Видео поздравление Деда Мороза
Особенности физического развития мальчиков и девочек по возрастам
05Дек
2018
0
особенности детей

 

Как развивается тело ребенка с рождения и до совершеннолетия? О чем нужно знать маме и папе, чтобы не тревожиться лишний раз, но при этом не пропустить существенное отклонение от возрастной нормы? Почему так важно своевременно ходить на прием к педиатру для оценки физического развития вашего сына или дочки?

Сегодня мы поговорим об особенностях становления детского организма в зависимости от возраста. Рассмотрим тонкости формирования основных систем и органов наших мальчиков и девочек. Озвучим наиболее важные рекомендации родителям о необходимой помощи ребенку на различных этапах взросления.

Содержание:

Физическое развитие мальчиков и девочек в зависимости от возраста

по возрастуФизическое развитие детей с рождения и до 16-17 лет — это  подчиняющийся законам природы процесс, изменяющий тело ребенка и формирующий все необходимые навыки.

От того, насколько качественно и своевременно происходит каждый эпизод этого процесса, во многом зависит здоровье будущих мужчин и женщин. Каждый этап имеет свою цель и важен для всего организма.

Наблюдая за многими поколениями, медикам удалось выделить определенные этапы, по которым можно судить о своевременности появления умений, навыков, вовремя находить и по возможности исправлять нежелательные факторы.

Период взросления принято разделять на:

  • этап новорожденности — первые 28-30 дней жизни;
  • младенчество. С 1 до 12 месяц жизни;
  • ясельный возраст или преддошкольный этап — 1 — 3 года;
  • дошкольный возраст — с 3 до 7 лет;
  • младший школьный возраст — с 7 до 11 лет;
  • подростковый возраст.

Этап новорожденности

Первые 28 дней жизни — сложный и важный период в жизни крохи. Пройдя через стресс рождения, оказавшись в новом, неизвестном месте, малышу нужно быстро адаптироваться к новым условиям. Все тело крохи в этот период активно работает, подстраиваясь под новую температуру окружающей среды, осваивая умение кушать, привыкая к новым звукам и свету.

Первые 28 дней жизни новорожденного — точка отсчета начала всех процессов преображения тела.

Младенчество

младенчествоДо года развитие систем и органов младенца идет очень быстро, изменения происходят буквально на глазах, поэтому важно ежемесячно посещать педиатра для своевременной оценки развития.

Каждый месяц жизни крохи до года — большой шаг в развитии. Если в 3 месяца кроха только научился удерживать голову, то к 6 может уже сидеть, а к 9 даже начать ходить вдоль стенки.

Некоторые мамы спрашивают, зачем ходить в поликлинику каждый месяц, если врач только измеряет ребенка и слушает? Важно понять, что организм ребенка — сложная система, в которой малейшее изменение тут же отражается на всем теле.

Отставание в наборе веса или недобор сантиметров роста — сигнал, что в теле ребенка происходит что-то нетипичное. Хорошо это или плохо, должен решать врач, оценивая динамику, генетику и другие факторы. Иногда не обходится без консультации узких специалистов.

Чрезмерная прибавка веса и роста также должны контролироваться специалистом для определения причин этих изменений в индивидуальном порядке.

За первые 12 месяцев жизни мальчикам и девочкам нужно пройти большой путь:

  • освоить первые движения и умения;
  • научиться агукать и гулить, сказать первое слово;
  • увеличить вес в 2 раза;
  • подрасти на 24 — 26 см и многое другое.

На первом году жизни важно обеспечить крохе оптимальные условия для жизни, правильное питание, режим дня.

Ясельный возраст

Преддошкольный возраст жизни ребенка — время открытий. В самом начале этого этапа кроха учится ходить. Именно этот навык становится импульсом для становления двигательных умений: бег, мелкая и крупная моторика, прыжки, приседания и т. д. За 2 года крохе нужно не только освоить большой комплекс двигательных навыков, но и усовершенствовать свою координацию, развить вестибулярный аппарат.

На фоне внешнего совершенствования навыков в теле карапуза активно идут процессы развития и роста всех систем: сердечно-сосудистой, легочной, мышечной и т. д. Начинается процесс окостенения, формируется осанка, активно развивается головной мозг.

К 3-м годам большинство детей хорошо осваивают сложный навык — речь.

Дошкольный возраст

дошкольники

Вступая в дошкольный возраст ребенок уже многое умеет, но его тело еще не готово к полноценной работе. Пока не полностью работает иммунная система, продолжается активный рост костей, сосудов, мышцы тела очень слабые.

С 3 до 7 лет малышу важно развивать силу и выносливость, закреплять понимание принципов здорового образа жизни, поддерживать правильный рацион и режим дня.

До 7 лет нервная система ребенка еще очень несовершенна, внимание рассеяно, нет возможности целенаправленно вырабатывать нужный навык. В этот период кроха все познает через игру, которая становится для него развлечением и способом восприятия окружающего мира. Чтобы кроха чему-то научился, с ним нужно играть.

Совершенствование двигательных навыков позволяет организму укрепляться, равномерно и правильно работать всем системам, обеспечивать доставку необходимых элементов к каждой клеточке тела. В этот период рекомендуется начинать знакомить малышей с разными видами спорта, различными спортивными снарядами и тренажерами (велосипед, лыжи, ролики, коньки).

Младший школьный возраст

Большинство детей с 7 лет начинают посещать школу. Новое место, новые люди, новые обязанности ложатся на детские плечи. В теле мальчиков и девочек процессы совершенствования систем и органов выходят в завершающую стадию.

Рациональная нагрузка и контроль за режимом дня становятся основной задачей со стороны родителей в вопросах физического развития. Уроки, кружки, секции — все эти элементы новой жизни должны присутствовать, но при этом важно сохранять баланс. Сын или дочка должны достаточно двигаться, своевременно производить смену вида деятельности. Длительный, качественный сон — возможность отдохнуть, нужны и важны в этот период особенно.

Для младшего школьного возраста характерны изменения в иммунной системе: в борьбе с болезнями и вирусами начинают принимать активное участие лимфоузлы и миндалины.

В середине младшего школьного возраста пробуждаются органы, ответственные за половое развитие. Влияние их пока слабо заметно, но процессы, обуславливающие формирование женских и мужских особенностей тела, уже запущены. К концу этого этапа некоторые девочки столкнутся с месячными. Мамам будущих девушек стоит заранее начать готовить дочку к изменениям в организме.

Подростковый возраст

подростокС 11 до 16 лет организм детей проходит этап формирования половых отличий. Мальчики и девочки преображаются, изменяется их внешний вид и внутреннее самоощущение.

У девочек появляется грудь, округляются бедра, происходит становление детородных органов, налаживается работа гормональной системы.

У мальчиков заметны изменения фигуры по мужскому типу, при этом интенсивный рост, свойственный девочкам в 11 — 13 лет, начинается позже, после 14 лет. У будущих мужчин активно растут половые органы, налаживается работа гормональной системы.

Подростковый возраст часто называют “трудным”. Мальчики и девочки становятся другими: более закрытыми, замкнутыми. Появляются новые увлечения и желания. Все эти изменения связаны с физическим развитием. Нервная система сына или дочки в этот период продолжает свое активное развитие, раскрывая перед мальчиками и девочками возможность оценивать себя и свое будущее, взращивая желание стать взрослым и самостоятельным.

В этот период взрослым нужно приложить максимум усилий, чтобы остаться с ребенком в дружеских отношениях, продолжать мотивировать подростка соблюдать режим дня, придерживаться принципов правильного питания и здорового образа жизни.

Особенности развития основных систем и органов ребенка

С самого рождения физические изменения в организме ребенка происходят волнообразно. Неравномерность преобразований связана в первую очередь с постепенностью развития всех систем и органов. Процесс совершенствования организма детей объединяет между собой 3 основных направления:

  • двигательное и физическое развитие;
  • нервное развитие;
  • умственное развитие.

Ведущую роль в этом постоянном процессе преображения организма играет нервная система, ответственная за адаптацию тела к внешним факторам. Именно она командует всеми органами и системами, контролирует процесс роста и изменения органов и частей тела. В первые 6 месяцев жизни ребенка самый активный рост и развитие получает головной мозг — центр управления организмом, основа нервной системы.

мозг

Формирование и становление всех навыков и умений малышей происходит благодаря постоянной работе головного и спинного мозга, которые направляют команды и контролируют работу, следят за сопротивляемостью и формируют ответные реакции.

Изменения в нервной системе ребенка происходят на протяжении всего процесса взросления. Развиваясь и совершенствуясь, нервная система будто шагает по ступеням, постоянно переходя на новый уровень. Каждый такой переход заметен взрослому. Самые яркие из переходов выражаются возрастными кризисами:

Кризисные явления — обязательный этап становление не только психики ребенка, но и показатель его физического развития. Наступление этих изменений в правильные сроки — показатель своевременного запуска всех систем организма.

Костная система

костная системаКостная система ребенка существенно отличается от взрослой. Когда малыш рождается на свет, его тело состоит из мягких костей и хрящей.

Благодаря мягкости и упругости костной системы, во время родов кроха может пройти по родовым путям без травм и осложнений, но это делает его очень уязвимым.

Очень важно в течение первых лет жизни следить за рационом ребенка, не допуская недостатка кальция, магния и других элементов, а в холодных климатических зонах, где невозможно обеспечить ребенку круглогодичные прогулки на солнце, важно следить и за достаточным количеством витамина D, при назначении обязательно принимать витамины.

В течение первых 2 лет жизни, организм должен приспособится к существованию в новых условиях, защитить самый важные орган — головной мозг. В этот период идет активное закрытие больших и малых родников на голове, которые обеспечивали необходимое смещение костей во время родов.

Скорость закрытия черепных швов отслеживается педиатром и многое может рассказать опытному врачу. В норме полное закрытие родничков должно произойти до 2 лет. Чрезмерно быстрое или медленное зарастание большого родничка — сигнал о необходимом анализе развития ребенка, дополнительных обследованиях.

Процесс окостенения (изменения мягких клеток костей на твердые) остальных костей и хрящей в организме активно начинает проявляться после 2 лет. Замена хрящевой ткани на костную, увеличение крепости будет происходить до полового созревания.

Чтобы окостенение происходило правильно, кости становились крепкими и выносливыми, ребенку необходимо качественное питание, богатое кальцием, магнием и другими веществами, также важно обеспечить кроху достаточной двигательной активностью на свежем воздухе (минимум 1,5 часа в день) или в помещении при помощи различных гимнастических упражнений, спортивных секций.

Еще одна особенность костной системы детей до 2-х лет — разница в скорости развития грудной клетки и легких. Дыхательная система развивается очень быстро, и не всегда ребра и позвоночник успевают за ней.

Чтобы предотвратить нежелательные последствия, взрослым необходимо внимательно следить за гармоничностью развития ребенка, отслеживать изменения веса, роста, окружности головы и грудины. При возникновении существенного отставания от норм (более 10%) необходима обязательная консультация с врачом для исключения факторов, вредящих здоровью.

В дошкольный и младший школьный период рост костей происходит скачкообразно. Периоды стремительного роста сменяются замедлениями. Самые заметные ростовые изменения происходят в 4-5 лет у детей обоего пола, в 8-10 у девочек, в 12- 14 у мальчиков.

В периоды активного роста взрослым необходимо внимательно следить за режимом дня ребенка, его физической активностью, сбалансированностью его питания.

На протяжении всего периода взросления рекомендуется отслеживать рост ребенка по центильным таблицам: до года — ежемесячно, 1-3 года — ежеквартально, с 3 до 7 лет — раз в полгода, с 7 до 16 — раз в год в месяц рождения ребенка. (гиперссылка)

Мышечная система

мышечная системаМышцы — основа любого движения человека. Они приводят в движение костный аппарат. Физическое развитие организма невозможно без постепенного совершенствование этой важной составляющей.

В теле человека 640 мышц, каждая из которых выполняет свою функцию: направление, поддержание, удержание, смещение и т. д. — только малая часть задач.

У новорожденного ребенка мышцы всего тела очень тонкие и слабые, составляют всего ¼ от массы тела. Кроха еще не умеет ими управлять и для научения первым движениям, ему нужно основательно натренировать и развить вначале крупные мышцы, а впоследствии и все мелкие.

Тонкие ниточки, соединяющие кости и органы, должны превратиться в мышечный аппарат, обеспечивающий не только качественное передвижение, но и защиту и фиксацию органов и систем.

В первый год жизни преимущественно развиваются крупные мышцы тела, ответственные за движения рук, ног, тела. Этот процесс нуждается в постоянном контроле и оценке скорости появления навыков.

Так, первым важным навыком, который должен освоить кроха, становится умение удерживать собственную голову на весу. Для этого педиатры рекомендуют как можно чаще предлагать крохе тренировать мышцы шеи — укладывая кроху на живот. Большинство деток успешно справляются с этим навыком к 3-м месяцам.

Развитие мышечной системы происходит постепенно, малыш осваивает различные движения и контроль над своим телом от простого к сложному. Важно на каждом из этапов не опережать события, не предлагать ребенку выполнять упражнения, недоступные ему по развитию. Природой предусмотрены все необходимые механизмы, поэтому взрослым нужно набраться терпения и поддерживать своего ребенка на пути приобретения навыков.

Развитые мышцы шеи позволяют крохе переходить на новый уровень тренировки мышц — освоению переворота тела со спины на живот и обратно. Эти навыки возможны при постоянной нагрузке мышц спины, живота, рук и ног.

После освоения переворотов кроха может начинать учиться подниматься в вертикальную плоскость, постепенно учиться сидеть. Часто взрослые допускают ошибку, стимулируя ребенка быстрее сесть: подкладывают подушки, усаживают на руки до того момента, когда малыш может сделать это самостоятельно.

Освоив умение сидеть около 6-7 месяцев, кроха почувствует возможность передвигаться по комнате. Кто-то поползет, другие — попытаются пойти. К 12 месяцам мышцы тела большинства детей готовы к ходьбе и переходу на новый уровень развития.

С 1 до 3 лет происходит самый интенсивный рост и развитие мышц тела. Кроха осваивает все основные движения, укрепляет позвоночный столб, формирует физические навыки. Наблюдения и контроль в этот период за физическим развитием малыша — обязательны.

Нужно предлагать крохе достаточное количество нагрузки, контролировать его режим дня и питания — для обеспечения правильного и качественного становления мышечной массы тела. Рекомендуется знакомить малыша с зарядкой, разными видами гимнастики, спортивными играми и соревнованиями.

После 3 лет мышцы тела развиваются медленнее, увеличение их объема во многом зависит от активности ребенка, наличия спорта в его жизни.

Родителям дошкольников и школьников нужно помнить, что отсутствие достаточной двигательной активности может привести к нежелательным последствиям:

  • перерождению мышечных клеток в жировую ткань;
  • снижению силы и выносливости организма;
  • снижению иммунитета.

Важно еще в дошкольный период привить ребенку понимание и желание следовать принципам здорового образа жизни, чтобы в школьный период развитие и сохранение хорошей физической формы было не обязанностью, а желанием. Лучше всего для достижения этой цели подходит собственный пример мамы и папы.

Сердечно-сосудистая система

сердечно-сосудистаяСердечно-сосудистая система детей развивается и изменяется на протяжении всего периода взросления. При рождении сердце ребенка достаточно крупное, находится выше, чем у взрослых.

Частота сердечных сокращений сердца новорожденного отличается от взрослого, малыш дышит часто и поверхностно. Многих родителей волнует такой тип дыхания, но это вполне нормальное явление, соответствующее возрастной норме. На очередном приеме у педиатра расскажите о вашем волнении, чтобы врач подтвердил, что все в порядке.

Педиатр на ежемесячном осмотре ребенка до года обязательно должен послушать малыша. В рамках осмотра он выслушает частоту сокращения сердечной мышцы, убедится в отсутствии шумов, при сомнениях назначит дополнительно УЗИ.

До периода полового созревания у большинства детей сердце растет быстрее, чем развивается сосудистая система, поэтому контроль за развитием всей сердечно-сосудистой системой нужно осуществлять регулярно.

До 7 лет при отсутствии показаний, для контроля достаточно прослушивания педиатром сердцебиения при помощи фонендоскопа. У школьников, особенно при наличии у ближайших родственников проблем с давлением, возможно назначение контроля артериального давления.

Особенно заметна разница в скорости развития сердца и сосудов в периоды быстрого роста (6-7 лет, 11-12 лет). Частым спутником отставания в развитии сосудов бывают обмороки и общая слабость. Это состояние не требует лечения, необходим только качественный контроль за активностью, питанием и соблюдением режима дня.

Диагностировать физиологичность происходящего и помочь составить диету и режим дня для ребенка в период активного роста может педиатр. В первую очередь он исключит возможные отклонения со стороны других органов и систем, проанализирует динамику физического развития, после чего подскажет, как помочь ребенку легче пережить возрастную особенность.

Эндокринная система

эндокринная системаЭндокринная система — напарник нервной и иммунной систем во всех основных процессах развития организма. С первых дней жизни для роста и развития ребенка необходима правильная работа всех желез, входящих в систему.

Особую роль в первые 3 года жизни ребенка играют:

  • зобная (вилочковая железа);
  • паращитовидная железа;
  • кора надпочечников.

Благодаря выработке этими железами гормонов и веществ, тело ребенка может расти, развиваться, приспосабливаться к меняющимся условиям. Отклонения в работе этих желез могут приводить к различным осложнениям и заболеваниям. Для обеспечения бесперебойной работы необходим постоянный контроль физического развития, чтобы вовремя заметить изменения, соблюдение режима дня и питания ребенка.

Вилочковую железу, кору надпочечников и паращитовидную часто называют железами раннего детства, благодаря их важной роли в процессе физического и нервного развития ребенка. Чем старше становится ребенок, тем меньше влияния они оказывают. Основная смена руководящей роли желез раннего детства происходит в 11-12 лет, когда вилочковая железа атрофируется, кора надпочечников и паращитовидная железа передают свои функции более совершенным железам:

  • гипофизу;
  • щитовидке;
  • половым железам и т. д.

Дальнейшее становление организма происходит под влиянием новых типов гормонов, способствующих половому созреванию организма.

Особого контроля за работой эндокринной системы требуют дети, у которых самые близкие родственники имеют соответствующие заболевания: диабет, гипер- и гипотиреоз, зоб и т. д.

Кожа

кожаКожный покров детей раннего возраста сильно отличается от взрослого. Пронизанная кровеносными сосудами кожа младенца и ребенка дошкольного возраста очень ранима, чувствительна. Появление защитного слоя кожи, ороговение верхнего слоя, — длительный процесс, проходящий в течение всего взросления.

Оценка цвета, фактуры и эластичности кожных покровов может о многом рассказать опытному педиатру, ведь процессы, происходящие внутри организма, тут же отображаются на коже и слизистых.

Покраснения, сыпь, странные пятна на теле ребенка — сигнал о необходимости обратиться к педиатру. Во многих случаях покраснения и сыпь на коже могут быть проявлением аллергических реакций или нарушения гигиенических условий, особенно это актуально для детей, у которых родители подвержены множественной аллергии.

Оставлять без внимания проявления сыпи или изменения кожи не стоит. Обратитесь к врачу для выяснения причин появления покраснения, подбора необходимого лечения.

До начала подросткового периода кожа ребенка в норме бледно-розового цвета, слизистые чистые, бледно-красные. У здоровых детей раны и царапины заживают очень быстро, с образованием характерной корочки.

С началом полового созревания возможны проявления повышенной активности желез, вырабатывающих гормоны, в виде сыпи по телу и лицу. Для коррекции этого состояния необходимо обратиться к педиатру и дерматологу. Не рекомендуется предлагать детям подросткового возраста бороться с угревой сыпью, прыщами и т. д. при помощи взрослых средств или косметики. Для нормализации ситуации необходимо подбирать лечение индивидуально, оценивая работу организма и систем.

Волосяной покров

волосыФормирование волос у детей происходит постепенно, вместе с развитием всех органов и систем. Рождаясь, дети имеют волосяной покров только на голове. На теле может присутствовать едва заметный пушок, исчезающий в первые недели жизни.

Первые волосы ребенка очень тонкие, быстро стираются в местах, где малыш соприкасается к кроваткой. Залысины на боковой части головы и затылка обычно начинают появляться уже через 2-3 недели после рождения.

Процесс замены волос происходит постепенно. Обычно новые, более качественные волосы вырастают на голове ребенка только после освоения им навыков сидения и ходьбы (после 6 месяцев). Это обусловлено тем, что малыш меньше времени лежит, кожа головы лучше дышит. Изменение толщины волоса на первом году жизни практически незаметно, но это не причина волноваться раньше времени. Обычно ситуация кардинально изменяется в лучшую сторону к 2-3 годам.

В дальнейшем волосы могут изменяться под воздействием генетических факторов. Так достаточно часто у мальчиков и девочек происходит изменение структуры волос и их цвета в период полового созревания. Нормально, если в 12 -14 лет ранее кудрявый малыш приобретает прямые волосы, а детки с редкими тонкими прямыми волосами замечают увеличение объема волос, появление завитков и локонов.

Состояние волос, темп их роста, густота и ломкость могут свидетельствовать о сложных нарушениях в организме, нехватке важных витаминов и микроэлементов. Природой предусмотрен механизм, благодаря которому, перераспределение важных элементов происходит в сторону наиболее нужных для выживания органов. Как следствие кожа и волосы не получают нужных элементов, начинают выглядеть хуже.

Если вы заметили у своего карапуза ухудшение состояние волос (тусклые, секущиеся, сильно выпадают, образуются залысины после года), необходимо обратиться к педиатру для выяснения причин.

Развитие организма ребенка — сложный процесс, в котором участвуют все органы и системы организма. Изменения происходят в определенной последовательности и при понимании этих процессов легко определить и изменить негативные последствия. Физические параметры: рост, вес, окружность груди и головы, состояние кожи, волос, скорость приобретения навыков — важные параметры позволяющие вовремя диагностировать сложные состояния.

Учитывайте особенности развития внутренних систем, скорость набора веса и роста, сравнивайте данные ребенка с нормами вашего региона, чтобы не допустить нежелательных последствий. Но не стоит делать выводы и начинать лечение или коррекцию без консультации педиатра.

При возникновении вопросов о непонятных изменениях проконсультируйтесь со специалистом. Не нужно стесняться задавать “глупые” вопросы, ведь они могут быть очень своевременными и важными. Ваше родительское внимание к физическому развитию ребенка поможет вовремя обнаружить негативные факторы и их причины. Это даст возможность своевременно решить проблемы со здоровьем и предотвратить их нежелательные последствия.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?