27Янв
2020
0
Мы идем на музыку. Часть 8. Полюбите пианиста

Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

 

Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи.

Продолжаем разбираться в сложностях и особенностях музыкального образования детей. 

Сегодняшняя статья о некогда самом популярном и востребованном инструменте для обучения детей музыке – фортепиано. В мире практичных родителей 2000-х произошли глобальные изменения: инструмент фортепиано, занимающий огромное место в квартире, сложный в транспортировке, требующий дорогой настройки и звучный для соседей и собственных, уставших после работы, ушей, перестал быть таким желанным и привлекательным, как в 70-80 годы прошлого столетия. 

А тогда наши родители, не считаясь ни с чем перечисленным выше, 

  • тащили громадное сооружение на девятый этаж, нанимая бригаду грузчиков,
  • приглашали человека экзотической профессии – настройщика,
  • платили за обучение ежемесячно немалую по — советскому карману сумму – 20 рублей,
  • часами всем подъездом слушали гаммы и всё это ради того, чтобы ребенок научился играть «на пианино». 

Теперь эти маленькие пианисты сами стали родителями, и помня, какой тернистый путь был пройден в детстве, своих детей от музыкальной школы держат в отдалении, и уж если обучение одобрено, то чаще всего не на фортепиано.

Конечно, дело не только в громоздком инструменте. На самом деле, обучение игре на фортепиано одно из самых длительных и самых трудоемких направлений в детской музыкальной школе. Как пройти этот путь, кому становится пианистом, а кому – нет, в чём смысл и трудности – попробуем разобраться вместе.

Обучаться игре на фортепиано в музыкальной школе ребёнку предстоит долгие 7 лет, а когда появляется смысл дальнейшего обучения, то и все 9, затем, еще 4 года в музыкальном колледже, и 5 лет в консерватории. Так, чтобы выйти на путь профессионального пианиста, на обучение уходит около 18 лет.

Не становиться профессиональным пианистом, а пройти путь общего ознакомления в музыкальной школе очень проблематично. Учитель к такому ребёнку требования все равно не снижает, в силу сложившихся традиций обучения ему не разрешат играть какие-то песенки из пяти нот, в то время как остальные будут штурмовать клавиры с высокой классикой.

Делает ребёнок или его родители ставку на профессиональную карьеру или нет, всё одно – обучение игре на фортепиано будет представлять собой достаточно сложный психофизиологический процесс. В нем всегда одновременно задействованы зрительные, речеслуховые, двигательные функции, и каждый навык, которым должен будет овладеть ребёнок, состоит из целого ряда этапов.

Уже в первый год обучения малыш должен уметь:

  • смотреть на ноты, написанные на бумаге;
  • находить их на клавиатуре; 
  • правильно сосчитать их продолжительность и ритмические особенности;
  • сыграть одновременно правой и левой рукой совершенно разные мелодии, записанные, кстати, в разных ключах;
  • правильно ставить руки на клавиши; 
  • думать о том, как передать в звуке характер музыки. 

Конечно, всё это на примитивных мелодиях, но сложность их будет возрастать как в техническом, так и в музыкальном направлении.

Для фортепиано написано очень много прекрасной, временами потрясающей музыки, но домашних концертов класса так до третьего вам не видать, просто три года это минимум, которые уйдут на становление рук, овладение чтением нот, умение одновременно играть двумя руками.

У многих детей к этому времени совершенно пропадает интерес к процессу и даже к результату. В период моего детства особый восторг вызывали родители, которые в 3-4 классе перевели своих детей на другие инструменты – гитару, ударные, аккордеон и даже скрипку.

Бывает, что педагог видит необычайные способности ребёнка, чаще всего, в таких случаях, речь идёт не о технике игры, а о музыкальности, и настаивает на продолжении занятий. В конце концов, результат радует всех, но такие случаи единичны.

У современных детей настолько возросли общие нагрузки, особенно психологические, что продавливать идею профессиональных занятий музыкой без мотивации самого ребёнка я бы ни за что не стала.

Музыку ребёнок должен любить до самозабвения, так, чтобы ни дня не мог прожить не играя, только тогда он сможет, жертвуя собственным детством, часами одолевать трудности музыканта, как технические, так и эмоциональные. Это утверждение отношу в целом ко всем инструментам, но фортепиано здесь лидирует. Пальчики нужно упражнять и растягивать часами и ежедневно. Гаммы, пассажи, арпеджио, аккорды – это ещё совсем не музыка, но на эти упражнения необходимо тратить каждый день до часа времени, и только потом приступать к основной программе. 

 

Упражнения для игры на пианино

Пальчики нужно упражнять ежедневно

 

Чем помочь ребёнку? 

  1. Родители маленького пианиста обязательно должны побывать на первых уроках, чтобы понять, как правильно должен сидеть ребёнок у фортепиано, куда и как ставить ноги и руки, как отрегулировать высоту стула и, главное, сохранить правильную осанку при таком продолжительном сидении. Это действительно важно, поскольку домашние занятия по времени, как правило, в два, а то и три раза превышают учебные, и могут закрепить неверные навыки, ребенок быстро станет сутулиться.
  2. Помочь ребёнку, особенно младшему школьнику, организовать время и место для занятий. Помните, что занятия на фортепиано требуют не менее 30-45 минут в день, в перспективе до 2 часов в день, и, конечно, это должно быть удобное, не проходное, теплое и светлое место, ноты должны быть освещены дополнительно. Взрослея, ребёнок будет самостоятельно решать все эти проблемы, возможно даже репетировать вне дома, но в начале пути ему необходима ваша помощь.
  3. Обязательным будет и знакомство с педагогом, ведь так много лет вашему ребёнку предстоит встречаться с ним как минимум дважды в неделю. Личность педагога в фортепианной истории очень важна, здесь наблюдается такая зависимость от смены педагогов – чем реже, тем лучше. Поскольку каждый педагог несет с собой свою постановку рук и свое видение и слышание музыки, частые смены учителей, как правило, приводят ребёнка к полной дезориентации. Поэтому родителям детей, которые демонстрируют высокую технику и мастерство, есть смысл как можно раньше перевести их к педагогам высшего звена, в консерваторию, где будет одна и та же школа, одни и те же требования на много лет. Но и учитель обычной ДМШ может быть отличным музыкантом, поэтому действуйте по ситуации.
  4. Здорово, если есть возможность посещать занятия первого года обучения, и дома, вспоминая, что и как говорил учитель на уроке, помочь ребёнку отработать тот или иной навык. Некоторые родители пишут комментарии учителя на диктофон и дома разбирают их вместе с ребёнком. Так моя бабушка научилась играть на фортепиано синхронно со мною, было ей на тот момент 62 года! Это очень мотивировало меня, и соревновались мы с нею где-то до пятого класса, потом бабуля отстала, потому что сломала руку, но выученный репертуар играла по-прежнему на маленьких семейных концертах.
  5. Отдельно необходимо упомянуть и о концертах. Каждая учебная четверть в музыкальной школе заканчивается академическим концертом. Это зачет или экзамен, который проходит в форме концерта, где каждый участник, начиная с самых маленьких, выходит на сцену, садится за инструмент (это может быть и концертный рояль) и играет выученную программу для всех в зале. А в зале сидят, как правило, учителя школы, родители и другие ученики. Испытание сценой и публичностью совсем не шуточное дело, и много раз случалось, что хорошо выученная программа летела в тартарары из-за волнения. Потеют ладошки, бьется в ушах сердце, подкашиваются ноги. Как преодолеть эти моменты, бороться с волнением, научиться собираться и не включать эмоции, во всех этих вопросах ребёнку легче разобраться, держа за руку близкого человека. Когда дело доходит до серьезных конкурсов, нужно много раз подумать о целесообразности таких переживаний. Конечно, выбирая профессиональную карьеру, юный пианист должен осознавать, что публичность становится частью его профессии, и избежать сценических переживаний не удастся, но в таком случае должен быть и положительный эффект от пережитого на сцене, радость от сыгранного, счастье от самого процесса, когда ты весь в музыке, и удовлетворение результатом. 

 

Еще несколько слов о карьере

Великими концертирующими пианистами становятся единицы, но хорошему пианисту есть немало применений. На вес золота в музыке хорошие аккомпаниаторы – это особая стезя и талант, хорошие учителя на всех этапах от ДМШ до консерватории, до сих пор с пианистами работают танцоры, особенно в балете, и даже специалист средней руки вполне может найти себе применение и заработок в различных клубах, ДК, студиях. 

Поддержите ребенка, если он выбрал этот непростой путь. Даже если все закончится после третьего или четвертого года обучения, с ним останется музыка, навсегда. Главное не доводить ситуацию до отчаяния и отвращения. 

А тем родителям, чей ребенок решится стать профессиональным пианистом – желаю большого терпения и счастливой возможности увидеть свое дитя на сцене, в ореоле прекрасной музыки, довольного своим выбором и дарящего людям минуты великой радости!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}