09Янв
2020
0
Мы идем учиться музыке

Автор: Лисицына Юлия — 47 лет, мама 4 детей, учитель музыки и художественной культуры, преподаватель хора и вокала, стаж работы в школе 22 года. Выступала на всеукраинских педагогических конференциях, была активным участником группы педагогов-экспериментаторов Украины, имеет 13 публикаций в педагогике, педагогическое звание. Параллельно со школой преподавала 15 лет в Институте культуры и искусств на кафедре вокала и хорового дирижирования — это ее музыкальная специализация.

 

Здравствуйте, дорогие наши взрослые – мамы, папы, бабушки, дедушки, и все другие члены семьи.

Эта статья посвящена тем из вас, кто только задумывается, и тем, кто уже твердо решил дать своему ребёнку музыкальное образование.

Сегодня услуги по внешкольному музыкальному образованию имеют широкий диапазон: от классических музыкальных школ, работающих по государственным программам и стандартам, до частных школ, ДК и объединений, творящих по авторским методикам, либо вообще без таковых.

Как правильно сделать выбор, чему отдать предпочтение, чего ждать в пути и на финише, — эти и другие вопросы детского музыкального образования в серии статей «Мы идем на музыку!».

 

Содержание:

 

Начнем с выбора учебного заведения:

Необходимо понимать, что детское музыкальное образование делится на две категории – музыкальные школы и все остальные.

Что такое ДМШ?

Детские музыкальные школы (далее ДМШ) работают по государственным стандартам и программам, которые составлены специалистами, и проверены временем. От года к году в эти программы вносятся совсем незначительные изменения, поскольку построены они на классических музыкальных примерах, а теоретические основы музыки чуть младше пирамид.

Набор предметов в ДМШ также неизменен – это специальный инструмент (специальность), сольфеджио, гармония в старших классах, музыкальная литература, хор или оркестр. Встречаются дополнения (ансамбль, квартет и т.п.) в зависимости от педагогического состава школы.

Ребёнок, посещающий ДМШ, с первого дня погружается в мир профессионалов, которые хотят выпускать профессионалов. Разговоры о том, что ребёнок пришёл сюда для общего развития, либо что-то попробовать, в ДМШ дурной тон – здесь все собрались для серьёзного дела. На лицах у некоторых педагогов ясно написано: мы сделаем из вашего ребёнка великого – далее специализация.

Есть множество интересных методик обучения игре на инструментах, быстрому и лёгкому знакомству с музыкальной грамотой и гармонией, новые мультимедийные возможности преподавания музыкальной литературы, однако, всё это не меняет главного: в ДМШ ребёнок не может быть расслаблен, он должен и обязан трудиться, порою, очень тяжело и по взрослому преодолевать себя, безостановочно повышая и повышая уровень мастерства и нагрузки, в том числе, психологической.

 

О ДМШ с оптимизмом:

Ваш ребёнок откроет и обретет еще один мир – мир музыки, и это не просто красивые слова. Уровень погружения, который гарантирует ДМШ, даёт возможность ребёнку

  • познать этот мир в его лучших ракурсах, через звуки музыки;
  • получить новые, несравнимые ни с чем другим эмоции и переживания;
  • общаться среди особенных людей, в том числе ровесников;
  • увидеть, услышать и понять то, что не доступно всем (сегодня уже действительно, немногим);
  • обогатить свой интеллект новыми понятиями, знаниями, умениями;
  • действительно научиться играть на инструменте, а ещё чинить его, разбираться в качестве звука и мастерстве других исполнителей;
  • получить новый психологический опыт (терпение, преодоление себя, сценический страх, конкурентная борьба, несправедливость взрослых решений, творческая зависть, УСПЕХ и СЛАВА и много другое);
  • изменить свой путь.

Этот список далеко не полный. Главное, что мне хотелось бы отметить: поступление ребёнка в ДМШ – это особенное событие в его и вашей жизни, которое обязательно вовлечёт и его и вас в целый ряд новых дел, обязанностей, трудностей и, безусловно, радостей.

О том, как сделать этот путь максимально комфортным, в моих следующих публикациях, а сейчас, давайте поговорим о плюсах и минусах других внешкольных заведений, занимающихся музыкальным образованием детей.

 

Всегда есть выбор

Такие заведения обычно строят свою работу вокруг одного успешного творческого коллектива – чаще всего это хор, ансамбль, оркестр или бэнд. Большая часть занятий приходится на встречи (репетиции и выступления) этого коллектива, а часы сольфеджио, музыкальной литературы и другое прилагаются для веса, и имеют формальный характер.

Участники таких коллективов могут иметь достаточно большой сценический опыт, много и плодотворно развиваться в одном направлении, но при этом не знать как, например, сыграть гамму, или простейший аккорд, никогда не слыхивать о Бахе и Моцарте, и даже, не знать нот.

Отсутствие классического подхода и системы дадут себя знать, если выпускники таких объединений выберут музыку своим профессиональным интересом, что, кстати, бывает не редко. Дальнейшее их обучение (в музыкальном училище и консерватории) обнаружит недостаток классических знаний и умений, и вновь повернет ребенка к суровой необходимости тяжело трудиться, ещё и догоняя остальных.

 

Оптимистический взгляд:

Дети в этих студиях (ансамблях, ДК и пр.) всегда более раскованы и естественны, чем дети ДМШ, а это немаловажный фактор, поскольку с самой первой встречи им говорят, что здесь они собираются для того, чтобы творить, играть, выступать.

Можно вспомнить о том, что учитель ДМШ обязан каждую четверть выставить ребёнка на академический концерт с новой программой, а в этих клубах дети годами поют и играют один и тот же репертуар, поговорить о профессионализме, методиках и т.д., но есть наши дети, и мы хотим им счастья и добра, и совсем не ценою их нервной системы. Поэтому нужно понимать на старте, что музыкальная школа – это брачный союз навеки, а студии и т.п. – любовь без обязательств.

 

маленький музыкант играет на пианино

Маленький музыкант

 

Куда и когда?

Принимая решение о выборе заведения, обязательно учитывайте географию и логистику: лучше попроще и рядом, чем многочасовые поездки в именитые заведения. У ребёнка младшей школы всё должно быть в пятиминутной досягаемости – говорю вам это, и как педагог и как мама.

Первые два-три года занятий музыкой обнаружат многие факторы: способности ребёнка, степень его увлечённости, желание и упорство продолжать, тяготение к конкретным занятиям (инструментам, вокалу и т.д.).

Спустя три года поговорить о дальних поездках за лучшим педагогом или школой будет иметь какой-то смысл, если интерес у ребёнка нарисовался. Некоторые родители считают, что славный педагог (имеется в виду опыт и реноме) сможет дать ребёнку правильный старт, славные педагоги тоже считают, что хуже нет, чем переучивать ребёнка после плохого учителя, и всё это правда, НО

Если всё же попытаться найти золотую середину, и выбрать самого лучшего среди ближайших, то как это сделать?

 

Ищем педагога

Чтобы оценить того или иного педагога-музыканта с точки зрения родителя, необходимо посетить его в репетиционный период. Концерты, выступления, презентации не дадут вам полного и правдивого впечатления, даже напротив, создадут ряд иллюзий. Воспользуйтесь излюбленным приемом большинства школьных администраторов — тихонько посидите под дверью минут 10-15.

Вы сможете узнать

  • как работает педагог – спокойно, монотонно, эмоционально, интересно;
  • оценить грамотность речи, интонации, юмор, интеллект;
  • как ведут себя дети – смеются, отвлекаются, скучают, боятся, активно работают, уходят вприпрыжку, выползают бледные;
  • в целом — задачи, темп работы, нагрузка, атмосфера.

Оценив работу преподавателя в будничной обстановке, вы поймете, как будут проходить встречи вашего ребёнка с ним. По крайней мере, большая их часть. Исключения составляют генеральные репетиции перед концертами, когда нервничают и руководители и ученики, такие «подслушивания» лучше не практиковать, они не показательны.

 

Напутственное слово родителям

Сегодня многие из родителей активные и очень занятые люди. Нет сил, времени и возможности погружаться в дела детей на всю глубину, правда есть готовность вложить все силы и ресурсы, в том числе финансовые, чтобы кто-то решил эту проблему за нас – научил, воспитал, направил, вовремя выявил и развил наших детей. Однако педагогам любой направленности хорошо известно, что важнейшим фактором в успешности детей является поддержка и участие родителей.

Что должны знать и что освоить родители маленьких музыкантов, чтобы поддержать их в нелегком, но таком прекрасном занятии мы поговорим в следующий раз.

Встречайте новую зимнюю серию из приложения «Послушай-посмотри, малыш».

 

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Комментариев пока нет

Что Вы думаете о статье?