14Янв
    2020
    0
    обучение детей игре на духовых инструментах

    Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

     

    Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи.

    Продолжаем разбираться в сложностях и особенностях музыкального образования детей. И сегодня поговорим о группе инструментов под названием «духовые».

    В последнее время многие родители предпочитают отдавать своих детей обучаться игре на духовых инструментах. Основная причина — желание устранить проблемы со здоровьем, которые часто связаны с дыхательной системой.

    Если у ребенка вдруг диагностирована астма или другие проблемы с дыханием, нет ничего лучше духовых инструментов — флейты, саксофона, трубы, кларнета, тромбона, валторны. Инструментов в этой группе достаточно много, и они заметно отличаются друг от друга и внешностью и звуком и характером.

    О каждом из инструментов этой группы можно написать книгу, но попытаемся выявить то, что является общим для всех.

    Духовые отличаются от всех остальных музыкальных инструментов тем, что прошли самый длинный путь развития, начиная с тростника и заканчивая металлическими сплавами. Материалом для первого духового инструмента была кость, в которую подул первобытный человек и стал использовать её в качестве средства для сигнала опасности.

    Развивалась история, с ней развивались и инструменты. С каждым веком они становились все совершеннее: появились флейта, фагот, труба и кларнет, но все они использовали тот же принцип, благодаря которому кость издавала звуки — колебания воздуха в пустотелой трубке.

    Традиционно духовые инструменты делятся на медные и деревянные. Эта классификация обусловлена исторически тем, какие материалы использовались для изготовления инструментов. Но на сегодняшний день такое деление относится, главным образом, к способу звукоизвлечения, которое применяется при игре на данных инструментах.

    К примеру, флейта, которая относится к деревянным духовым, изготавливается из металла или даже стекла, некоторые модели кларнета или гобоя выполняются из пластика и других материалов, саксофон практически всегда делают из металла, но он также относится к деревянным инструментам.

    Инструменты, которые называются медными, изготавливаются не только из меди, но еще из серебра, латуни и других металлов.

     

    Какой инструмент выбрать?

    Одни преподаватели рекомендуют начать обучение на пластмассовой или деревянной блок-флейте: занятия на ней дадут достаточно быстрый результат и это, конечно, понравится детишкам.

    Другие педагоги рекомендуют сначала выучить нотную грамоту, играя на каком либо другом инструменте, например, фортепиано, и только потом перейти на флейту или другой духовой инструмент, поскольку одновременное изучение нотной грамоты, правильного дыхания и аппликатуры инструмента очень серьезная нагрузка.

     

    С какого возраста начать?

    Возраст начала занятий на флейте меняется в обе стороны в зависимости от физических возможностей ребёнка. Специалисты считают, что самый ранний возраст начала игры на флейте (поперечной) — это интервал от 6 до 12 лет.

    Такие духовые инструменты как труба, тромбон, саксофон, кларнет освоить ещё труднее, потому что необходим большой объем легких, хорошая моторика рук, развитый амбушюр (положение губ, языка и лицевых мышц музыканта при игре на духовых музыкальных инструментах). Игра на этих духовых инструментах приемлема для детей только с 10 — 12 лет. Факт, подтверждаемый практикой, что эти дети к 18-19 годам достигают тех же успехов, как и те, кто начал ранее.

    Для тех, кто рано начал заниматься на поперечной флейте, при игре идет большая односторонняя физическая нагрузка, вызывающая искривление позвоночника в одну сторону. При неокрепшем костно-мышечном аппарате это может вызвать проблемы.

    Если вы погрузитесь в процесс освоения инструмента вместе с ребёнком, то быстро убедитесь, что обучение игре на духовом инструменте по праву можно сравнить с подготовкой спортсменов к соревнованиям. Занятия на духовых инструментах воспитывают в ребенке выносливость и стойкость. Чтобы совершенствоваться и повышать свой профессионализм одного желания ребенка или родителя недостаточно, необходимы регулярные и упорные занятия.

    Играя на духовом инструменте, ученик должен разрабатывать пространственную ориентацию, чтобы: 

    • попадать на клапана;
    • манипулировать пальцами;
    • запоминать нотный текст, который состоит из строгих ритмических фигур, а их, в свою очередь, необходимо четко выполнять, и, таким образом, 
    • формировать музыкальную линию.

    Для формирования каждого компонента нужно задействовать практически весь комплекс средств организма одновременно: язык, губы, легкие, диафрагму, межреберные мышцы, брюшной пресс — это мы не берем во внимание работу пальцев, памяти и построения музыкальной мысли.

    Справедливости ради отметим, что играя на любом музыкальном инструменте, ребёнок должен координировать действия нескольких компонентов: зрения, памяти, слуха, двигательного чувства, волевых усилий, музыкально эстетических представлений. Деятельность исполнителей на духовых инструментах также включает в себя работу и контроль над несколькими составляющими, но в первую очередь, это контроль за основополагающим элементом — дыханием, так как процесс дыхания у духовиков не имеет ничего общего с естественным дыханием человека.

     

    Игра детей на духовых инструментах

    Игра на духовых инструментах

     

    О дыхании

    Об этом специфическом дыхании духовиков стоит поговорить отдельно. Исполнители на духовых инструментах используют смешанный или грудо-брюшной тип дыхания, представляющий собой активную работу межреберных мышц, которым необходимо максимально раздвигаться для осуществления полноценного вдоха, в этот момент опускается диафрагма, которая помогает легким наполниться воздухом.

    Дыхание духовиков можно сравнить со смычком у скрипачей. При естественном физиологическом дыхании человека вдох является активным актом, а выдох — это пассивным. Естественное физиологическое дыхание проходит в режиме вдох, выдох, пауза.

    Профессиональное исполнительское дыхание подчиненно сознанию музыканта и требует активного вдоха и выдоха. Вдох — короткий, выдох — долгий (продолжительный) и для этого требуется максимальное использование объема легких (3500-4000 мл воздуха). При физиологическом дыхании объем легких всего лишь 500 мл. Так профессиональное дыхание создает нагрузку на дыхательную мускулатуру в разы больше, чем при спокойном жизненном дыхании.

    Из всего этого можно понять, что работа с дыханием является очень сложным процессом. Эти навыки могут оказать неоценимую услугу для детей с проблемами речи, ведь именно такая работа занимает одно из важнейших мест в логопедической практике.

     

    Дыхание — это энергетическая основа речи. Логопеды советуют постоянно упражнять глубину и продолжительность вдоха и выдоха.

     

    Не менее сложным элементом является исполнение цепочки «пальцы — язык — выдох». Она представляет собой единство правильно нажатых клапанов инструмента (координация), атаки языка и вовремя сделанного выдоха. 

    Не хочется никого пугать, но в соединении таких непростых компонентов, духовые инструменты можно по праву назвать одними из самых сложных инструментов. Ранее, обучение в музыкальных школах на духовых инструментах длилось около пяти лет, сейчас этот срок увеличился до семи-восьми лет.

    После окончания музыкальной школы дальнейший путь каждый выбирает сам для себя. Безусловно, тот, кто занимается с интересом, быстро прогрессирует, с удовольствием выступает на отчетных концертах и участвует в различных конкурсах, должен задуматься о том, что есть возможность профессиональной деятельности музыканта.

    Те, кто обучается для себя, впоследствии тоже могут стать участниками музыкальных коллективов и показывать себя на сцене, принимать участие в различных коллективах, записях, заниматься преподаванием и, самое главное, продолжать заниматься любимым делом.

    Удачи и творческих побед всем маленьким музыкантам, выбравшим этот путь, а родителям терпения, восхищения и радости!

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}