09Янв
2020
0
Выбор специальности при обучении музыке

Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

 

Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи.

В предыдущих статьях мы рассмотрели самые основные вопросы, возникающие у родителей, чьи дети решили учиться музыке. Выбор заведения, преподавателя, системы и школы, — моменты общие для всех, но далее начнутся тонкости определённого дела.

Направление деятельности маленького музыканта – в музыкальной школе это называется серьёзным словом «специальность» — определяет круг дальнейших интересов и, соответственно, трудностей.

  • как выбрать специальность?
  • на чём играть?
  • возможна ли смена специальности или педагога?

 

Попробуем разобраться.

Каждая музыкальная школа старается представить родителям и детям самый широкий спектр направлений. В идеале их должно быть минимум шесть:

  1. Обучение игре на фортепиано.
  2. Обучение игре на струнных инструментах: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
  3. Обучение игре на духовых инструментах: флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, туба, валторна, тромбон, саксофон.
  4. Обучение игре на народных инструментах: балалайка, домра, аккордеон, баян, гармонь, гитара и множество других по местности.
  5. Обучение игре на ударных инструментах: виброфон, металлофон, ксилофон, барабаны, бубен и многие-многие другие, так как это самое многочисленное семейство.
  6. Обучение вокалу: индивидуальные и групповые занятия. Соло, ансамбль, хор.

 

В каждой отдельно взятой школе существуют свои приоритеты и основаны они, как правило, на человеческом факторе. Кто из специалистов является настоящим фанатом своего дела, направление того и лидирует в жизни музыкальной школы. В одних блистают духовые оркестры, в других — струнные квартеты, в третьих – хор, четвертые – кузница конкурсных пианистов.

Внутренний распорядок работы музыкальной школы будет выстроен под лидера – он первым составит расписание (остальные будут подстраиваться под него), он имеет право на дополнительные часы репетиций, за ним первенство, а иногда и полное владение концертным залом, штат помощников-родителей, и административный ресурс.

Лидер, имеющий многолетний опыт, звание, награды, иногда сольную карьеру и даже громкое имя – это мечта каждой музыкалки. Однозначно стоит отдать ваше чадо на инструмент, который не планировался, либо неизвестен вам вовсе, только ради общения ребёнка с профессионалом подобного уровня.

Знаю множество случаев, когда личность педагога, его увлеченность музыкой и высокий профессионализм привносили в жизнь ребёнка и его семьи самые лучшие моменты. Кроме того, многочисленные выступления, поездки, участие в конкурсах, постоянная коммуникация в коллективе дают ни с чем несравнимый опыт и впечатления для ребёнка, а иногда и для всей семьи.

 

У меня лично давно есть твёрдая убеждённость в том, что научить ребёнка чему — бы то ни было может только фанат своего дела, а в музыке – это единственно возможное условие.

 

В предыдущих статьях мы с вами уже обсуждали проблему выбора учителя, опираясь на его личностные качества, методы и приёмы работы с детьми, общее настроение его подопечных, отзывы родителей. Повторюсь, что при отсутствии у ребёнка чётко выраженного интереса к конкретному инструменту, сделайте ставку на личность педагога.

 

В конце концов, общеразвивающий эффект даст обучение на любом, совершенно любом музыкальном инструменте, а рядом с хорошим музыкантом и педагогом в одном лице ребёнок получит шанс полюбить музыку и этот МИР.

 

Знакомство ребенка с музыкальным инструментом

Знакомство с музыкальным инструментом

 

При близком знакомстве с любым из инструментов, ребёнку откроется целая история. У каждого инструмента она своя. Есть инструменты очень старые, как сказка, есть современные, есть сольная жизнь инструмента, а есть его особенная роль в коллективе – оркестре, ансамбле, дуэте, квартете. Вам предстоит обо всём этом услышать от собственного чада, и попытаться научиться разбираться в тонкостях, иначе не понять суть целого ряда переживаний ребёнка, как например:

  • мне не дали сольный эпизод,
  • меня посадили во вторые скрипки,
  • я не участвую в квартете,
  • я не буду играть это произведение.

 

Смешными и наивными эти печали считать не стоит, ведь ребёнок, погрузившийся в творческую жизнь, измеряет свой успех целым рядом показателей. Его определяют не только сольные выступления, успешно сыгранные академконцерты, хорошие оценки по сольфеджио, но и роль в коллективном творчестве – хор, оркестр, ансамбль, трио, отношение руководителя коллектива лично к нему, уровень доверия, возложенная ответственность.

Слушайте ребёнка внимательно, чтобы вовремя и правильно оценить ситуацию. В каком — то случае поддержать и подбодрить: «не выбрали играть соло – ничего страшного, главное, что ты показал его руководителю, и теперь он знает, что ты тоже стремишься к сольной партии, в следующем произведении он обязательно вновь позовёт тебя». Кстати, это очень распространенная ситуация, когда перед самым концертом заболевает выбранный солист, и экстренно вводят новичка.

В других моментах нужно помочь ребёнку трезво оценить свои возможности: «не расстраивайся, это действительно сложный пассаж и тебе ещё нужно подучиться, чтобы сесть в партию первых скрипок».

Правда житейская в том, что большинство родителей  не в состоянии вникнуть в суть и нюансы музыкальных перипетий, а если честнее, то просто не хватает времени  и желания погружаться так глубоко. 

 

Возьмите за правило: в любом разговоре подобного толка лучше всего обнять своего ребёнка покрепче и заверить: «малыш, всё получится, стоит только захотеть, я верю в тебя абсолютно»!

 

С инструментом будут связаны и ваши материальные заботы, поскольку музыкальный инструмент это вещь, иногда очень дорогая, которую необходимо приобрести, раз ребёнок переступил порог ДМШ.

Вопросы приобретения инструмента для личных занятий решает в первую очередь педагог по специальности. Тут бывают следующие варианты: приобретение инструмента б/у, взятие инструмента в аренду у школы (педагога), покупка нового инструмента, покупка части инструмента.

Приобретение б/у музыкальных инструментов — наиболее распространённый вариант. Нередко у преподавателя уже наготове список выпускников прошлых лет, готовых продать инструмент после окончания школы. Этот вариант один из самых экономных, достаточно часто инструменты после 5-15 лет эксплуатации находятся в приличном виде. Кроме того, известно, что ряд инструментов предполагается менять по мере роста ребёнка – например скрипку, и по мере возрастания мастерства и любви к музыке.

Взятие инструмента в аренду у школы или преподавателя – стоит копейки, бывает даже даром, подходит для тех родителей, что испытывают сомнения по поводу долговечности этого увлечения, либо по поводу выбора инструмента, либо достать инструмент сию минуту не возможно, а учиться играть страсть как охота. В этом варианте потребуется постоянный контроль над любимым пользователем инструмента – как положил, закрыл ли футляр, не забыл ли после концерта, не промочил ли под дождем и т.д. поскольку вещь придётся возвращать, а ущерб может быть для вас дорогостоящим.

Покупка нового музыкального инструмента – думаю, что всем понятна логика такого шага, если

  • ребёнок более трех лет увлеченно играет на инструменте;
  • педагог обращает ваше внимание на выдающиеся успехи ребёнка;
  • ребёнок настойчиво и аргументировано объясняет необходимость покупки;
  • вы видите и слышите, что низкое качество звучания старого инструмента влияет на качество занятий ребёнка.

 

Чаще всего такой подарок совершается вскладчину всеми членами семьи, привлекая бабушек, дедушек, крестных и т.д. Знаю случаи, когда в долю входили педагоги со своей скудной зарплатой, болея за судьбу любимого ученика.

Покупка части инструмента. Бывает, что в инструменте, бывшем в употреблении, износилась либо повредилась только часть – мундштук, смычок, клавиша, педалька и т.д. Педагог обычно подсказывает, где и как осуществить покупку или ремонт. Это может быть очень хорошим вариантом для начала, дальнейшие действия определит время.

Детально, подробно, с любовью и любопытством будет знакомиться ребёнок со своим инструментом:

  • сравнивать его звучание с другими;
  • оценивать по экстерьеру;
  • часами искать варианты лучшего звука, иногда годами;
  • испытывать на прочность;
  • швырять и пинать, когда обидится на него;
  • жалеть, ласкать и разговаривать, как с живым существом;
  • прятать под пальто в морозы.

 

Это и многое другое вам посчастливится увидеть лично за годы общения с маленьким музыкантом.

 

Повторюсь, нет инструментов главных и второстепенных, каждый имеет свои особенности, и может состояться в как сольной, так и в ансамблевой деятельности. Однако долгое время существовал некий регламент, определяющий возможности ребёнка овладеть игрой на том или ином инструменте. Так, например, наличие у ребёнка абсолютного слуха (редкость, но случается), решало выбор инструмента в пользу скрипки, длинных пальцев – фортепиано, плотного телосложения – духовых инструментов. Сейчас отношение к этому немного сдвинулось в сторону лояльности – играй, на том, что по душе.

 

Бесспорно, желание овладеть игрой на выбранном с любовью инструменте даст результат, превосходящий логику.

 

Случается, что путь к желаемому лежит через время или ошибочный выбор.

 

Специальность всегда можно сменить, при этом обязательно останется польза от уже пройденного.

 

Нередко в подростковом возрасте дети начинают «спрыгивать» с классических инструментов на джазовые и эстрадные. Кларнетисты легко переходят на саксофон, гитаристы на электрогитару, контрабасисты на бас гитару, пианисты на синтезатор, ударники на эстрадную установку вместо ксилофона и виброфона.

 

Получение нового опыта игры на инструменте

Получение нового опыта

 

Это классный опыт и поиск новых смыслов, возможность усовершенствовать и разнообразить полученные знания. Обращаю ваше внимание на тот факт, что получив классическую школу, ребёнок «не сломает руки» об эстраду и джаз, движение в обратном направлении, как правило, более проблематично.

Смена специальности иногда болезненна в человеческом разрезе – педагог по специальности, вложивший в ваше дитя годы труда, страдает, и порою, препятствует такому решению. В таком случае есть смысл родителю поговорить с учителем, взвесить все «за» и «против» и найти компромисс.

Жизнь такая непредсказуемая штука: знаю истории музыкантов, которые в силу различных обстоятельств возвращались к своим первым инструментам и, выяснялось, что «старая любовь не ржавеет». А что уж говорить о ценности музыканта, владеющего игрой на двух и более инструментах?

На мой взгляд, более сложная ситуация, если с инструментом всё сложилось, а с педагогом – нет. Смену педагога по специальности лучше всего совмещать со сменой музыкальной школы, чтобы избежать постоянных сравнений и соревнований между педагогами: ведь на всех концертах, зачетах, ваш ребенок все время будет встречаться с тем, от кого ушел, с кем не сложилось – эмоционально это очень похоже на встречи разведённых супругов.

Несмотря на то, что смена педагога по специальности явление весьма распространенное, оно не перестает быть травматичным, как для ученика, так и для учителя. Уйти спокойно, красиво, без ссоры удается очень редко, поэтому, если такая необходимость назрела, примите всё, что к ней приложится.

Очень редко, но всё же встречаются учителя, которые сами переводят своих любимых учеников, растущих в мастерстве, к более опытным или именитым педагогам. В больших городах, где выстроена иерархия педагогов-музыкантов, после удачного выступления ребёнок может рассчитывать на автоматическую смену преподавателя в сторону повышения регалий (педагога).

Бывает, что черновую работу с ребёнком делает один педагог, а на предконцертную шлифовку его отводят к более звёздному. Это всё уже издержки жизни маленького профессионала музыки.

Как бы ни сложилась дружба вашего ребёнка с музыкой, главное, что требуется от вас, родители, это не устраняться. Научиться играть на любом музыкальном инструменте —  большой труд, это вам не на велике по двору гонять или в компьютерную игру рубиться, потому за каждым, даже самым маленьким достижением будет стоять усердие и терпение вашего ребёнка. Только не забывайте хвалить и поддерживать, вместе переживать огорчения и трудности, праздновать победы и принимать решения, и дружба вашего ребёнка с музыкой перерастёт в крепкую на всю жизнь любовь.

Следующую нашу встречу посвятим маленьким певцам, а сейчас рубрика «Послушай-посмотри, малыш».

 

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?

https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}