малоинтересных действиях и сосредоточенно заниматься 10-20 минут.

Ближе к 9 годам дети смогут работать довольно долгое время, не отвлекаясь и не делая ошибок. Но даже тогда они способны отвлечься на что-то более интересное.

В целом, у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание. Для него важны внешние впечатления, а из-за этого трудно сосредоточиться на непонятном и сложном материале.

В этом возрасте у конкретного ребенка заметны свои особенности внимания. Кому-то сложно быстро переключиться от старательно решаемой задачи. Кто-то легко переносит свое внимание на новое задание, но также запросто отвлекается. А у  некоторых ребят хорошо организовано внимание, но его объем еще очень небольшой.

Память

У детей 7-9 лет продолжает развиваться произвольная память. Она тесно связана с мышлением.

У них хорошо сформирована механическая память, они могут легко “зазубрить”материал. Но, для того, чтобы текст остался в памяти надолго, ребятам необходимо понять его.

Школьники могут сознательно и осмысленно запомнить интересный материал через игру. Также они учатся запоминанию с помощью различных мнемотехнических приемов. 

В целом, в этом возрасте память конкретно-образная. Ребенок может довольно легко воспроизвести учебный материал с опорой на текст или картинку, но самому что-то припомнить ему пока сложно.

Мышление

Мышление ребенка начинает переходить от наглядно-образного к словесно-логическому. 

Он учится рассуждать, основываясь на конкретных наглядных предметах. Ребенок анализирует, делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи.

Еще младший школьник начинает решать образные задачи, а также идти от конкретного к общему, и наоборот.

Теперь он анализирует знания, полученные от родителей, сверстников, телепередач, и делает свои выводы.

Он умеет использовать наглядно-схематическое мышление (то есть опирается на макеты, схемы и т.д.).

В 7-9 лет ребенок начинает усваивать научные понятия. 

Кроме этого, развиваются особенности мышления ребенка. Можно заметить среди детей “мыслителей”, “практиков” и “художников”.

Восприятие

Ребята в этом возрасте обычно замечают не главный признак, а то, что первое бросилось в глаза. 

Но они учатся целенаправленно изучать объект: рассматривать, исследовать, наблюдать.

На развитие восприятия сейчас влияет речь. При изучении чего-либо ребенок называет и выделяет качества предмета или явления.

Восприятие становится синтезирующим, школьник устанавливает связи между явлениями.

Воображение

Воображение становится более управляемым.

Ребенок теперь более правильно воображает действительность на основе своих знаний. Это возникает потому, что у него развивается критическое мышление.  

Также младший школьник умеет “воспроизводить” образы-представления о предмете или явлении.

 

Речевая сфера

Речь школьника тесно связана с развитием мышления и других познавательных процессов. Ведь во время учебы словесные рассуждения помогают, например, решать задачу. 

В его словарном запасе около 7000 слов. Этот объем зависит от кругозора, качества общения со взрослыми и т.д.

Ребенок овладевает звуковым анализом слова. 

Он учится пересказывать, описывать и т.д. Так формируется связная монологическая речь — устная и письменная.

 

Эмоциональная сфера

После окончания кризиса 7 лет, у школьника появляется так называемое “обобщение переживаний”, возникает логика чувств. Эти переживания порождают внутреннюю жизнь ребенка, а она влияет на поведение. 

Перед тем, как что-то выполнить, ребенок начинает размышлять и осознавать, какие эмоции он получит от этого действия. Он начинает скрывать свои переживания от окружающих. Так проявляется “утрата детской непосредственности”. 

В 7-9 лет ребенок уже регулирует свое поведение и старается держать свои обещания.

Также по мере выхода из кризиса уходят манерничанье, кривляние и наигранность поведения.

Дети учатся саморегуляции, трудолюбию и самостоятельности.

Их эмоции теперь более устойчивые и глубокие. Возникают постоянные интересы и дружеские отношения.

У ребят начинают ярче проявляться особенности характера и поведения.

 

Учебная деятельность

Ведущая деятельность в 7-9 лет

Ведущая деятельность в этом возрасте — учебная

Учебная деятельность становится ведущей в этом возрасте.

Для ребенка важно быть успешным в учебе. Он хочет, чтобы это замечали взрослые и сверстники. От этого зависит его самооценка и самоуважение. 

Младший школьник начинает оценивать свои знания и анализировать их (раньше он это не умел, а теперь умеет и т.д.).

Успехи в учебе рождают у школьника чувство компетентности. А постоянные учебные неудачи приносят чувство неполноценности.

Учебная деятельность  ребенка в 7-9 лет может быть основана на таких мотивах:

  • высокая оценка, одобрение окружающих;
  • стремление узнать новое;
  • желание быть успешным;
  • мотив избегания неудачи.

 

Коммуникативная сфера

Учебная деятельность касается и коммуникативной сферы. 

Центром в социальной жизни ребенка становится его учитель. Он для школьника — большой авторитет.

Во время учебы и в играх дети начинают действовать вместе, вставать на точку зрения другого, видеть себя со стороны.

 

Трудности возраста

В этот период может продолжаться кризис 7 лет.

Но, в целом, возраст 7-9 лет — это “затишье”. Ребенок спокоен, дружелюбен, открыт знаниям и стремится быть успешным в учебе.

Но если в школе что-то не ладится, он может стать тревожным, вспыльчивым или 

грубым. Это — сигналы того, что школьнику необходима помощь взрослых.

 

Благоприятное развитие: советы для родителей

Ребенку важно быть успешным, компетентным и принятым в коллективе своего класса. Но иногда дети могут “закрываться”, переживая свои неудачи в одиночестве. Поэтому родителям надо искренне интересоваться его школьными делами (не только учебой). Вопросы могут быть примерно такими. Что больше всего нравится ему в школе? С кем он сегодня общался? 

Нужно быть внимательным к чувствам ребенка и не преуменьшать их значение.

При совместном выполнении домашних заданий стоит сохранять терпение и помогать, опираясь на особенности школьника. Кому-то нужны схемы и изображения, кому-то — рассуждения вслух и т.д.

Необходимо ограничивать время, проведенное за компьютером или перед телевизором. Лучше активно и интересно проводить время всей семьей.

Нужно соблюдать четкий режим дня. При этом у ребенка обязательно должно быть время на свои любимые игры и активные прогулки на свежем воздухе. Разнообразные секции, кружки — это не досуг.

Ребенку 7-9 лет нужно уметь помогать по хозяйству взрослым и самостоятельно выполнять поручения. Конечно же, дела должны соответствовать его возрасту и умениям.

В этот период необходимо четко понимать азы самостоятельного и безопасного поведения дома и на улице. Например, правила дорожного движения, обращения с электричеством, газом, аптечкой и  т.п. 

Необходимо, чтобы ребенок знал, как контактировать с незнакомыми людьми. Он должен  наизусть помнить экстренные номера телефонов и телефоны родителей. Важно, чтобы школьник понимал, к кому он может обратиться за помощью при необходимости.

Возраст 7-9 лет называется младшим школьным. 

Все психические процессы становятся произвольными, ребенок учится получать знания и анализировать их. Он создает свою картину мировоззрения.

В его жизни появляется новый авторитет — школьный учитель, а его самоуважение основывается на успехах в школе. Родителям надо давать ребенку больше самостоятельности при принятии решений, а также оказывать ему легкую помощь при освоении учебного материала. 

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}