03Фев
    2020
    0
    Маленький барабанщик

    Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

     

    Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи.

    Продолжаем разбираться в сложностях и особенностях музыкального образования детей и сегодня наши подопечные – маленькие барабанщики.

    Может быть, дорогие взрослые, кто-то из вас имеет по этому поводу скепсис – мол, «барабанить может каждый», или «барабан не скрипка, чему там учиться», тогда начнем с главного.

    Чувство ритма, бесспорно, необходимое для выбора ударных инструментов, к сожалению, практически не поддается развитию. То есть, оно либо есть от природы, и тогда можно говорить о занятиях в группе ударных, либо его нет.

    Не ритмичный человек в принципе не очень годится для занятий музыкой, о каком бы инструменте не шла речь, НО, играя на скрипке, фортепиано, флейте и других инструментах, ученик будет смотреть в ноты и подчиняться заданному композитором ритму, а ребёнок, обучающийся ударным инструментам, должен быть готов создавать ритмическую структуру музыки сам. Да, он тоже имеет дело с нотами, композиторами, но видеть и чувствовать пульс музыки ему удается как бы изнутри, пропуская каждый удар инструмента через своё сердце.

    Одним словом, способность ощущать ритм музыки более чутко и точно, это достаточно редкий дар, который, проявившись в вашем ребёнке, непременно будет искать выхода. Именно такие дети делают по — настоящему осознанный выбор, и, придя в музыкальную школу, имеют четкую цель, не перебегая с инструмента на инструмент.

     

    Что ждёт ребёнка, страстно желающего барабанить, в музыкальной школе и какие проблемы лягут на плечи счастливых родителей, давайте разберемся?

    К сожалению, не во всех музыкальных школах вообще есть отделение ударных инструментов, а там где есть, оно обычно объединяется с духовыми. Если нет совсем, отправляемся на поиски близлежащих студий, кружков, всё, что не далеко от дома, поскольку на первом этапе вам важно убедиться в стойкости интереса, и ваших возможностях все это организовать-устроить-вынести. Если любовь к «стучанию» не растворится за месяц-другой занятий, следующим шагом будет поиск хороших учителей и покупка ударной установки, но это отдельная тема.

    Если в музыкальной школе ударные инструменты объединены в один отдел с духовыми, значит, наверняка здесь создан духовой оркестр, и это очень здорово. Преимущественно мужской коллектив преподавателей и учащихся прекрасное подспорье для мальчика как в творческом, так и в воспитательном аспекте.

    Если есть возможность выбирать между частным (студия, кружок, преподаватель) обучением и музыкальной школой, на начальном этапе я бы выбирала музыкальную школу. Мотивирую, как и раньше, системой обучения, и наличием достаточного количества предметов, кроме специальности.

    Возможно, через несколько лет обучения вашему ребёнку и будет целесообразно брать уроки у частных преподавателей, чтобы приобрести конкретные навыки, или достичь новых высот, но начальные годы лучше посвятить классической постановке рук в школе.

    В музыкальной школе ребенку удастся познакомиться и пройти начальный курс обучения игры на одном из инструментов этой обширной группы или на нескольких, это зависит только от возможностей школы и преподавателя. Чаще всего осваиваются малый барабан, либо ударная установка, как основной необходимый инструмент любого эстрадного или джазового коллектива и звуковысотные клавишные ударные инструменты — вибрафон, ксилофон, маримба.

    Интерес ребёнка может сконцентрироваться на каком-то одном инструменте, по крайней мере, на этапе его освоения, но чаще всего, ударники, это «многостаночники — универсалы», музыканты, которые владеют целым рядом инструментов, легко переключаясь с одного на другой. Особенно поэтично это выглядит в симфоническом оркестре, когда вокруг ударника выстраивается целый лес различных инструментов самых замысловатых конфигураций, и он, как настоящий фокусник-циркач показывает чудеса на каждом из них.

    Современные дети загораются игрой на ударных, впечатленные совсем не классической музыкой, но это не значит, что в процессе обучения их взгляд не изменится. В любом случае, вы должны понимать, что работая в коллективе, будь то симфонический оркестр или рок-ансамбль из четырех участников, ребёнок не просто учится играть вместе с другими, что тоже не просто, но и учится играть, слушая других, создавая общее гармоничное звучание.

    При наличии творческого руководителя детям-ударникам ещё и поручается создавать, придумывать свои ритмические рисунки, которые потом разбирает и исполняет вся группа. Знаю и таких преподавателей, которые привлекали маленьких участников ансамбля не только к музыкальной деятельности, но и к проектной, где ребята записывали свои клипы, готовили и проводили концерты, выпускали свои аудиоальбомы, и каждый участник (включая ударника) проходил путь от придумывания названия группы до создания обложки собственного диска.

     

    Маленькие участники музыкального ансамбля

    Маленькие участники ансамбля

     

    Организация занятий

    Если первый интерес, проявленный ребёнком к ударным инструментам, не стих в течение одного месяца, придётся задуматься о приобретении ударной установки для занятий дома. Забегая наперед, скажу, что многие ударники всю жизнь пополняют свою коллекцию, приобретая всё новые и новые экземпляры всяких тарелок, маракасов, бубнов и список этот может быть бесконечным. Но первая установка покупается родителями, которым лучше положиться на опыт преподавателя, согласуя его со своим кошельком.

    К сожалению дешевых вариантов здесь не существует – цена обычной установки начинается от 15 тысяч, электронной еще дороже. Если вас это утешит, то уточняю, что в установку входят несколько инструментов: один большой барабан, два-три том-тома, малый барабан, две подвесные тарелки и хай-хэт. Можно договориться о занятиях вне дома, но это решит проблему лишь на какое-то время.

    Еще один очень важный вопрос организации домашних занятий — это звукоизоляция. Здесь каждому придется придумывать свои хитрости. Если живете в частном доме вопросов меньше, но квартира в панельном доме с многосторонними соседями не позволит ребёнку барабанить в полную силу. Дома можно использовать тренировочные барабаны, они не дают ощущения полной замены, но практически беззвучны, некоторые придумывают специальные резинки, подклады и прочее для снятия звуков, полностью обшивают комнату юного барабанщика звукоизоляторами, тут, как говорится, кого на что хватит.

    Домашние занятия имеют огромное значение для юного ударника, поскольку овладение навыками игры на ударных инструментах – это сложный, длительный процесс, в котором результат достигается путем упорных занятий и многочисленных проб и ошибок. С первых дней ребенок должен будет понять, что всякий технический прием приобретается и становится устойчивым в результате многократных, терпеливых и сознательных повторений различных исполнительских движений.

    Отдадим должное и трудам педагога, ведь техника игры на ударных инструментах развивается благодаря его продуманной, четко спланированной работе. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс развития. Если педагогом созданы необходимые условия, подобраны индивидуальные способы работы, это даст значительный эффект для развития технических навыков ребёнка.

    Интересно знать, что преподаватели ударных инструментов считают барабаны самым сложным инструментом из всего музыкального инструментария, потому что для их познания требуется полностью раствориться во времени. Научиться «выбивать» ритмы, считают они, может любой человек, с любым интеллектуальным потенциалом развития, но без мелодико-гармонической поддержки сформировать потенциал знаний о метроритмических континуумах, что относится к разряду философских, просто невозможно.

    Еще многие педагоги ударной группы рекомендуют начинать знакомство с ударными партиями, написанными классиками музыки, ведь классика никогда не старится со временем, а современная музыка — живет «одним» днем и ей учится никогда не поздно даже в зрелом возрасте.

     

    О пользе

    В первых абзацах этой статьи мы говорили о том, как много значит врожденное чувство ритма для юного барабанщика, как и хорошая координация движений рук и ног, быстрая реакция, музыкальный слух и память. Однако не стоит забывать, что иногда нужно идти «от обратного», привлекая к занятиям не только одаренных всем вышеупомянутым детей, но и тех, кому игра на барабанах может принести терапевтическую пользу. Ведь любопытные медики уже отметили, что в результате систематических занятий и прослушивания ритмических барабанных мелодий, у детей:

    • улучшаются мышечные рефлексы и координация, 
    • повышается тонус, нормализуется работа сердца,
    • «включается» артикуляционный аппарат,
    • запускается позитивное мышление,
    • растет природная физическая выносливость и стрессоустойчивость. И как же тут не вспомнить волшебный бубен шамана)))

     

    Пожелаем же удачи и творческих побед всем маленьким барабанщикам, выбравшим такой нелёгкий, но звонкий путь, а родителям терпения, восхищения и радости!

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}