11Фев
2020
0
Обучение игре на народных инструментах

Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

 

Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи.

Продолжаем разбираться в сложностях и особенностях музыкального образования детей и сегодня наш разговор о самых родных инструментах — народных.

Действительно, умолчать о народном отделении, существующем в каждой детской музыкальной школе, невозможно, тем более что именно о занятиях на народных инструментах мнения родителей часто расходятся в противоположных направлениях. Одни считают, что обучение игре на народных инструментах не является профессиональным занятием музыкой: «научиться играть на балалайке проще простого, это не скрипка», другие – напротив, души не чают в народных напевах, и умение играть на народном инструменте приравнивают к обязательным навыкам (как уметь дрова рубить, костер разводить, плавать). 

В своей жизни мне приходилось сталкиваться с представителями различных цивилизаций: европейцы, американцы, азиаты, и лишь только затрагивалась тема народной культуры, всегда демонстрировали нежную любовь и преклонение пред культурными истоками своих стран.

О чем бы ни шла речь — костюм, музыка, инструменты, я никогда не встречалась с пренебрежительным тоном. От того не могла понять, отчего у русского народа такие неоднозначные отношения со своими народными инструментами (так же и песнями, костюмами, танцами), от горячей любви до полного забвения?

История, которую узнала, будучи студенткой консерватории, прояснила картину, и сегодня хочу поделиться ею с вами, поскольку тема сохранения культурных истоков и традиций мне видится как очень и очень важная.

 

Немного истории 

Первыми исполнителями на народных инструментах были скоморохи. Без них не обходилось ни одно народное гуляние. При царском дворе даже существовала «Потешная палата», основу которой и составляли скоморохи, играющие на домрах, гуслях, гудках и других музыкальных инструментах. 

К 17 веку скоморохи, которые переходя из города в город, много видели и много знали, стали одним из важнейших источников информации для народа (средневековый ютуб), что не особо понравилось властям. Так в 1648 году по царскому указу Алексея Михайловича Романова, представления скоморохов были запрещены, а все инструменты сожжены, и после 17 века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. 

Новую жизнь домра получила в результате деятельности выдающегося музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева. В 1895 году в Вятской губернии был найден струнно-щипковый инструмент с круглым кузовом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, В.В. Андреев отправился к известному мастеру краснодеревщику Семену Ивановичу Налимову, который ее реконструировал.

Примерно та же история произошла и с балалайкой, которую Василий Васильевич услыхал в одной глухой деревеньке и был поражён, поскольку ничего подобного раньше не видел и не слышал. Всерьёз увлекшись балалайкой и научившись на ней играть, В.В. Андреев пришёл к выводу, что инструмент таит в себе небывалые возможности, но нуждается в усовершенствовании. В 1886 г. мастер В.В. Иванов изготовил первую концертную балалайку из клена и Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках».

В.В. Андреев рассматривал усовершенствованные им русские народные инструменты как могучее средство облагораживания и культурного просвещения русского народа. Еще в начале своей деятельности он лично обучал игре на балалайке солдат Петербургского гарнизона. Демобилизовавшись, солдаты увозили инструменты с собой и через несколько лет балалайка, уже к этому времени почти исчезнувшая из русского быта, вновь зазвучала по всей России.

Позднее Андреев реализовал ряд образовательных проектов, результатом воплощения которых стало повсеместное распространение любительских оркестров народных инструментов. 

Почему В.В.Андреев так высоко оценивал просветительский потенциал русских народных инструментов? Прежде всего, из-за доступности. Выходит, правы те родители, которые считают, что «научиться играть на балалайке проще простого».

Балалайка и домра действительно доступны для освоения и в подростковом, и в юношеском возрасте, и даже взрослый человек может достаточно легко освоить элементарные приёмы игры, достаточные для участия в любительском оркестре. Конечно, для виртуозного овладения игрой на балалайке потребуется не меньше времени, чем для виртуозного овладения игрой на скрипке, но для того, чтобы подросток или взрослый человек стал в состоянии играть на балалайке или домре в любительском оркестре, часто бывает достаточно нескольких месяцев занятий.

Андреев стал продвигать идею создания народных оркестров во всех школах, училищах, а также на заводах, фабриках, железнодорожных станциях. Он был убежден в том, что совместное исполнение народных и классических произведений будет смягчать нравы рабочих и делать их культурнее. Время доказало правоту Андреева: в деревнях, где зазвучала балалайка, стало меньше пьянства и драк, а рабочие, участвующие в оркестрах, работали производительнее. Об этом свидетельствуют не только исследования тех лет, но и тот факт, что образовательные проекты Андреева получили финансирование и поддержку на самом высоком уровне. 

В советский период просветительский потенциал русских народных инструментов использовался очень широко, народные оркестры и кружки по обучению игре на народных инструментах были практически во всех клубах, а также во многих школах и вузах, и производственных предприятиях.

Был налажен массовый выпуск инструментов, огромными тиражами издавались пособия по обучению на балалайке и домре и нотная литература. И до конца 60 годов 20 века музицирование на русских народных инструментах приобрело поистине массовый размах.

В 70 – 80 годы был перемещён акцент с развития массового музицирования на повышение уровня профессионального исполнительства на народных инструментах, что привело к сокращению числа любительских оркестров и кружков, однако классы народных инструментов открылись в музыкальных школах, и открылись кафедры народных инструментов почти во всех консерваториях и институтах искусств.

В 90 годы культурная политика российского государства, а, точнее, её отсутствие, привело к резкому сокращению любительского музицирования на народных инструментах. Многие самодеятельные коллективы прекратили своё существование, было прекращено издание нотной литературы и массовое производство инструментов, народные инструменты исчезли и с ТВ. 

Детские музыкальные школы остались немногочисленными островками бытования народных инструментов, и поэтому в настоящее время именно они выполняют очень важную миссию – сохранение традиций музицирования на русских народных инструментах и передачу их в будущие поколения.

Игра детей в оркестре

Совместное музицирование в оркестре

Одним из самых привлекательных моментов в обучении игре на народных инструментах является совместное музицирование ребят в оркестре народных инструментов. Основу оркестра русских народных инструментов составляют музыкальные инструменты: балалайка, домры, баян, аккордеон, шумовые инструменты.

Занятия в оркестре — это основа формирования музыкального вкуса, здесь действительно закладывается школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, как мощное оружие борьбы с непониманием и невежеством в отношении народной и классической музыки. Это школа развития внимания, коллективного творческого труда, а также личной ответственности и дисциплины. Оркестр – это мостик в большую музыку и культуру, знакомство с лучшими образцами музыкального творчества. 

 

Еще несколько слов о более молодых инструментах народного оркестра – баяне и аккордеоне.

В 1821 году мастером из Берлина Ф. Бушманом на основе губного камертона была сконструирована и изготовлена губная гармоника с 15 стальными язычками. Чуть позже Ф. Бушман присоединил к губной гармонике кожаный мех, наподобие кузнечного и получилась ручная гармоника. Эксперимент оказался удачным и Ф. Бушман вместе с отцом и братом стал изготовлять ручные гармоники для продажи.

Уже к середине 19 века производство губных и ручных гармоник в Европе было широко развито, и гармоника стала поистине народным инструментом. Этому поспособствовала дешевизна инструмента, его мобильность, легкость игры и быстрота обучения.

В те же годы гармоника начала появляться и в России, где она сразу же получила широкое распространение. В Тульской, Вологодской, Новгородской и Вятской губерниях, а в 1880-х годах — и в Петербурге, Тверской, Симбирской, Ярославской, Нижегородской, Волынской, Московской, Орловской и Костромской губерниях — в кустарных мастерских началось изготовление гармоник и популярность их была необычайная.

Гармоники, изготовляемые в России русскими умельцами, были различной конструкции и получали название от места их изготовления: тульская, вятская, вологодская, ливенка, петербургская, елецкая, бологоевская и др. В 1907 году мастер П.Е. Стерлигов создал новую разновидность хроматической гармоники, которая получила название – баян, в честь былинного русского певца-сказителя Бояна. 

Аккордеон (от франц. accordeon) — это одна из разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом в левой. В некоторых странах аккордеонами принято называть все инструменты — и с клавишами, и с кнопочками в правой клавиатуре.

Хочется призвать взрослых – учителей и родителей, чьи дети обучаются игре на народных инструментах, пожалуйста, говорите своим детям, что именно они удостоены высокой миссии — сохранить и передать культуру своего народа потомкам. 

Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии будут «пронизывать» его насквозь. Ребенок постепенно осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придадут этому процессу большую естественность, привлекательность и доступность. 

Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира, что так важно сегодня. Так пусть же маленькие балалаечники, домристы, баянисты и ложкари радуют нас своими звонкими напевами, понимая исключительную важность своего дела, а родителям –понимания, радости сотворчества и самых задушевных мелодий.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}