09Янв
2020
0
обучение детей игре на скрипке

Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

 

Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи.

Продолжаем разбираться в сложностях и особенностях музыкального образования детей. И сегодня поговорим о скрипке, вернее о том, какие вопросы, проблемы и трудности могут возникнуть у родителей, решивших растить маленького скрипача.

Не будем делить информацию на плюсы и минусы, пусть будет как в жизни — всё вперемешку.

Начнем, конечно, с позитива. Думаю, что у большинства родителей, чьи дети отправились осваивать скрипичное дело, есть устойчивое представление о скрипке, как о красивом, дорогом, изящном и аристократичном инструменте, играть на котором дано не каждому.

И всё это чистейшая правда. Скрипка действительно один из самых старых инструментов оркестра, у неё красивая история, элегантная внешность, она может стоить, как хороший особняк, выглядеть, как супермодель, и играть на ней гораздо сложнее, чем, допустим, на демократичной гитаре.

Ребёнок, играющий на скрипке, не важно — мальчик, или девочка, выглядит очень эффектно, и одинаково хорошо смотрится с инструментом как на фото современных инстамам, так и на бабушкиных вечеринках.

Маленький скрипач вызывает восхищение и у своих сверстников, а в подростковом возрасте хрупкая девушка со скрипкой или юноша с слегка отрешенным взглядом, что не редкость у музыкантов всех направлений, часто являются предметом симпатий одноклассников. За всей этой милотой, конечно, скрывается много чего интересного.

Первое – это труд. Заниматься скрипачу нужно много и очень много. И выдержать это может лишь ребёнок, который искренне и глубоко полюбит свой инструмент, как человека, или как часть себя, без которой жить просто невозможно. На мой взгляд, только такая любовь, выраженная в горячем желании играть именно на скрипке, сможет оправдать тот труд, терпение, усидчивость, настойчивость, самопожертвование и многие другие качества, необходимые маленькому скрипачу, чтобы стать большим скрипачом.

На скрипке нет клавиш, как на фортепиано, и каждую ноту нужно терпеливо и подолгу искать, руководствуясь только показом учителя и собственным слухом. Вот почему наличие музыкального слуха, желательно абсолютного (когда ухо точно определяет, какая нота звучит) раньше являлось обязательным условием для записи ребёнка в скрипичный класс. Сейчас преобладает мнение, что слух, во-первых, может развиваться в процессе занятий, а во-вторых, желание играть на скрипке может стать и становится сам сильным мотиватором к развитию всего, что нужно — и слуха, и усидчивости и многого другого.

Занятия маленького скрипача дома это зачастую испытания для нервной системы всех близких и также, что не очень приятно, соседей.

Звук у скрипки в руках новичка есть что-то среднее между царапанием монетой по оконному стеклу и вытьём старого кота, которому наступили на хвост. Тут ничего не поделать – пока ребёнок не «встанет на рельсы», то есть, не научится выводить смычок, находить все правильные позиции, придется потерпеть.

К слову, гаммы пианиста, и первые занятия духовиков ни чем не слаще. В любом случае, родителям терпение и понимание необходимо, а также, такт и участие, о чём не забываю вам повторять. «Что ты сейчас играешь? Как ты это делаешь? Что это означает? Как называется? Для чего? Как у тебя это получается?» — эти и многие другие вопросы вы должны задавать ребёнку в процессе его занятий, или, чтобы не мешать, после.

Ребёнок будет знать, чувствовать, что вам это важно, интересно, что те трудные минуты (а порою часы), когда он что-то пытается выучить, одолеть, он не одинок. Некоторым маленьким музыкантам очень помогает знание, что их всё время кто-то слушает, хотя бывает и обратная реакция. Обычно нежелание прослушиваний и, тем более, комментариев и расспросов со стороны близких, проявляется в подростковом возрасте у многих музыкантов, и тогда они уходят заниматься к друзьям или в пустующие классы школы в выходные дни. Это нормально, и не означает недоверия лично к вам.

 

Маленький скрипач

Занятия маленького скрипача

 

Отмечу еще одну проблему скрипачей – сколиоз. Поза скрипача: постоянный наклон головы и поворот шеи в одну сторону, задранная вторая рука, та, что со смычком, —  дают неравномерную нагрузку на мышцы спины. Но однозначно у всех скрипачей сколиоза не наблюдается, что даёт право размышлять о причине и искать виновных.

Многие мечут стрелы в преподавателя, который должен был следить за правильной постановкой, преподаватели в свою защиту кивают на то, что дома, дескать, никто не следит за правильностью постановки, выученной на уроке и закрепляется неправильная. Выход вижу в том, чтобы первое – услышать от учителя правила постановки и помочь ребёнку дома их выполнять, второе – обязательно раз в полгода получать консультацию и одобрение хирурга, а в случае сколиозных изменений посещать ЛФК.

В защиту скрипки: сколиоз преследует и пианистов, и виолончелистов, и баянистов, и гитаристов, и даже спортсменов, как например, теннисистов.

 

И еще пару слов о преподавании

Поскольку в методике обучения игре на скрипке преобладает репродуктивный метод, то есть «просто делай, как я», понятно, что личность и профессионализм педагога становятся определяющим понятием в обучении.

Будет здорово, если вы сможете хотя бы на начальном этапе присутствовать на занятиях ребёнка, чтобы оценить если не профессионализм, то хотя бы личностные качества педагога: легкость в общении с ребёнком, словарный запас, темп и характер подачи учебного материала, общее настроение ребенка и учителя на уроке и после него, желание заниматься дома и идти на следующий урок, как он хвалит, как ругает, как ставит задачи и многое другое вы способны понять и оценить без специальных знаний в области музыки и педагогики.

На каждом уроке должен быть волшебный момент, когда учитель берет в руки скрипку и играет что-то очень здоровски, по-взрослому, легко, виртуозно, блестяще, высекая сложные пассажи, чтобы ваш ребёнок уходил с урока с ощущением маленького волшебства, которое он видел собственными глазами, а ещё с надеждой, что и он очень-очень скоро сможет сыграть так же.

Случается и так, что скрипка становится стартовым инструментом, а потом ребенок переходит на другой инструмент. Это может быть инструмент той же струнной группы – альт, виолончель и даже контрабас, а может и совсем другой – домра, или фортепиано. У каждого такого перехода своя история:

  • Возрастная: кто-то вырос резко и очень сильно, обычно это юноши, и скрипка, даже взрослый вариант, больше не ложится в длинные руки, спасение – переход на альт.
  • Амбиции: некоторые девочки с удовольствием переходят на виолончель – звучание ее более мягкое, чем у скрипки, инструмент редкий, потому востребованный в коллективах и можно не сражаться с целой армией конкуренток.
  • Смена интереса: имея отличный слух, некоторые скрипачи в период поступления в музыкальное училище с удовольствием уходят в теоретики – специальность редкая и тоже не так давят конкуренты.
  • Смена направления: на контрабас уходят юноши, которые решили кардинально сменить направление деятельности, но не уходить из музыки совсем, ведь контрабас активный участник не только симфонического оркестра, но и джаз-бендов.
  • Личность учителя: и это не редкость, когда талантливый педагог делает более притягательным инструмент, которым он владеет. Так скрипачи могут уходить со скрипки не на родственные струнные инструменты, а, например, на фортепиано.

Мы чуть совсем не забыли о том, что скрипку ещё нужно приобрести и это совсем не плёвое дело. Допустим, что на первом этапе этот вопрос решится за счет музыкальной школы, и потом, пока ребёнок будет расти физически – в рост и ширину, скрипки будут приобретаться не очень дорогие и не навсегда.

Однако, если ребёнок окончил музыкальную школу по классу скрипки и продолжает заниматься дальше, готовится, например, в музыкальное училище, покупка более серьезного инструмента должна быть заложена в бюджет. Цена такого инструмента от 500 у.е., но это уже вопрос профессионального выбора ребёнка и здесь ему без вашей помощи вряд ли обойтись. На следующую свою скрипку, возможно, он уже заработает сам.

 

О заработках

Большинство скрипачей находят себя в двух ипостасях – участник оркестра и учитель по классу скрипки. По оплате это средне – офисный уровень, но если полдня в школе, а вечером на сцене, то семью из трех человек прокормить можно.

Сольную карьеру сегодня имеют единицы в мире, и это совсем другая жизнь. Скрипачи могут участвовать в различных фолк коллективах, и других коллективах малых форм – квартет, квинтет, ансамбль. В любом случае, это почти всегда большая сцена, красивая одежда, интересные проекты и много музыки. Скрипач — это не тусовочник, как гитарист или барабанщик, даже не в классических проектах он выглядит классически — элегантно, одним словом, прилично))

Великие музыканты мира – Моцарт, Паганини, Вивальди считали скрипку королевой музыки, и она по праву носит этот гордый титул, являясь прямой наследницей великой школы музыки. Обучение на скрипке привнесет в жизнь вашего ребёнка глубокое погружение в лучшие творения мировой культуры, и, наверное, оно будет более глубоким, чем на других инструментах.

Удачи и творческих побед всем маленьким музыкантам, выбравшим этот путь, а родителям терпения, восхищения и радости!

 

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}