16Фев
2018
0

Кризис – это очередной этап в развитии, который приносит с собой что-то новое и интересное. В 6 лет ребенок открывает дверь в другую жизнь. По сути, он превращается в «маленького» взрослого или, по крайней мере, очень хочет на него быть похожим. Кроха теряет непосредственность, устанавливает нормы и правила своего поведения, а также предъявляет их к окружающим. Поэтому этот период еще называют кризисом саморегуляции. Если в 3 года можно говорить, что у малыша появляется «Я», то 7 лет – это рождение «Я социального».

Симптомы и причины кризиса 7 лет

Обычно кризис 7 лет начинается в старшем дошкольном возрасте. О его приближении может сигнализировать быстрая утомляемость ребенка, повышенная раздражительность. Он требует к себе внимания, с трудом управляет своими чувствами. На протяжении 5-8 месяцев могут наблюдаться и другие проявления кризиса 7 лет.

Симптом «горькой конфеты»

Ребенку может быть плохо, но он пытается этот факт скрыть и делает вид, что все нормально. В результате малыш замыкается в себе, уходит в переживания, но не демонстрирует свое настоящее эмоциональное состояние. Как результат – конфликты с родителями, трудновоспитуемость и неуправляемость.

Манерничанье и кривляние

Поведение ребенка становится вычурным, утрированным, появляется демонстративная наивность. Он начинает что-то скрывать, придумывает для себя несуществующие события или роли.

Демонстративная взрослость

Ребенок проявляет острое внимание к своему внешнему виду, прическе, одежде. Главное требование – не выглядеть как маленький. Таким поведением он демонстрирует желание и стремление быть похожим на взрослого.

Потеря детской непосредственности и импульсивности

Появляется ситуация переживания, которая возникает между желанием и действием. Иногда можно заметить паузу между обращением взрослого к ребенку и его ответом. В этот момент малыш как бы обдумывает, что нужно сделать и какое значение будет иметь для него это действие.

Непослушание

Ребенок отказывается исполнять привычные обязанности или обыденные дела. Просьбы оспаривает или отсрочивает их выполнение. Появляется хитрость.

А также могут наблюдаться и другие изменения в поведении, характерные для остальных возрастных детских кризисов: капризы, упрямство, острая реакция на критику. Иногда проявляется излишняя агрессивность. А у других детей, наоборот, – застенчивость.

Причинами таких негативных явлений можно считать то, что ребенок, повзрослев, утрачивает прежние формы поведения, но пока не приобрел другие. То есть он находится в зоне неопределенности, поиска.

Кризис 7 лет имеет не только негативную симптоматику.

  • Дети проявляют повышенный интерес к общению со взрослыми, с удовольствием поддерживает беседу, делятся историями из их жизни, в разговоре демонстрируют свою рассудительность.
  • Появляются занятия-хобби – ребенок берет на себя выполнение определенных обязанностей по собственному желанию.

Положительные моменты любого кризисного периода кроются в дальнейшем развитии. Даже негативные проявления способствуют самосовершенствованию, приобретению новых знаний, умений и навыков.

Новообразования кризиса 7 лет

Готовность к школе – главный результат кризиса 7 лет. Это комплексное явление, которое помогает ребенку на первых порах адаптироваться к обучению в школе. В психологическом плане можно выделить два компонента.

Личностная готовность

Как правило, у семилеток уже сформировано чувства самоуважения, адекватная самооценка, система представлений о себе. Ребенок способен к эмпатии и рефлексии. Сформирована позиция «Я – ученик», положительные представления о школе, нет страха перед учебным процессом. Все это помогает завязать новые контакты как со взрослыми, так и с детьми, отстоять свое мнение и позицию.

Психологическая или интеллектуальная готовность

Это готовность к усвоению учебного материала, которая охватывает все стороны психики.

Это набор знаний, умений и навыков, необходимых для начала учебной деятельности:

  • К ним относятся представления об окружающем мире;
  • элементарные математические представления;
  • основы грамматики;
  • уровень развития психических процессов;
  • мелкой моторики, связной речи.

Сюда входит и эмоционально-волевая готовность, которая предполагает умение ребенка контролировать свои действия, следовать инструкции взрослого и прочее. Окончательно психологическая готовность к школе формируется в процессе самого обучения.

Главным личностным новообразованием считается появление «внутренней позиции» как центрального системного образования. В 7 лет ребенок начинает воспринимать (и переживать!) себя в качестве социального индивида. Возникает потребность в новой жизненной позиции и общественно значимой деятельности, которая сможет обеспечить эту позицию.

Появление внутренней жизни означает, что ребенок уже способен к самоанализу. Малыш осознает свои переживания, ориентируется в них и способен их обобщить. Благодаря этому ребенок уже может определить точно, что ему нравится, а что нет, не ориентируясь на мнение значимого взрослого.

Негативные последствия кризиса 7 лет и их причины

Обычно начало школьной жизни приводит к завершению кризиса 7 лет. Ребенок переходит к учебе, приобретает новый социальный статус и положение. Появляется возможность проявить свою самостоятельность в достаточной мере. Постепенно угасают и поведенческие трудности, которые вызывают у родителей беспокойство.

Однако случаются и некоторые негативные последствия кризиса 7 лет. К ним относятся:

  • низкая успеваемость в школе, отсутствие желания учиться;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • неадекватная самооценка, высокая тревожность, что может привести к развитию невроза.

Как правило, проблемы возникают, когда родители пытаются сохранить прежние формы взаимодействия с ребенком, которые уже неэффективны. Нежелание понять и принять факт взросление чада, ограничение его самостоятельности и инициативности, а также попытка сломать и подстроить малыша под себя, приводит к обострению симптомов кризиса.

В этот возрастной период ребенок пытается разобраться со своим поведением. Затруднения в освоении новых форм поведения могут возникнуть в случае неоправданных самоограничений и самоконтроля. Данные явления возникают, если проявления независимости и самостоятельности ребенка часто заканчивались неудачей, или когда его чересчур строго наказывали за какие-нибудь проступки. В таких случаях малыш уходит от самостоятельности, теряет инициативу, чтобы снова не быть наказанным или не переживать ситуацию неудачи.

Поэтому поведение родителей в критические периоды жизни ребенка является одним из самых важных моментов в воспитании личности и успешном преодолении этого сложного этапа в развитии.

Правила поведения родителей

  • Родителям станет легче, если они поймут, что кризис – явление временное. Он проходит, его просто нужно пережить.
  • Принять факт взросления ребенка и предоставить ему достаточно самостоятельности, поддерживать его инициативность.

Хотят того родители или нет, но малыш взрослеет и лучшим для него будет свободное развитие без жестких ограничений и рамок. Изменения происходят на физиологическом уровне и связаны с интенсивным биологическим созреванием детского организма. Поэтому как бы ни хотелось взрослым видеть своих детей малышами, их рост и развитие не сдержать. А попытками сделать все за ребенка и оградить от всех опасностей этого мира, можно очень сильно навредить ему.

  • Необходимо постараться помочь ребенку смягчить прохождение кризиса.

Не стоит думать, что повзрослевший малыш может сам справиться со всеми возникающими трудностями. Ему по-прежнему нужны внимание и помощь родителей. Чтобы ребенок чувствовал любовь и поддержку следует разговаривать с ним, расспрашивать о том, как проходят дни, знать, как зовут его друзей и персонажей любимого мультфильма. Важно продумать совместный семейный досуг. По статистике, дети, чьи родители вовлечены в их жизнь, проходят этот кризисный этап намного быстрее и спокойнее.

Если ребенок сильно переживает по поводу неудачи, можно отвлечь его, погулять или поиграть вместе с ним в любимую игру, или заняться совместным делом, а может быть, просто приласкать и взбодрить его. Стоит избегать слов и фраз, указывающих на несостоятельность ребенка в определенных делах типа «я же говорила, что ничего из этого не выйдет…», «а Саша вот как хорошо сделал, не то, что ты…». Лучше оказать поддержку, подарить объятия и поцелуй. А впоследствии создать ситуацию успеха, чтобы малыш не потерял веру в себя и свои силы.

Чтобы в будущем ребенок смог адекватно реагировать на неудачу, нужно помочь ему принимать роли разного характера, в том числе и роль проигравшего. Хорошо подойдут групповые игры, когда сам ребенок должен рассудить играющих и дать им определенные места. Такой способ позволяет понять, что вторым быть не страшно.

  • Приказной тон и назидания в этом возрасте малоэффективны.

Лучше не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. Не стоит спешить делать замечание малышу или указывать на его ошибки и неудачи, лучше спокойно выяснить причину, помочь пережить неприятный момент. Родителям стоит прислушиваться к мнениям ребенка, его мыслям и желаниям и постараться понять его. Попробовать поставить себя на место маленького сорванца, вспомнить свое детство. И лишь затем применять определенные воспитательные меры. А наказания стоит использовать обдуманно, нечасто и по делу.

  • Не стоит «ломать» ребенка.

Это возраст, когда близкому взрослому важно быть защитой, поддержкой и опорой. Если дитя предпочитает на обед всегда одно и то же блюдо или хочет носить только синий цвет, уступить родителям не так уж и сложно. Это мелочь, которая важна для психологического развития чада. Однолюбство и консерватизм в 5-7 лет – это норма.

Часто в этом возрасте родители отдают детей на занятия по подготовке к школе. Но прежде чем записаться в тот или иной кружок, нужно подумать, так ли это необходимо данному ребенку. Многим детям будет достаточно программы детского сада или домашних занятий с родителями в игровой форме. А вот спортивная секция не помешает. Спорт учит детей дисциплине, справляться с эмоциями, агрессией и гневом.

И самая важная рекомендация: в общении с малышом поможет терпение и любовь, а также настрой на оптимизм и юмор.

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?