06Апр
2018
0

Младший школьный возраст соответствует времени обучения ребенка с 1 по 4 класс. Первоклашка открывает для себя новый социальный мир, где он играет незнакомую до этого времени роль ученика. Вместе с ней появляются новые обязанности и права, которые требуют серьезного и осознанного поведения.

7-8 лет – это сензитивный период к усвоению моральных норм и правил.

Ребенок уже психологически готов к их выполнению. Теперь в большей мере он может проявить самостоятельность и продемонстрировать сдержанность в поведении. В характере появляется много новых черт. Первоклассник начинает раскрывать себя как личность со своими взглядами и мнением, узнает о себе новое и интересное и уже понимает, на что способен. Однако в начале школьного обучения все еще сохраняется некоторая детская непосредственность, свойственная старшим дошкольникам.

Содержание статьи:

Учение и игра в начальной школе

Игра по-прежнему является актуальной деятельностью для ребенка и остается важной частью его развития, формирования новых качеств личности. В ней он познает чувства сотрудничества и соперничества, знакомится с такими понятиями, как справедливость и несправедливость, преданность и предательство, предубеждение и равенство, лидерство и подчинение. Игры с друзьями занимают центральное место и носят социальный характер: дети выдумываю тайные общества, пароли, шифры для вступления в них и общения.

Однако с момента поступления в школу ведущим видом деятельности становится учение, благодаря которому идет интеллектуальное развитие ребенка, расширение кругозора, формируется мировоззрение, происходит нравственное и социальное становление. Важно не просто освоить багаж знаний, но и осмыслить их, продуктивно использовать, самостоятельно обогащать.

Цель обучения дети понимают и принимают не сразу. У большинства учеников это происходит примерно во втором полугодии 1 класса, когда они начинают осознавать значение школьной жизни. Но для некоторых ребят не всегда учение становится личной целью – получить новые знания.

Здесь важно мотивировать ребенка. Для многих первоклашек обучение воспринимается как игра, которая привлекает школьными принадлежностями, новой одеждой, ролью ученика. И это можно использовать как привлечение интереса к процессу получения знаний. Но только на первых порах. Ведь внешняя атрибутика школьной жизни вскоре станет привычной. Далее будет актуально поддержать познавательный интерес как наиболее эффективный мотив обучения. Познавательные мотивы активизируются как раз у первоклассников, которым обычно нравится учиться читать, писать, считать.

Умственное развитие младших школьников

Мышление

В младшем школьном возрасте заканчивается переход к словесно-логическому мышлению, и оно становится центральной функцией. Его развитие подстегивает процесс обучения, где ребенку приходится включаться в решение различных дидактических задач. При этом он активно использует такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Поэтому в этом возрасте можно говорить об обратимости мыслительного процесса. Ученик для выполнения задания мысленно может проделать следующие действия:

  • расчленить предмет на элементы, а затем воссоединить все части в целостный образ;
  • найти сходства и различия между объектами;
  • определить объект по имеющимся признакам;
  • сосредоточится на нескольких признаках сразу, соотнести их;
  • проследить изменения объекта во времени.

Благодаря обратимому мышлению ребенок способен к рассуждениям, поиску причинно-следственных связей, формированию умозаключений.

К концу начальной школы уже могут проявиться индивидуальные особенности мышления, которые указывают на доминирующую позицию в познании – теоретики, мыслители, художники.

Речь

Дальнейшее развитие речи обусловлено изменением социальной ситуации развития, которая способствует расширению круга общения. В процессе обучения ребенку приходится отвечать на вопросы учителя, взаимодействовать со сверстниками. Кроме того, в младшем школьном возрасте дети посещают дополнительные занятия, спортивные секции, кружки. В результате многочисленных ситуаций общения они перенимают новые слова и фразы, проявляют собственную речевую активность.

Показателем уровня развития речи в этом возрасте является контекстная речь, с помощью которой можно описать ситуацию так, чтобы она стала понятной собеседнику без непосредственного ее восприятия. Данным видом речи ребенок овладевает под влиянием систематического общения еще в дошкольном возрасте. Но в полной мере такая способность к описанию событий раскрывается в младшем школьном возрасте.

В результате учения появляется письменная речь, через которую ребенок демонстрирует умение правильно писать слова, строить предложения, расставлять знаки препинания.

Память

Совершенствуется способность хранить и извлекать информацию. Ученик уже разбирается в том, каким образом ему это лучше всего удается: при зрительном контакте, через слуховое восприятие и т. д. Необходимость запоминать учебный материал способствует развитию кратковременной, долговременной и оперативной памяти.

Внимание

Совершенствуется способность концентрироваться на задании. Однако в начале школьного обучения ребенок организует себя под воздействие требования учителя. Поэтому произвольность внимания еще нестабильна. Удержать его можно высокой мотивацией и волевым усилием.

Поскольку игра все еще является актуальной и значимой деятельностью для первоклашек, на уроках можно использовать игровые приемы и дидактические игры. Это поможет увлечь ребят. Длительность занятий необходимо начинать с 35 минут и постепенно увеличивать до стандартной продолжительности урока.

Восприятие


Для восприятия детей этого возраста характерна слабая дифференцированность: они часто путают предметы, их свойства. Поэтому это следует учитывать при подаче учебного материала. Младшеклассники лучше воспринимают яркие предметы, подвижные на фоне неподвижных, рисунок или схема, которая выполняется при них в процессе объяснения. Если ребенок сам участвует в деятельности, это повышает его интерес и материал усваивается лучше.

Воображение


Первоклашкам в большей степени характерно воссоздающее воображение, которое опирается на конкретные предметы. Но в дальнейшем на первое место выступает слово: появляется продуктивное воображение. Ребенок может придумать рассказ на основе имеющихся у него в уме образов, не опираясь на картинки.

Эмоциональное развитие

Когда ребенок поступает в школу, его эмоциональное развитие и состояние все больше становится зависимым от опыта, который он получил вне дома. Страхи уже отражают восприятие окружающего мира. Они становятся более осознанными и привязанными к конкретной ситуации: уколы, уроки, природные явления, отношения с другими людьми. Страх может принять форму тревоги или беспокойства.

Иногда у ребенка возникает нежелание идти в школу. Появляются жалобы на головную боль, тошноту, головокружения. Эти симптомы должны насторожить, если нет проблем со здоровьем. Очень часто такие явления могут быть связаны с эмоциональной сферой детей, а именно с боязнью критики учителя, непринятием одноклассниками, страхом перед неудачей и прочее.

Родителям важно вовремя заметить изменившееся поведение ребенка и выяснить его причину. Иначе такое отношение к школьной жизни может закрепиться и породить более глубокие переживания и эмоциональные проблемы.


В такой ситуации поможет дружески настойчивая заинтересованность родителей в проблемах их ребенка. Нужно постараться выяснить в ненавязчивой форме источник переживаний и предложить вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Личностное развитие

В младшем школьном возрасте наступает завершающий период развития самосознания. Самооценка, как его элемент, зависит от многочисленных факторов и под их влиянием претерпевает значительные изменения.

Успеваемость и стиль общения учителя и родителей – это два самых важных момента в ее формировании на данном этапе.

Высокая самооценка наблюдается у детей, чьи родители относятся с заинтересованностью к их делам и успехам. У отличников и большинства хорошистов она завышена или является адекватной

Систематические неудачи в учебе травмируют ребенка, снижают самооценку, подрывают уверенность в себе и своих возможностях, вызывают сначала разочарование, а затем и апатию, равнодушие к учебе. Для таких детей часто характерна компенсаторная мотивация, когда они пытаются утвердиться в другой области – спорте, музыке. Однако к 11-12 годам такая сильная зависимость исчезает. Самооценка приобретает стабильный характер и складывается новое представление о себе.

Советы родителям младших школьников

В целом период обучения в начальной школе не является проблемным этапом в развитии ребенка. В основном все дети рады переменам в их жизни. Здесь важен момент адаптации к новым условиям и то, как сами родители будут себя вести.

Главные переживания первоклашек связаны именно с моментами взаимоотношений с близкими людьми. Дети ожидают эмоционального тепла и заботы, а также поддержки на новом этапе жизни. Часто добрые и любящие родители превращаются в оценивающих «домашних учителей», ориентирующихся только на результат. Однако не следует забывать о том, что каждый ребенок ждет любви и внимания просто так, а не только за хорошие отметки и послушание.

Чтобы в отношениях с детьми не возникало проблем, взрослым нужно чаще корректировать собственное поведение. Поэтому необходимо проанализировать общение с ребенком и выстроить его новым актуальным способом. При этом помнить о высокой чувствительности 7-летних детей.

Вот некоторые рекомендации для родителей первоклассников, которые помогут вовремя обнаружить или предупредить многие психологические проблемы:

  • Беседуйте с ребенком о его школьной жизни: как он ее себе представляет, с желанием ли идет в школу, интересно ли ему там, хочет ли хорошо учиться, появились ли у него новые друзья и прочее.
  • Старайтесь услышать своего малыша, его переживания и проблемы. Будьте терпимы к недостаткам. Важно, чтобы ребенок понял, что его принимают и понимают в любой ситуации, что он имеет право на собственное мнение и выражение своих чувств, на ошибку.
  • Всегда будьте готовы оказать помощь в обучении и налаживании отношений со сверстниками и учителями.
  • Как бы хорошо не был подготовлен ребенок к школе, первое время внимательно следите за его поведением и возможными переменами в нем. Не оставляйте малыша без внимания в этот важный для него период. Родительская забота и помощь ускорит его адаптацию в новом коллективе.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?