02Май
2020
0
Психическое развитие в 9-12 лет

9-12 лет — это возраст, когда младший школьник начинает превращаться в подростка.

Какие изменения ждут ребенка в этот период?

Как родители могут помочь его развитию?

Об этом — в нашей статье.

 

Содержание:

Развитие психики детей в 9-12 лет

В этот период продолжают совершенствоваться нервная система и головной мозг ребенка. Они становятся почти такими же, как у взрослого человека.

В то же время, начинает перестраиваться весь и организм в целом. Отсюда повышенная утомляемость, неустойчивая работоспособность, эмоциональность и возбудимость.

По сравнению с младшим школьником, юный подросток довольно хорошо может регулировать свои внимание, воображение и память. Его способности продолжают развиваться. 

 

Ребята все сильнее чувствуют свою взрослость и стремятся самостоятельно решать свои проблемы.

 

Их начинает беспокоить социальный статус, “модность” их одежды и “крутизна” гаджетов. 

Некоторые дети к концу этого возрастного периода начинают задумываться о своем будущем.

 

Интеллектуальная сфера

В 9-12 лет начинается самостоятельная интеллектуальная активность. 

Появляется творческий подход к решению задач, развиваются теоретическое и словесно-логическое мышление.

Само по себе мышление теперь оказывает влияние на другие познавательные процессы. Как говорил известный советский психолог Д.Б. Эльконин, в этом возрасте “память становится мыслящей, а восприятие — думающим”.

У ребенка меняется отношение к людям и самому себе. У него формируются самооценка и новое представление о своей личности.

Теперь он четко регулирует свое поведение и следует своему внутреннему плану действий. У него появляется рефлексия, а также чувство юмора и обостренное чувство справедливости.

В 9-10 лет школьник хорошо ориентируется во времени, читает для удовольствия, хорошо относится к правилам и следит чтобы их соблюдали. А уже ближе к 12 годам ему захочется поставить эти правила под сомнение.  

Внимание

В 9-12 лет ребенок обычно неусидчивый, легко отвлекается и думает о посторонних вещах.

Внимание сейчас избирательно и зависит от интересов школьника. Например, он может быть сосредоточенным в играх, а вот на уроках, наоборот, часто отвлекаться.

Кроме этого, развитию внимания в этом возрасте мешают повышенная возбудимость, быстрая смена увлечений и повышенная впечатлительность ребенка.

Память

У ребят начинается перестройка процессов запоминания. 

Они учатся выделять главное из потока информации и запоминать именно это.

Дети начинают пользоваться логической памятью и смысловым запоминанием. Например, с помощью ассоциаций.

А в основном, в этом возрасте преобладает образная память. Ребятам легче запомнить внешний вид предмета, чем его назначение.

Мышление

У школьников в этом возрасте развивается критическое мышление. Они стараются найти истину, понять причину. Теперь ребята не принимают сразу “на веру” информацию от взрослых. Им хочется спорить и размышлять.

Дети учатся мыслить логически, делать обоснованные выводы, строить планы и анализировать происходящее. У них формируется умение мыслить на основе предположений, без опоры на предметы.

Младший подросток приобретает свои личностные установки.

Восприятие

Восприятие сейчас активно развивается, как и все остальные познавательные процессы.

Оно становится все более целенаправленным и избирательным.

Воображение

К 12 годам ребята уже умеют управлять своим воображением. Они видят разницу между реальным и вымышленным. 

Само воображение становится богаче, чем у младшего школьника. 

Оно влияет на познавательные процессы, эмоции и личность ребенка. Например, помогает решать задачи, моделировать, писать стихи и т.д.

 

Речевая сфера

Развитие речи сейчас связано с мышлением. К примеру, ребенок учится составлять план устного или письменного текста, писать сочинения и изложения.

При этом, в 9-12 лет ребенок стремится использовать в своей речи тот сленг, который принят в группе его сверстников.

 

Эмоциональная сфера

В этот период ребенка начинают обуревать сильные эмоции и резкие перепады настроения. И все же, он лучше контролирует их, чем раньше.

Сейчас дети по-новому осмысливают взаимоотношения с окружающими, особенно со сверстниками. 

Их эмоциональное состояние сильно зависит от отношений с товарищами.

 

Учебная деятельность

Учеба - основная деятельность в 9-12 лет

Учеба — все еще основная деятельность ребенка

В 9-10 лет учеба —  все еще основная деятельность ребенка. 

Но уже ближе к 11 годам интерес к школе сильно снижается. Детям не хочется посещать школу в обязательном порядке и выполнять домашние задания. 

В этом возрасте учащаются конфликты с учителями и нарушения школьных правил.

 

Коммуникативная сфера

Для ребенка становится очень важным общение с одноклассниками, а также его положение в коллективе. В группе детей четко можно заметить лидера, популярных детей и “аутсайдеров”.

Сейчас дети любят все делать вместе . Например, ходить классом на экскурсии или в походы. А вот с родителями им не очень хочется проводить свой досуг.

Мнение товарищей для ребенка становится более важным, чем оценка взрослых. Также сверстники влияют на его самооценку.

В 9-12 лет у школьника обычно есть лучший друг — ровесник его же пола. Именно с ним он делится своими секретами и переживаниями.

 

Трудности возраста

Этот возрастной период совпадает с переходом в средние классы школы. 

Ребенку нужно строить отношения с другими учителями, вникать в новые правила, знакомиться со сложными предметами.

Отсюда возникают нервные перегрузки, напряжение, тревожность, плаксивость и снижение успеваемости.

Кроме этого, ребенок начинает быть недовольным собой, своими отношениями с другими детьми или учебой. Но ему не всегда удается осознать, в чем именно его проблема.

Недовольство собой может послужить толчком к саморазвитию. А может, наоборот, зародить неуверенность в себе.

 

Благоприятное развитие: советы для родителей

Родители должны поддерживать своего ребенка в этот непростой период его развития. 

 

Младшему подростку очень важно знать, что родители всегда на его стороне.

 

Стоит вместе с ним искать выход из сложных ситуаций и конфликтов, слушать его мнение.

Нужно учить ребенка сотрудничать, конструктивно общаться и добиваться успеха. Важно поддерживать его уверенность в себе и самоуважение. Нельзя  ругать и наказывать его в присутствии товарищей!

Ребенку все еще нужен контроль. Но не стоит слишком сильно ограничивать его свободу. Пусть у школьника будут не только новые обязанности, но и права.

Лучше заранее подготовить его  к средней школе. Например, рассказать о том, что его ждет, какие будут предметы и учителя.

В этом возрасте все так же важен правильный режим. В течение дня не должно быть перегрузок, слишком большого количества кружков и домашних дел.

Пусть у ребенка обязательно найдется время на прогулки, общение с друзьями и хобби.

 

Возраст 9-12 лет — это время перехода к подростковому возрасту, а также к обучению в средней школе.

Психические процессы ребенка продолжают активно развиваться с помощью мышления. Теперь он стремится спорить, анализировать и самостоятельно искать ответы на вопросы. 

Ребенку становится очень важным мнение сверстников.

Взрослым необходимо оказывать ему поддержку, а также давать новые права и обязанности.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}
сервис аренды вещей