2018
В младенческом возрасте ребёнок, как и в новорожденном, полностью зависим от взрослого. Через взаимоотношения с мамой малыш воспринимает и познает окружающий мир, набирается новых впечатлений и социального опыта. Поэтому ведущим видом деятельности данного возраста можно назвать непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми.
Базовой потребностью младенчества по-прежнему остаётся потребность в безопасности и защищенности. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Общение и ощущение комфорта способствует формированию чувства привязанности.
Исследователи выделяют два основных новообразования младенчества – речь и предметная деятельность.
Речевое развитие младенца
Речевое развитие идёт в двух направлениях: совершенствуется понимание речи взрослых и возникает собственная активная речь. Первые слова появляются в конце года.
В этом возрасте у ребёнка пассивная речь. Это означает, что младенец понимает интонацию, часто повторяющиеся слова и выражения, но сам ещё не говорит. Многие мамы думают, что малыш ещё ничего не понимает и поэтому считают, что особо разговаривать и рассказывать ему что-либо не имеет смысла. Однако это мнение ошибочно.
Общение с ребёнком очень важно для его дальнейшего развития, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы речевых навыков. Поэтому с ребёнком нужно разговаривать по любому поводу и сопровождать речью все режимные процессы (купание, одевание, кормление). Использовать потешки, пестушки, показывать и называть предметы, не только читать, но и рассказывать сказки, поскольку таким образом пополняется словарный запас ребенка. Взрослый должен говорить грамотно и отчетливо, чтобы передавать детям навыки правильной речи.
Около года формируется автономная речь – это своеобразный детский жаргон. Её особенности следующие:
- своеобразный звуковой состав слов («бо-бо», «ва-ва»), а также своеобразие их значения;
- смысл слов понятен только близким людям, которые могут разгадать их шифр;
- речь представляет собой восклицания, с помощью которых ребёнок передаёт эмоциональную реакцию на ситуацию (радость или удивление).
Предметная деятельность
Предметная деятельность – это действия ребёнка с предметами по их назначению. Возникновению предметной деятельности предшествует формирование ряда навыков и умений: переворачивание, поднимание и удержание головы, сидение, ползание, умение становиться на ножки и делать первые шаги.
И если, например, ходить ребёнок научится сам, то предметной деятельности малыш должен обучиться у взрослого. Когда малыш впервые видит какой-либо предмет, он ещё не знает его назначения и как с ним действовать. Поэтому родителям необходимо показывать разные предметы и способы действий с ними. В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки, которые ребёнку предлагают родители.
Роль игрушек в развитии малыша
Роль игрушки в жизни ребёнка и особенно в младенческом возрасте невозможно переоценить, ведь малыш развивается и обучается в игре. Кроме того, игрушки доставляют немало положительных эмоций ребёнку и сопровождают малыша на протяжении всего дня. Поэтому к их выбору нужно подходить ответственно, учитывая ряд правил.
Как выбрать игрушку малышу?
Игрушка должна:
- быть безопасной: без острых краёв, мелких деталей, сильного химического запаха, выполнена из нетоксичных материалов;
- легко мыться с помощью воды и мыла;
- нести в себе позитивный посыл: добрая, нестрашная, приятная на ощупь, двух- трёхцветная;
- не должна издавать резких звуков;
- соответствовать возрасту и особенностям индивидуального развития ребёнка.
Если игрушка не соответствует возрастным потребностям ребёнка и его возможностям, она окажется бесполезной и неинтересной ему. Ни о каком развитии здесь речи быть не может. Ведь игрушка – это не только развлечение, но и развивающее пособие.
Совсем необязательно, чтобы у малыша был дома весь игрушечный магазин. Лучше пусть это будет несколько игрушек, но качественных и подобранных с умом. Кроме того, каждую новую игрушку ребёнку необходимо представить, продемонстрировать как с ней действовать. Иначе она может так и пролежать невостребованной.
Когда ребёнку предложить игрушку?
В первые дни и даже месяцы жизни не стоит окружать ребёнка игрушками. В это время ему важно привыкнуть к новой обстановке жизни, к голосам окружающих его людей, к различным звукам. Примерно к двум месяцам крохи можно повесить над кроваткой карусель-мобиль с цветными пластиковыми фигурками, которые легко протереть, или черно-белые контрастные кубики. Использование музыкальной карусели-мобиля в процессе игры поможет крохе в развитии зрения и слуха, а также крупной моторики (движений рук). Однако, это приспособление не должно беспрерывно болтаться у крохи перед глазами. Лучше вывешивать его на пару дней, а затем делать перерыв.
В дальний угол детской кроватки также можно положить одну игрушку, желательно шуршащую, мягкую на ощупь, не очень маленькую, одноцветную. Через пять-шесть дней смените её на новую.
В этом возрасте также можно предложить ребёнку погремушки. Они должны быть крупными, яркими (красными, желтыми, синими).
В четыре месяца в кроватке у малыша может быть 2-3 игрушки одновременно. Это могут быть тканевые игрушки, наполненные мелкими латексными шариками, или твердые игрушки с разной фактурой — в пупырышках, ребристые, с волнообразной поверхностью.
К шести месяцам актуален развивающий коврик со всевозможными шариками, пищалками, липучками, кармашками. Эти игрушки способствуют развитию тактильных ощущений, зрения, слуха и мелкой моторики.
С шести месяцев можно предлагать дудочки, пищалки, трещотки. Погремушки уже не несут развивающей функции, но их можно использовать для привлечения внимания малыша, когда он начнет практиковаться в ползании — ребенок будет ползти в сторону звука. Во время купания в ванной можно запускать резиновых уточек и рыбок.
В возрасте 9-12 месяцев ребёнку можно предложить цветные кубики, логические шары, конструкторы с большими деталями, а также пирамидки разной величины. Такие игры познакомят малыша с понятием пространства и формами предметов, а также помогут потренировать первые логические навыки и отточить моторику. Можно предложить ребенку пальчиковые краски и вместе со взрослым порисовать ручками на большом листе бумаги.
Получится отличное развивающее занятие и эмоциональная разрядка.

