08Янв
2015
0
общение с гиперактивным ребенком

Многие слышали такой термин как «гиперактивность» или гиперактивный ребенок. Так говорят про тех детей, которые и минуты не могут усидеть спокойно. По данным исследований гиперактивность встречается у 4–9% школьников младших классов и дошкольников. Но, что же значит гиперактивность и как построить свое общение с гиперактивным ребенком?

Что такое гиперактивность

Конечно, поставить этот диагноз может только специалист. Однако основные признаки гиперактивности у своего ребенка вы можете заметить и сами.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется следующим образом:

  1. Гиперактивный ребенок не способен концентрировать внимание длительное время на одном предмете. Иными словами, каждые 5-15 минут ему нужно сменить объект интереса. Именно поэтому объективно диагностировать такой диагноз можно только к школьному возрасту, когда занятия длятся долго и требуют внимания. Ребенок начинает отставать, делать глупые ошибки по невнимательности.
  2. Гиперактивные дети всегда в движении. Даже сидя на стуле или стоя в строю, они будут непроизвольно болтать руками, стучать пальцами по столу, переминаться с ноги на ногу.
  3. Дети с СДВГ часто не дослушивают вопрос, перебивают, вмешиваются в чужие разговоры.
  4. Гиперактивного ребенка слышно всегда: за самостоятельными играми, за столом, за уроками, он разговаривает громко, что-то строит и ломает.
  5. Такие дети очень впечатлительны, им характерны частые смены настроения.
  6. Дети с дефицитом внимания очень забывчивы и рассеяны, часто теряют личные вещи.
  7. У детей с СДВГ сложно складываются отношения как со взрослыми, так и со сверстниками, они везде стремятся командовать процессом.

Следует понимать, что все вышеперечисленные факторы необязательно являются признаками клинического диагноза ребенка с СДВГ. Причина может быть в темпераменте ребенка, его воспитании, образе жизни и взаимоотношениях в семье, режиме, иных болезнях и факторах. Самым важным аспектом для диагноза является первый пункт: дефицит внимания.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Первыми на гиперактивность ребенка укажут посторонние: на общей площадке во дворе, в детском саду. Гиперактивный ребенок более подвижный, неусидчивый, он не умеет ждать своей очереди на качели, он не желает долго слушать воспитателя. Как результат, родителям поступают жалобы на поведение их ребенка.

Но важно помнить, что в дошкольном возрасте ребенок должен быть активным, а те проблемы, которые он доставляет посторонним должны искореняться воспитанием. Ребенку нужно объяснить, как нужно вести себя: слушаться, делиться, уважать, ждать, не кричать и не драться без причины. В противном случае огрехи в воспитании будут приняты за отклонения в здоровье, в частности за СДВГ.

До школы или иных серьезных занятий достоверно поставить диагноз СДВГ невозможно.

Гиперактивность у детей школьного возраста

Настоящие проблемы у гиперактивного ребенка могут начаться на уроках. Будучи не в состоянии долго концентрировать внимание, такие дети часто отвлекаются, невнимательно слушают учителя.

Гиперактивный ребенок всегда очень спешит, он выполняет задание, не дочитав его, отвечает на вопрос, не дослушав. При  этом уровень интеллекта у гиперактивных детей часто выше среднего: они быстро генерируют идеи, легко схватывают материал, но и легко его забывают. И, если внеклассное поведение можно выправить должным воспитанием, то именно интеллектуальные монотонные задания гиперактивному ребенку даются тяжело.

Прежде чем делать заключения о неусидчивости и гиперактивности ребенка, родители и учителя должны учесть и другие факторы:

  • возможно, ребенку попросту скучно, так как он умнее сверстников и подаваемый материал для него слишком легок и не интересен;
  • у ребенка могут быть проблемы со слухом или зрением, как результат он не видит записи на доске и плохо слышит учителя, в связи с чем и теряет интерес к происходящему.

Как правильно общаться с гиперактивным ребенком

  • Во-первых, родители и близкие взрослые должны учитывать особенности ребенка, его возможную реакцию на те или иные вещи. Зная о неусидчивости ребенка, не стоит брать его на балет или торжественный банкет, такой вечер, наверняка, обещает быть испорченным.
  • Не нужно давить на ребенка, стыдить и оскорблять его. Гиперактивные дети очень восприимчивы к обидной критике. В частности, обвинения в плохом поведении кажутся им очень несправедливыми, ведь в их понимании они не сделали ничего дурного. Да, они громко разговаривают, много прыгают, но они делают это непроизвольно и не из злого умысла. Они этого сами попросту не замечают. Поэтому замечания родителей кажутся нечестными.
  • Родителям гиперактивных детей следует избегать повышенных тонов. Чем выше тон, тем сильнее реакция.
  • В случае, когда ребенок явно начинает раздражаться и возбуждаться, родителям стоит отвлечь его внимание на что-то приятное.

Особенности воспитания гиперактивного ребенка

  • Гиперактивному ребенку лучше оформлять комнату в пастельных тонах, не нагружая пространство посторонними элементами. Рабочее пространство для выполнения уроков не должно содержать игрушек, ярких плакатов и прочих отвлекающих предметов.
  • Остальные члены семьи должны принять темперамент ребенка, помнить, как правильно общаться с гиперактивным ребенком, не обвинять его в назойливости, суетливости, в том, что он «не такой как все нормальные дети».
  • Гиперактивному ребенку сложно запомнить сразу несколько заданий. Если вам нужно, чтобы ребенок убрал тарелку, умылся, оделся и собрал рюкзак, выдавайте эти четкие задания порционно по мере выполнения каждого предыдущего.
  • Зная про рассеянность ребенка, помогите ему. Подпишите все его личные вещи, для одежды можно заказать специальные именные стикеры, которые пришивают или приклеивают утюгом. Встречая у школы или с секции, проверяйте, все ли забрал ребенок. Находясь вне дома, звоните, напоминайте ребенку, что ему необходимо сделать.
  • Придерживайтесь единого режима дня. Для любого ребенка нарушение режима сна и питания чреваты капризами. Гиперактивный ребенок должен достаточно отдыхать, спать не менее 8-9 часов в сутки. За час-два до сна не рекомендуется смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или в телефон во избежание излишней возбудимости. В целом, для гиперактивных детей лучше исключить просмотр чересчур агрессивных фильмов.
  • Гиперактивный ребенок должен спать в комфортных условиях на хорошем матраце, в проветриваемой комнате. Гиперактивные дети часто имеют проблемы со сном и недержанием во время сна. Старайтесь не давать ребенку много жидкости перед сном, а в случае неудач не ругайтесь.

Вышеперечисленные рекомендации вовсе не означают, что гиперактивного ребенка никогда нельзя ругать, дабы не напугать и не возбудить. Напротив, всепрощение и вседозволенность только усугубят проблему. Гиперактивного ребенка нужно воспитывать и прививать ему нормы поведения в социуме, но это нужно делать плавно и доброжелательно.

Занятия с гиперактивными детьми

  • Гиперактивным детям необходимо расходовать свою энергию. Запишите ребенка в спортивную секцию, возможно, и не одну.
  • Максимально переносите все занятия на улицу на свежий воздух. Для детей дошкольного возраста — большинство развивающих игр, не привязанных к столу. Вы можете взять книжки, пластилин, пазлы на улицу. Со школьниками также устные предметы можно выучить на улице. А далее дать ребенку вдоволь нарезвиться, набегаться и устать.
  • При обучении делайте частые короткие перерывы, так как ребенку с СДВГ сложно долго сконцентрироваться. Во время перерыва можно обсудить изученное. Перейдя в непринужденную беседу, ребенок отвлечется и по-своему отдохнет.
  • Для гиперактивных детей полезны занятия плаванием. В данном виде спорта ребенок и расслабляется, и тратит энергию одновременно.
  • Для развития памяти и внимания полезно регулярно заучивать стихи.
  • Полезной является следующая игра. Необходимо начертить квадрат 5х5 из маленьких квадратиков. Внутри произвольно расписать цифры от 1 до 25. Затем попросить ребенка найти каждую цифру по порядку (см. Табл).
8 17 3 13 6
24 1 11 2 21
10 22 7 20 15
19 14 16 25 23
12 5 4 9 18
  • Играйте со вкладышами, перевертышами. Ребенку нужно вставить фигурки в определенные пазы или найти пару в перевернутых карточках.
  • Читайте книги. Просите пересказать содержание.
  • Покажите ребенку несколько игрушек, потом попросите отвернуться. Спрячьте пару предметов, затем спросите ребенка, чего именно не хватает.
  • Лабиринты, игры «найди отличия» также полезны для развития внимания и усидчивости.

Взаимодействие и общение с гиперактивным ребенком

  • Гиперактивный ребенок не болен. Многие опытные ученые, психиатры и неврологи вовсе отрицают научную обоснованность диагноза СДВГ. В США гиперактивных детей спешат лечить медикаментозно. Применение препаратов помогает усмирить темперамент ребенка, улучшить его концентрацию. Это очень удобно для родителей, но не всегда полезно для самого ребенка. Подавляя природные качества ребенка, можно уничтожить и многие положительные следствия его энергичности. Более того, привыкание может проявиться в том, что без лекарств справиться с ребенком станет уже невозможно. Медикаментозное лечение применимо только на основе рекомендаций врача.
  • Самому ребенку нельзя говорить, что он не здоров. Тем более, что не здоров умственно, это может привести к комплексам.
  • Родители должны быть всегда мудрее. Общение с гиперактивным ребенком сложное, своим поведением и спорами он может сильно вывести из себя окружающих его людей. Не всегда полезно, чтобы последнее слово было за родителем. Старайтесь подробно разобраться в ситуации, а не спешить наказать.

Игры для гиперактивных детей

  • Для ребенка с СДВГ полезны любые подвижные игры. Лучше, если игры будут содержать простые условия. Старайтесь обеспечить ребенку длительные прогулки на улице, чтобы он мог вдоволь набегаться и накричаться.
  • Для настольных игр дома выбирайте не сильно сложные, и имеющие логический конец. Долгая игра-стратегия вроде «монополии» ребенку может наскучить.
  • Полезно дома иметь детский спортивный комплекс, на котором можно расположить и качели, и кольца, и трапеции, и канат, и горку. После занятий на таком комплексе дети будут спать крепким сном!

Если ваш ребенок гиперактивен, будьте терпеливы, станьте ему верным другом. Детям с СДВГ сложно заводить друзей. Такие дети стремятся командовать, не желают подчиняться, кричат громче всех на площадке, лезут к старшим ребятам. Лучше держать ребенка в поле зрения и в случае разгорающегося конфликта вмешаться и отвлечь кроху, иначе его могут принять за агрессивного хулигана.

Старайтесь выявить интересы ребенка и делать акцент именно на таких занятиях. Разумеется, в рамках школьной программы необходимо изучать все, но имея преимущества в отдельных сферах, ребенку будет проще адаптироваться к обществу и не прослыть бездельником и отстающим.

Многие известные люди, которые внесли существенный вклад в историю технологического и политического прогресса в школе страдали рассеянностью и невероятной неуспеваемостью. Среди них громкие имена Н. Тесла, А. Эйнштейна, Л. Давинчи, Т. Эдисона, У. Черчилля. У многих известных артистов также диагностирован СДВГ: Дж. Тимберлейк, Дж. Керри, Д. Хоффман, Ч. Татум, У. Смит, Р. Гослинг и другие. Среди олимпийских чемпионов также много представителей с СДВГ. Очевидно, это не помешало им достичь больших высот. Вероятно во многом благодаря родителям, вовремя направившим энергию своих детей в нужное русло. Сделайте гиперактивность своего ребенка его преимуществом и он непременно заявит о себе как выдающийся спортсмен, ученый или бизнесмен!

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?