09Янв
2020
0
Обучение детей музыке без мучения

Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

 

Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи.

Сегодняшняя статья продолжает тему музыкального образования детей и посвящается искусству быть родителем маленького музыканта.

Можно было бы поговорить о вашем терпении, настойчивости, любознательности, способности организовывать и организовываться, однако список качеств, необходимых родителю для того, чтобы пройти с ребёнком этот путь, слишком велик, поэтому назовём его просто – искусством. Этому искусству тоже необходимо учиться, и вот вам

 

Правило № 1. СЧАСТЛИВ И ЗДОРОВ

До какого бы этапа обучению музыки не добрался ваш маленький Моцарт,  будь то второй год обучения, или международный конкурс, ваша задача помнить девиз старта: вы хотели, чтобы ребенок был счастлив и здоров. Просто повторяйте это, как молитву, как мантру: «счастлив и здоров». Потому что именно эта установка поможет вам удержать нелегкий баланс между дисциплиной и насилием, не даст ложных мотиваций и ожиданий, не допустит слёз и психодрам ребёнка.

Однако, подумаете вы, не очень-то оптимистичное начало, но суть именно в этом. Занятия ребёнка музыкой это одновременно творческий и умственный процесс, презентация которого связана еще и серьезной эмоциональной нагрузкой.

Когда ребёнок попадает в мир профессионального отношения к тому, что все вокруг принимают за отдых и развлечение, у него уходит определённое время (чаще несколько лет) на погружение в этот мир, мир профессионалов музыки. Став одним из них, он, напротив, начинает видеть всё и всех вокруг через призму своих новых знаний и ощущений, и этот взгляд очень далёк от мелочей реальности, и каких-то бытовых, простых человеческих понятий.

Сам ребёнок не всегда может объективно оценить ситуации, которые будут складываться в процессе занятий музыкой, а вот родители обязаны это делать, руководствуясь исключительно правилом первым.

 

Правило № 2. ВСЁ ОРГАНИЗОВАТЬ

Ребёнку, который начал заниматься музыкой, сначала нужно помочь войти в процесс –

  • организовать правильного учителя (статья 1), школу, место и время для домашних занятий;
  • личный инструмент;
  • соотношение расписания общей школы и музыкальной;
  • рассчитать время на обед и дорогу.

Уже со второго класса многим детям всё это удается делать самостоятельно.

 

Правило №3. ВАШ ИНТЕРЕС И ВОСХИЩЕНИЕ — ЛУЧШАЯ ПОДДЕРЖКА

Детям нравится рассказывать о том, что они узнали, чему научились, особенно на первом этапе, поэтому будет здорово, если вы не поленитесь задавать вопросы:

    • какие это ноты? 
    • как ты понимаешь их написание (название)?
    • что означают те или иные знаки (термины, рисунки в нотах)?
    • чья это музыка? когда она написана?
    • как ты научился это играть?

 

Главное, всё время проявлять интерес и искренне удивляться тому, как вашему ребёнку удается столько запомнить (узнать, выучить, понять, сыграть).

 

Это будет несложно, поскольку в музыке действительно рулит многозадачность – ребёнку даже на самом начальном этапе нужно

  • сначала посмотреть на ноты написанные;
  • затем найти их на инструменте;
  • нажать соответствующую написанной ноте клавишу (струну);
  • посчитать необходимую длительность;
  • добавить нужный знак диез или бемоль;
  • всё это проделать в двух совершенно различных вариантах правой и левой рукой;
  • а затем одновременно двумя.

 

Вот так-то, родители! Поэтому, когда вы в сотый раз слышите разучиваемую ребёнком наивную песенку, мысленно включайте перед собой надпись: «Тишина! Работает мозг ребёнка!»

Кстати, о репертуаре.

 

Правило № 4. УМЕТЬ ЖДАТЬ

Первые годы обучения, как правило, построены на классическом, но очень наивном репертуаре. Знаю взрослых, которые подтолкнули своих детей к решению оставить занятия музыкой, своими громкими разочарованиями: «Уж третий год учишься, а Мурку до сих пор сыграть не можешь». Моя подруга бросила виолончель в четвертом классе, когда на дне рождения папы дорогие гости заказали ей исполнить «Малиновки заслышав голосок».

Пожалуйста, любящие родители, наберитесь терпения и такта, и прежде, чем устраивать ребёнку домашние прослушивания, побеседуйте с ним, например, так: сынок, мне так нравится эта «Грустная песенка», что ты недавно выучил, очень хочется послушать её ещё (об этом также мечтает бабушка, тетя Мотя и т.д.).

Правда состоит в том, что, не смотря на  прогрессирующий век гаджетов, музыка так и остается уделом избранных, научиться играть на живом инструменте удается далеко не каждому, и на ваших семейных концертах ребёнок должен обязательно получить компенсацию вложенному труду и усилиям в виде вашего (и не только) восхищения и похвалы.

Как учитель общеобразовательной школы скажу, что несмотря на огромный разрыв между классической и современной музыкальной культурами, дети, умеющие играть на живых инструментах, по-прежнему пользуются уважением одноклассников, а в старших классах даже становятся мегапопулярными . Так что наберитесь терпения, когда слушаете первую «Грустную песенку», и терпеливо ждите, скоро, очень скоро он сможет сыграть Мурку.

 

Научиться играть на инструменте

Научиться играть на инструменте удается далеко не каждому

 

Правило №5. РУКА НА ПУЛЬСЕ

В музыкальной школе у ребёнка будет ряд преподавателей – по специальности, сольфеджио, муз.литературе, хору и др. Каждый из них будет по своему влиять на него, как впрочем, и в обычной школе.

Держите руку на пульсе. Не пропускайте мимо жалобы ребёнка на орущего, бьющего по рукам (и не только) учителя, поскольку неуравновешенных людей среди музыкантов не меньше, чем в других местах, однако не спешите сразу выяснять отношения с учителем, поговорите с ребёнком откровенно, подробно разбирая каждую ситуацию.

Вспоминаю своё музыкальное детство: достаточно быстро я привыкла работать с эмоциональными учителями (бросание нот, стучание кулаком по роялю, ор и выставление меня с вещами за дверь при не выученном пассаже), и когда мне, наконец, встретился спокойный педагог, напряглась до предела. Выдержку и немногословность преподавателя принимала за недовольство в последней стадии, видимо, думалось мне, я играю настолько плохо, что учителю просто нечего сказать.

Вывод: некоторые дети весьма устойчивы к таким проявлениям эмоций взрослых, как крик, стучание по предметам, бросание вещей, а для иных – это просто конец света, и ваша задача в том, чтобы ребёнок встретил СВОЕГО учителя.

Несдержанность в педагогике, конечно, не приветствуется, но за ней может скрываться искренняя заинтересованность в жизни и развитии вашего ребёнка, желание и возможность добиться для него большего, увидеть главное.

Постарайтесь поближе узнать своего педагога по специальности и иметь возможность периодически общаться с ним, ведь не исключено, что именно этот человек сыграет в жизни вашего ребёнка наиважнейшую роль.

 

Правило №6. ВОЛЯ — НЕВОЛЯ

Дисциплина в занятиях музыкой часто является самым большим камнем преткновения, не знаю ни одного человека, который бы хоть раз не попытался бросить музыку именно по этой причине – необходимость беспрерывных занятий!

«Гулять, отдыхать, бездельничать, каникулы» – слова не известные маленькому музыканту, ведь всё свое свободное время он должен заниматься, поскольку техническое совершенство к исполнителю приходит только через упорный и длительный труд.

Родители могут и должны почувствовать, где будет золотая середина и как лучше организовать своего ребёнка. Непоседам — холерикам лучше заниматься каждый день по 20-30 минут, а меланхоликам, напротив, 20минут – это только на то, чтобы вспомнить, что было задано, и только потом начинается работа.

Бывают моменты, когда ребёнок зацикливается на сложном месте, тогда надо просто забрать инструмент из его рук и отправить гулять.

Но, чаще всего, мы имеем дело с обыкновенной ленью, нежеланием преодолевать и напрягаться. Кричать, угрожать, шантажировать чем то, выменивать на что-то, ставить условия – эти и другие  популярные меры борьбы с ленью работают у всех по-разному, главное, не пропустить тот момент, когда удовольствия от полученного результата не случится.

Дети, преодолевшие лень, как впрочем, и взрослые, очень гордятся полученным результатом, и в музыке он бывает особенно впечатляющим – наконец — то произведение из набора бессвязных звуков превращается в бурлящую, звенящую аккордами и эффектными созвучиями сонату или пьесу, инструмент заполняет все пространство вашей квартиры, разливаясь на все голоса!!!

Однако, если вы отмечаете, что эти результаты, итоги многодневного труда и преодоления больше не радуют вашего ребёнка, он апатичен, безразличен к похвале, и ни за что не соглашается исполнять выученное, стоит задуматься.

Музыка должна приносить удовольствие прежде всего тому, кто её исполняет, иначе, это чистой воды насилие. Много раз убеждалась в этом, и считаю, что результаты насилия музыкой тяжелее, чем травмы в спорте: ненависть, глубокое разочарование и пожизненное отторжение музыки как занятия, процесса, и даже в целом, искусства.

Случалось видеть  мудрое поведение взрослых, когда принималось решение оставить занятия в последний год обучения, или не ехать на престижный конкурс, дабы сохранить то доброе, что было и идти дальше. Сын моей знакомой оставил музыкальную школу за год до окончания. Прошел еще год, и он вернулся к музыке, чтобы больше не расставаться. Почти мелодрама, да, в музыке действительно, очень много эмоций, переживаний и любви, но никак не злобы, противодействия и насилия и смотри правило первое.

 

Правило №7. КУЛЬТУРНЫЙ МИНИМУМ

Последнее на сегодня правило.

Ребёнок начинает учиться музыке и сразу погружается в совершенно другую культурную среду – все слушают рэп, родители попсу, а он – Баха, Гайдна, Бетховена. Ровесники зависают в соцсетях, а он над инструментом.

Будет здорово, если вы сможете составить своему ребёнку хорошую компанию, когда он будет посещать концерты классической музыки, слушать выступления других ребят на академконцертах и конкурсах, переключать телевизор на культурные каналы.

Постарайтесь поймать эту волну, и даже если вас ничего не тронуло, говорите с ребёнком о том, что услышали и увидели вместе, ведь мало что в жизни так дорого стоит, как время, проведенное вместе со своими детьми.

Обучение в музыкальной школе может привнести в жизнь вашего ребёнка много прекрасных моментов, и мы продолжим разговор об этом в следующих статьях.

А сегодня новый цикл из приложения «Послушай-посмотри, малыш», посвященный излюбленным персонажам зимних праздников  Деду Морозу и Снегурочке.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}