07Дек
    2019
    0
    Как слушать музыку детям

    Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

     

    Увлекательный рассказ для детей и взрослых про мир звуков, с играми и заданиями.

    Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи, которым интересен разговор, начатый нами в предыдущей публикации. Надеюсь, вы утвердились в понимании, что занятия музыкой, живописью, танцами, лепкой, также, как и занятия математикой, логикой, шахматами, развивают не только мышление ребёнка в целом, но и его способности принимать не стандартные решения, мыслить творчески, то есть индивидуально, решать несколько задач одновременно?

    И это помимо того, что ваш малыш становится человеком более широкого видения и понимания мира, людей, красоты.

    Хочу признаться вам, что всю свою сознательную жизнь я пытаюсь разделить два аспекта – эмоции и польза от занятий искусством – на равные части.

    В детстве я занималась музыкой:  сначала, как многие, по наивному детскому  желанию, затем с родительским нажимом, так и не заметив, как музыка стала моим профессиональным выбором и интересом. Может быть от того, что эмоциональные реакции в ежедневном соприкосновении с музыкой стали привычным делом возник вопрос — «а что ещё, кроме эмоций?».

    Невидимые весы всегда чётко работали внутри – когда я пою, я получаю удовольствие, а моя диафрагма прокачивает во время пения внутренние органы – польза. Играю на фортепиано, учу сложную фугу, и мои мозги работают, как машина – польза, а вот я играю в кругу своих друзей  последний хит и все в восторге – удовольствие. Не удивительно, что когда я начала преподавать, весы удовольствия и пользы работали ежедневно. Мне очень хотелось, чтобы они всегда были уравновешенными, именно на это направляла все усилия, именно поэтому, из всех опробованных мест работы, выбрала общеобразовательную школу, где могла бы принести пользу гораздо большему количеству детей, чем в индивидуальной работе в музыкальной школе.

    Написала об этом для понимания, что опыт, которым хочу поделиться, сложился из 22 летней практической работы и наблюдения за большим количеством детей. Это самые обычные дети, которые встречались со мною один раз в неделю на уроках музыки. Сверхзадачей было сделать эти встречи эмоционально насыщенными, в то же время, давая пищу уму.

    По моему глубокому убеждению, первейший навык, необходимый для развития в ребёнке (да и взрослом) способностей и интереса к музыке – это умение слушать. Развить его не так-то просто, поскольку окружающий нас мир настолько переполнен звуками, что в пору от них прятаться, а не вслушиваться. Часть звуков даже претендует на музыкальность – звонки мобильных, фоновая музыка супермаркетов, сопровождение к играм, клаксоны автомобилей, и многие другие. Старшеклассники признавались, что особо не вслушиваются в музыку, которая целый день играет у них в наушниках, просто используют её, как шумовую завесу от всего и всех, кто снаружи. Этим грешим и мы, включая телевизор едва переступив порог дома – чтобы был звуковой фон. Так, наши уши и голова привыкают воспринимать звуки только в двух ипостасях: звук-фон, ничего не значащий, ни на что не влияющий, и звук – информация (гаджеты, телевизор, люди и приборы).

    Учим слушать звуки природы

    Предшественники музыки — звуки природы

    А кто и когда последний раз слушал, как шумит  ветер, шелестят листья, барабанит дождь? А ведь это самые главные предшественники музыки  — звуки природы. Из неё она родилась и возникла: ветер, заигравшийся в тростнике, создал первую флейту; дождь, ударяясь о листья – барабаны; туго натянутая охотником тетива лука – первую струну, а человек смог из этих природных звуков сделать настоящую музыку.

    Развитие способности вслушиваться в окружающие звуки предвосхищает слушание музыки и включает, так называемый, активный слух. Он не имеет прямого отношения к музыкальному слуху, но позволяет настроить внимание ребёнка на ту же волну восприятия, что необходима для слушания музыки. Предлагаю вам опробовать систему упражнений и игр для развития активного слуха. Помня о весах удовольствие-польза, сообщаю, что упражнения для включения активного слуха необычайно концентрируют рассеянных, а чрезмерно активным, эмоциональным детям дают возможность  переключиться и даже достигнуть состояния покоя и сосредоточенности. Ещё: расширяют кругозор ребёнка, словарный разговорный запас, внимание, любознательность. Итак, прочтите задание и ход его исполнения и попробуйте поиграть вместе с ребёнком.

    Игра «Что звучит на нашей улице» 

    Игра  для маленьких слушателей (родители приглашаются к участию).

    Цель: включение механизма активного слушания

    Задание: когда ты вышел на прогулку в свой двор, найди удобное местечко, замри на несколько секунд, закрой глаза и прислушайся и нарисуй по звукам картину во дворе.

    Содержание: ребёнок с закрытыми глазами описывает происходящее во дворе: голоса людей, животных птиц, предметов, предметов в действии. Попросите малыша показать голосом, как поёт птица, как скрипит дверь, как завелась и отъехала машина.

    Дополнение: каждому звуку дать характеристику: громкий, тихий, прозрачный, глухой, нежный, грустный, спокойный.

    Игра «Музыка  природы»

    Цель: Создание параллели звук-образ, связать в воображении ребёнка со звуком  самые разные понятия.

    Задание: попробуй изобразить звук падающей снежинки, например «тинь».

    Теперь создай звуком движение падающих снежинок, повторяй много раз «тинь-тинь-тинь».

    Содержание: А теперь поменяй настроение: пусть снег падает тревожно, или убаюкивающе, энергично, призывно. Ребенок должен создавать параллель – звук и образ. Взрослый помогает ему, не оставляет звуки повисшими в воздухе, а все время ведет вокруг этого разговор.

    Дополнение: другие персонажи для игры — дождь, бег лошади, звук приближающегося или удаляющегося поезда (самолета, автомобиля), крик летящих журавлей, мяуканье кошки и всё, что придумаете сами.

    Игра «Музыкальный театр»

    Цель: Создание параллели соответствия звука конкретному образу.

    Содержание: В любой сказке, которую читаете ребёнку, есть герой, или событие, явление, которые звучат. Попробуйте вместе с ребёнком оживить сказку реальными звуками. Это может быть не только звукоподражание (подул сильный ветер, грянул гром, охотники выстрелили и т.д.), но и какая-нибудь песенка, напев.

    Дополнение: такая игра иногда может возрастать до размеров целого музыкального спектакля и это очень здорово.

    Эти игры я провожу много лет с младшими школьниками. Элементы и герои заданий от урока к уроку, безусловно, меняются, но самое главное:

    задачу по активизации слуха удается решить в игре.

    И она же, игра, позволяет мне со временем перейти к разговору о музыкальном звуке. Поющий, музыкальный звук, живущий в мелодии, дети воспринимают теперь как нечто волшебное, как то, что парит над всем миром звуков бытовых, природных, человеческих. Имея опыт активного слушания звуков и подражания им голосом, ребёнок способен оценить теперь не только красоту музыкального звука, но и его образность, то есть способность музыки также рассказать о боли и радости, нарисовать портрет и пейзаж, изобразить лес, море или сражение. Теперь, только, я начинаю слушать с ними классику, написанную для детей. Акцент на слове «детская» я не делаю, это музыка скорее не для детей, а о детях. 

    В зависимости от характера выбранной пьесы, можно слушать её и рисовать, или слушать и танцевать, или слушать и разглядывать картину, это практикуем на протяжении всей младшей школы. Маленький ребёнок лучше всего слушает программную музыку, где есть название и предполагается сюжет: Шуман «Альбом для юношества», Чайковский «Детский альбом», «Времена года», Э.Григ «Утро», «Шествие гномов» и т.п.  Каждое прослушивание предваряется беседой, и заканчивается дискуссией маленьких слушателей.

    В прошлом выпуске мы предложили вам новую рубрику «Послушай-посмотри, малыш», которая может стать маленьким пособием по развитию у ребёнка первых, начальных навыков слушателя и зрителя.  Это не общие советы и наставления, а практические аудио и видео занятия, позволяющие одним кликом ввести ребёнка в мир прекрасного. Кто из вас послушал-посмотрел, пишите, пожалуйста, о впечатлениях ваших и детских.

    Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

    Комментариев пока нет

    Что Вы думаете о статье?

    https://top-fwz1.mail.ru/tracker?id=3166767;e=RG%3A/trg-pixel-4785042-1584559015790;_={{random}}